Автопоезд Blade Runner дружит с железной дорогой

Поезд-автомобиль отличается неплохой аэродинамикой (фото с сайта faculty.washington.edu).

"Уважаемые пассажиры, наш поезд опаздывает на полчаса, поэтому мы срежем путь через вон ту деревеньку. Пристегните ремни, мы съезжаем на шоссе", — примерно такое объявление услышат путешественники, воспользовавшиеся транспортной системой Blade Runner.

Группа британских инженеров и дизайнеров из нескольких компаний под предводительством Карла Хендерсона (Carl Henderson) и под флагом фирмы Silvertip Design, разрабатывает транспортный проект, который позволит объединить преимущества движения по железной дороге и автотрассе.

Blade Runner — это даже не одно революционное транспортное средство, а целая концепция создания группы машин, способных с одинаковой лёгкостью ездить по асфальту и по железнодорожной колее.

Скажете: «Эка невидаль...» И правда. Автомобили, которые оснащены дополнительными железнодорожными колёсами, опускаемыми вниз, как правило, гидроприводом — давно известны. Такие двухрежимные машины даже выпускают в нескольких странах, пусть и малым тиражом.

Однако все эти аппараты — по сути — переоборудованные грузовики, тягачи или коммунальные машины, типа «Унимога».

Они и в своей железнодорожной ипостаси призваны выполнять сходные функции: таскать вагоны на сортировочных станциях, в портах или в депо, помогать ремонтникам при восстановлении повреждённых путей.

Карл Хендерсон полагает, что данный «дуальный» принцип можно перенести и на более масштабные задачи, вроде транспортировки грузов и пассажиров через всю страну.

Blade Runner в любой момент готов съехать с шоссе на железнодорожную колею и наоборот (фото с сайта faculty.washington.edu).

Создав тяжёлые двухрежимные грузовые машины (сопоставимые по размерам и массе с нынешними дальнобойными фургонами или более крупные), а также их пассажирские аналоги, можно было бы извлечь из существующих железных и асфальтовых дорог гораздо больше пользы, чем сейчас.

Чем хороши железные дороги? Прежде всего, высокой экономичностью. Энергозатраты на транспортировку тонны груза здесь раз в десять ниже, чем на шоссе (при одинаковой скорости движения).

А чем хороши автотрассы? Высокой разветвлённостью и возможностью доставлять груз непосредственно к магазину, складу и так далее.

Двухрежимный грузовик, прибыв по рельсам на станцию назначения, не дожидался бы разгрузки, как товарный вагон, а просто съезжал бы на асфальт и отправлялся к получателю груза.

Помнится, в своё время, контейнеры придумали именно под лозунгом максимального сокращения времени на перегрузочные операции.

Мол, не нужно теперь выгружать из вагона тысячу телевизоров, а нужно лишь подогнать кран и переставить контейнер с ж/д платформы на автомобиль-контейнеровоз.

Пассажирский вариант Blade Runner (фото с сайта faculty.washington.edu).

Логичное продолжение идеи — это отказ от перегрузки вообще. Тем паче, что широчайшее распространение контейнеров на всех видах транспорта так и не избавило мир от своеобразных транспортных пробок — запруженных миллионами контейнеров крупных станций и портов.

Кроме того, для двухрежимных транспортных средств можно создавать комбинированные маршруты, включающие попеременно несколько участков железнодорожной колеи и автотрасс.

Ведь часто ни те, ни другие по отдельности не дают возможности быстро добраться в желаемое место, без необходимости делать большие «крюки».

Посмотрите на карту своей области (штата, кантона и так далее) и вы легко увидите, как таким образом легко сократить путь из точки А в точку Б. Такой подход был бы неоценим для пассажирского движения.

Кабина гибридного тягача размещена на седле и после подсоединения полуприцепа жёстко «сливается» с последним (фото с сайта faculty.washington.edu).

Тут нужно упомянуть любопытную особенность проекта Blade Runner. Авторы предлагают не просто набор транспортных средств, но систему управления такими машинами, которые, оказавшись на рельсах, могли бы составлять длинные (до километра) виртуальные поезда (авторы проекта называют их конвоями).

Виртуальные, потому что машины не соединяются между собой физически, а просто двигаются одна за другой с дистанцией в десятки сантиметров и одинаковой скоростью. Современная электроника легко может обеспечить такой режим.

При этом отказ одной машины не приводит к аварии — она просто замедляется и упирается в предыдущий автомобиль, который и толкает её дальше.

К тому же — в любом месте железнодорожной трассы в случае чего можно съехать в сторону и освободить путь.

Сами машины Хендерсона (правда, пока это лишь дизайнерские наброски) также имеют не одну «любопытинку».

Как грузовые, так и пассажирские варианты предлагается строить по образу седельных тягачей, со сменными «целевыми» модулями.

Однако кабина в этих тягачах закреплена не на раме машины, а на седле. То есть, она поворачивается вместе с полуприцепом.

Британцы полагают, что новая система транспорта помогла улучшить обслуживания удалённых городков и деревень, при этом можно было бы частично использовать старые, заброшенные железнодорожные линии, на которых уже не действуют станции, но почти в полной сохранности остались пути (фото с сайта faculty.washington.edu).

Это решение ликвидирует промежуток между полуприцепом и кабиной, что даёт дополнительное пространство для груза (при той же стандартной длине автопоезда, которая разрешена на дорогах), а также — улучшает аэродинамику.

А ещё авторы проекта предусмотрели плавную регулировку распределения нагрузки между железнодорожными и автомобильными колёсами.

Дело в том, что автомобильные ведущие мосты тягача катятся по рельсам, приводя машину в движение.

При этом система, опускающая на рельсы колёса «вагонные», так регулирует усилие нажима, что на колёса автомобильные приходится в десять раз меньшая нагрузка, чем при движении по шоссе.

Этого достаточно для реализации тяги. А вот при торможении (с помощью обычной, автомобильной, тормозной системы), электроника увеличивает вес, приходящийся на шины, чтобы можно было реализовать большой тормозной момент.

Так что гибридная машина на рельсах может тормозить быстрее, чем классический поезд.

Рельсовые автопоезда могли бы сочетать пассажирские и грузовые модули вперемешку, рассыпаясь на узловых станциях, чтобы разбежаться по своим маршрутам (фото с сайта silvertipdesign.com).

Такой комплекс при соответствующей инфраструктуре управления движением, считают авторы Blade Runner, мог бы доставлять пассажиров и грузы быстрее и дешевле, чем нынешнее простое «сложение» возможностей железной дороги и шоссе.

В числе организаций, поддерживающих проект, числится британское министерство торговли и промышленности. Что внушает некоторый оптимизм.

Правда, нужно вспомнить, что уже очень много проектов экзотических видов транспорта так и не вышли из стадии экспериментов. Наверное, потому что инерция мышления будет посильнее, чем инерция несущегося товарного состава.



На 8 марта инженеры подарили военным умный джип

9 марта 2004

Мотоцикл, как 2х2: Yamaha внедряет полный привод

3 марта 2004

Карманные мотоциклы обладают недетскими способностями

24 февраля 2004

Внутри нового десантного корабля-дока плавают баржи

24 февраля 2004

Shuttle-Bike сделает водоплавающим любой велосипед

13 февраля 2004