Открыто разрушение Луны солнечными бурями

Корональные выбросы на Солнце (на снимке – буря 30 ноября 2011 года) способны создавать протяжённые облака плазмы, которые содержат до миллиарда тонн вещества, разогретого до десятков тысяч градусов. Скорость таких потоков достигает 450 километров в секунду (фото NASA/SDO).

Сильные бури на Солнце, а точнее, вызванные ими потоки плазмы, работают как пескоструйка, эффективно сдирающая с поверхности естественного земного спутника большие объёмы вещества за один присест. К такому выводу пришли учёные NASA.

«Модель предсказывает, что от 100 до 200 тонн лунного материала могут быть удалены с лунной поверхности в течение типичного двухдневного прохождения коронального выброса массы (CME)», — сообщает один из авторов исследования Уильям Фаррелл (William Farrell).

Учёные из проекта «Динамический ответ окружающей среды на Луне» (Dynamic Response of the Environment At the Moon — DREAM) опирались на данные о выбросах плазмы, поставляемые несколькими космическими обсерваториями, а также сумели объединить ряд моделей взаимодействия солнечных бурь с планетами и лунами.

Удары солнечного ветра являются одним из нескольких процессов, формирующих разреженную экзосферу Луны, поясняют учёные. Но во время CME создаваемое скоростной плазмой распыление вещества доминирует среди всех этих сил, легко вырывая из лунного грунта различные атомы и соединения.

Моделирование концентрации атомов кальция вокруг Луны при медленном солнечном ветре (справа) и встрече с корональным выбросом массы (слева). Красные и жёлтые цвета отражают повышенное содержание частиц (иллюстрация NASA, Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory).

Секрет эффективности CME заключается не только в большей плотности и скорости в сравнении с обычным солнечным ветром, но и в насыщенности облака тяжёлыми ионами.

Так, ионы гелия в солнечном ветре составляют около 4% (львиная же доля потока – это протоны), а в CME доля гелия подскакивает до 20% и более. В сочетании с большей скоростью такие утяжелённые потоки способны выбивать с поверхности Селены в 50 раз больше материала, чем нормальный солнечный ветер.

Корональный выброс 19 сентября 2011 года (фото ESA/NASA/SOHO).

Исследователи говорят, что свидания с корональным выбросом аналогично влияют на другие тела в Солнечной системе, в частности, удаляют толику вещества из атмосфер планет, не защищённых сильным магнитным полем.

В 2013 году авторы расчётов смогут проверить их с помощью прямых наблюдений за ударами CME по Луне и Марсу: на этот год намечены старты двух примечательных аппаратов.

Первый — Lunar Atmosphere And Dust Environment Explorer (LADEE) – будет кружить вокруг Селены на высоте 20-50 километров. При атаках CME атомы с поверхности Луны будут выбиваться далеко в космос, и LADEE сможет их уловить, превращаясь в своего рода геолога, которому не нужно садиться на спутник.

Второй зонд — Mars Atmosphere and Volatile Evolution (MAVEN) – должен выйти на орбиту вокруг Марса. Он призван изучать верхние слои атмосферы Красной планеты. В том числе MAVEN будет отслеживать реакцию марсианской атмосферы на сильные солнечные бури, похожие на ту, что случилась 7 июня 2011 года.

«Вояджер» вступил в новый регион на краю системы

6 декабря 2011

Составлена самая полная карта Луны в 3D

23 ноября 2011

NASA запустило в космос измерители лунной гравитации

10 сентября 2011

На Луне впервые появятся нерекомендованные к посещению участки

10 сентября 2011

Отсняты самые чёткие следы людей на Луне

7 сентября 2011
  • Юрий Новиков  7 декабря, 17:29
    а «снежинки песчинки» этой бури пескоструйки — могут прилипать к веществу Луны — увеличивая собой массу спутника?
  • Антон Брандт  7 декабря, 19:53
    Интересно, а поймать такой выброс можно?
    Ну какой-нибудь ловушкой элмагнитной или еще чем?
    Сразу масса кинетической и тепловой энергии+вещество.
    Прибыльное дело, если уметь ловить и перерабатывать.
  • Леонид Попов  7 декабря, 19:59
    В выбросе миллиард тонн распределены на пространство поперечником в десятки и даже сотни тысяч километров. А уж в окрестностях Земли это бегущее облако ещё больше растягивается. Это чрезвычайно разреженная штука выходит. Ловить тут что-то в промышленных масштабах смысла нет — вам потребуются фантастические ловушки, поперечником в десятки км, которые в идеальном случае поймают какие-то граммы.
  • Максим Селиванов  7 декабря, 19:53
    А разве эти 100-200 тон нельзя наземными телескопами разглядеть?
  • Леонид Попов  7 декабря, 19:56
    Ну это по всей Луне 200 тонн, а не в одной точке, так что очень разреженный материал поднимается вверх. Его не разглядеть. Тут нужен сенсор чуть не на отдельные атомы и поближе к поверхности. Вот новый спутник этим и займётся.
  • Максим Селиванов  7 декабря, 20:02
    А зачем нам отдельный атом, у нас есть 100 тонн пыли в день, пыль хорошо поглощает свет. Луна должна тогда иметь что-то типа хвоста кометы. Но мне кажется они просто переборщили с цифрами, хотя кто знает, я не спец.
  • Леонид Попов  7 декабря, 20:05
    Если сто тонн размазать по «хвосту кометы» размером во многие тысячи километров, может там будет настолько слабое поглощение или отражение света, что телескопы не уловят. А переборщили или нет — не могу сказать. Ну целая группа спецов моделировала, считала, наверное можно доверять выводам.
  • Александр Митькин  7 декабря, 20:14
    А с космических аппаратов ничего не уносится?
  • Леонид Попов  7 декабря, 20:20
    Наверное тоже есть какое-то воздействие, почему бы и нет. Другое дело, что космический аппарат сам очень маленький (в сравнении с Луной), так что и теряет он гораздо меньше.
    Вообще же влияние солнечной активности (во всех её проявлениях) на спутники — отдельная большая тема. Иногда там бывают неприятности. В Сети много чего по этому поводу выложено.
  • Арсений Иванов  7 декабря, 20:31
    Уносится. Только размеры космического аппарата несоизмеримы с размерами той же Луны. 200 т для Луны — это 2,721*10^-15 % от всей её массы. В масштабах космического аппарата, больше вещества будет потеряно, если вы его случайно поцарапаете.
  • Андрей Кошкин  7 декабря, 20:49
    Почему это вещество не может быть притянуто землёй ?
  • Леонид Попов  7 декабря, 20:55
    Если прицельно попадёт этот выброс по Земле, то что-то «запутается» в силовых линиях магнитного поля планеты. Будут знатные северные сияния, а то и отключения энергосетей, аварии на трансформаторах. Ну сбои в радиосвязи ещё. А вот если пролетит то облако _мимо_ планеты, то почему оно вдруг должно притянуться? Скорость-то потока — сотни км / с !! Он едва ли Землю заметит.
  • Андрей Кошкин  7 декабря, 21:02
    Масса вещества лунного намного больше массы вещества протонов солнца. По идее лунное вещество не может просто так захватиться протонами солнца и уйти...
  • Леонид Попов  7 декабря, 21:25
    По какой идее? Тут речь не о захвате. Протоны и ионы гелия из выброса _выбивают_ с поверхности атомы. У первых ведь скорость под 450 км/с. И какое дело этим выбитым атомам до того, сколько весит Луна? Они от этого крепче что ли цепляются за соседние атомы? При таких энергиях соударения конкретных частиц про гравитационное поле можно на время забыть.
  • Сергей Асташкин  7 декабря, 21:58
    -- да.. да.. Леонид вы помните мои преположения в старой Мембране? насчёт структуры Луны ?
  • Александр Морозов.  7 декабря, 23:11
    А что если на Луну пригнать сотни и тысячи ледяных астероидов, расплавить их, получить атмосферу? Пусть она будет высотой 100 км, чтоб хоть какая-то плотность на уровне поверхности была, чтоб дышать можно было. Вот и запасной дом!
    Воду разложить на кислород и водород. Водород связать с чем-нибудь, либо в космос отправить, часть на землю в качестве топлива. Азот тоже из чего-нибудь добыть ;)
  • Ольга Добрая  7 декабря, 23:15
    не удержится атмосфера...слабая гравитация
  • Александр Морозов.  7 декабря, 23:20
    Да я знаю, но что если поставлять астероиды постоянно?
  • Александр Иерархов  7 декабря, 23:21
    Ну вообщето удержится. Пару тысяч-десятков тысяч лет. Вам хватит? Или вы мыслите миллиардами лет а может и бесконечностями?
  • Александр Иерархов  7 декабря, 23:23
    Хотя... Если человек «по образу и подобию»... Но чегось не очень похоже...
  • Александр Иерархов  7 декабря, 23:25
    Александр, кометы наверное выгоднее по составу... Хотя... Золотой астероид это....ээээ.... народ погрызёт друг другу глотки....
  • Александр Морозов.  7 декабря, 23:25
    Тысяч лет конечно хватит
    вот тема интересная
    www.astronomy.ru/forum/index.php?topic=4762.0
  • Александр Морозов.  7 декабря, 23:25
    Главное чтоб лунатики не были против.
  • Александр Иерархов  7 декабря, 23:26
    Что вы, у нас богатый опыт... Мы лунатиков к ногтю...
  • Александр Иерархов  7 декабря, 23:27
    Правда можно ошибиться с оценками.... Тогда в пределе даже не поймём что произошло... а там и понимать уже некому будет... :)))
  • Александр Горев  8 декабря, 08:47
    у Луны нет магнитного поля. всю эту атмосферу сдует этим же солнечным ветром.
  • Александр Иерархов  8 декабря, 10:40
    Не сразу. Так что если вы не горец то вам хватит...
  • Александр Морозов.  8 декабря, 10:51
    Почитайте тему по ссылке, там похоже люди поумнее нас общались ;).
    За один день атмосферу не сдует, а за 1000 лет ее можно несколько раз обновить, и фиг с ним с магнитным полем.
  • самое не понятное — зачем?
  • Антон Брандт  8 декабря, 04:43
    Леонид Попов 7 декабря, 19:59
    В выбросе миллиард тонн распределены на пространство поперечником в десятки и даже сотни тысяч километров. А уж в окрестностях Земли это бегущее облако ещё больше растягивается. Это чрезвычайно разреженная штука выходит. Ловить тут что-то в промышленных масштабах смысла нет — вам потребуются фантастические ловушки, поперечником в десятки км, которые в идеальном случае поймают какие-то граммы.>>>

Я понимаю, что выброс тем больше расфокусируется, чем больше растояние от источника.
    Но, что мешает расположить ловушки (предположим они у нас есть) ближе в источнику?
    Скажем, гденибудь около Меркурия, и достаточно близко, чтобы было что ловить и достаточно далеко, чтобы можно было подогнать ловушки в рассчетную точку.
    Теоретически ведь это реально сделать?

• Сергей Асташкин  8 декабря, 06:58
    -- Вроде у меня есть метод всё это ловить.. но какой смысл..если всё это можно просто добывать на ней..
  • Юрий Любимов  8 декабря, 10:39
    На ней, это, простите, где?
  • Сергей Асташкин  8 декабря, 17:03
    -- На Луне
  • Антон Брандт  8 декабря, 21:19
    Астаха, я спрашивал вменяемых людей.
    Не лжецов и идиотов.
    Так что иди себе милый, в Болгарию, и шамиля с собой забери.
  • Радомир Курбанофф  8 декабря, 21:37
    а что именно собирать? заряженные частицы или выбросы с луны?
    в любом случае площадь ловушек получается гигантская. при распоряжении такими технологиями можно банально поставить зеркало и собирать лучистую энергию на приемник прямо в космосе.
  • Александр Гадяев  9 декабря, 08:41
    А если соорудить искусственное магнитное поле на Луне? Видел проекты, где роботы укладывают солнечные батареи на поверхности, как асфальт. Дальше энергия микроволнами передавалась на Землю.

Зачем передавать? Запитать тороид повнушительнее, пусть себе магнитит. Для этого нужен лишь многожильный кабель в виде окружности, соединённый должным образом. Кабель желательно сверхпроводящий, по крайней мере Лунная ночь обеспечит низкую температуру. Тогда жилки будут то-оненькими, лё-ёгинкими, потерь то нет, а токи можно разогнать фантастические.
    Затем добыть ферромагнетики, смешать с наполнителем, расплавить той же энергией, уложить возле кабеля-тороида, дать остыть. Получится постоянный магнит, питание тороида можно снимать, тороид переносить и т.д.

• Дмитрий Маркин  15 января, 23:42
    Солнечные бури разрушают луну, унося сотни тонн грунта за раз, а следы пребывания американцев на луне как бут-то вчера оставлены, судя по снимкам в одной из прошлых тем.
    Даже не запылились.
    Или я чего-то не понимаю?
  • Леонид Попов  16 января, 01:00
    Ключевое слово «площадь». Сотни тонн — это с миллионов и миллионов квадратных километров. Вопрос — сколько тогда с одного квадратного метра?