Прозрачный небоскрёб будет питаться солнечным светом

В прозрачном небоскрёбе принцип дизайна офиса — «весь мир на ладони» — должен подойти журналистам (иллюстрация с сайта arcspace.com).

В 2004 году в Нью-Йорке начнётся строительство нового головного здания газеты «New York Times». По потреблению энергии на единицу площади оно будет одним из самых экономичных в мире, так как научится заманивать в ловушку солнечный свет.

Новое здание разработано итальянским архитектором Ренцо Пиано (Renzo Piano), в кооперации с компанией Fox & Fowle Architects.

Нужно сказать, что Пиано — всемирно известный архитектор, чьи творения уже не один десяток лет прочно стоят во многих странах.

Достаточно упомянуть грандиозный Центр Помпиду в Париже, выполненный в революционном для своего времени стиле хайтек.

Можно ожидать, что и на этот раз работа итальянца окажется весьма нетривиальной.

И действительно, интересная внешность нового здания сочетается с любопытной начинкой.

А дело было так. Когда шефы всемирно известной газеты решили собрать своих служащих (заметим, работающих сейчас в семи зданиях в разных районах Нью-Йорка) под одной крышей, то сразу подумали: «Новый небоскрёб должен быть и удобным, и эффективным офисом».

Скоро всемирно известная газета обретёт новое здание, которое также станет всемирно известным (иллюстрация с сайта lbl.gov).

А значит — нужно искать самые передовые энергосберегающие технологии.

Поискали и нашли. В лаборатории Беркли (Berkeley Lab).

Оказалось, здесь давно работает группа, исследующая пути снижения энергопотребления крупными офисными зданиями.

Так что заказчиков из «New York Times» здесь приняли с распростёртыми объятиями.

В результате родился проект 52-этажной башни, которая должна украсить собой пересечение Восьмой авеню и Сороковой стрит.

Инженерам было очевидно, что сократить расход энергии можно, лишь максимально используя для освещения офисов солнечный свет.

Макет нового небоскрёба, вписанный в его нью-йоркское окружение (иллюстрация с сайта lbl.gov).

Вроде, метод не нов. Сделай огромные окна или вовсе — полностью стеклянные от пола до потолка стены. Такое мы, кажется, видели.

Но не всё так просто. В любом крупном здании много внутренних помещений, до которых свет с улицы не добирается.

Кроме того, стоит Солнцу уйти в сторону от фасада, как в соответствующих комнатах резко снижается освещённость.

Напротив, излишне резкий свет, бьющий в окна, когда Солнце находится прямо перед зданием, заставляет служащих закрывать жалюзи или шторы и работать при искусственном освещении.

Порой его не выключают в любое время дня и ночи.

В обеих ситуациях выгода от внешнего освещения резко снижается.

При этом немаловажен психологический момент. Как излишняя открытость помещения, так и «законопаченная конура» — не самая лучшая атмосфера для работы.

Керамические трубы на всех фасадах башни станут не только оригинальным элементом стиля, но и важной частью инженерной начинки здания (иллюстрация с сайта lbl.gov).

Всё это учтено в совместной разработке итальянского архитектора и инженеров из Беркли.

Прежде всего, здание «New York Times» сделают просвечиваемым насквозь.

За исключением лифтовых шахт и некоего ряда внутренних помещений все этажи в башне — это огромные открытые площадки, с полностью стеклянными (по всей высоте и ширине) стенами, со всех сторон здания.

Изюминка проекта — это тысячи горизонтальных керамических труб диаметром в несколько сантиметров.

Они расположены на расстоянии 45 сантиметров перед стёклами, с внешней стороны стен.

Фрагмент чертежа здания. Хорошо видны керамические трубы-ловушки света с внешней стороны стен и свободный промежуток в них для обозрения пейзажа (иллюстрация с сайта arcspace.com).

Эти белоснежные трубы имеют необычайно высокий коэффициент отражения.

Вместе с тем, они матовые, так что рассеивают падающий на них с любого направления свет также — в самых различных направлениях.

В результате достигается удивительный эффект.

Трубы направляют свет, льющийся с неба, на потолки и стены внутри здания.

При этом освещённость на «простреливаемых» насквозь этажах почти не изменяется в течение всего дня, пока Солнце не проходит вокруг башни и, наконец, не спускается уж слишком низко к горизонту.

На уровне глаз людей, стоящих перед стенами-окнами, в чересполосице труб сделаны пропуски высотой примерно один метр.

Так что обитателям башни обеспечен прекрасный обзор. Им не придётся смотреть на город «из-за решётки».

Вертикальная дистанция между трубами-ловушками будет плавно меняться по высоте небоскрёба. Наибольший частокол керамики установят на нижних этажах, испытывающих самую острую нехватку солнечного света в условиях города. Наверху, где прямого освещения от неба куда больше, трубы будут смонтированы несколько реже (иллюстрация с сайта arcspace.com).

Вместе с тем, почти при любом положении Солнца нет ослепляющего эффекта.

Кроме того, внутри помещений есть и традиционные жалюзи с электроприводом, выполненные из металла, а кое-где — из стекла.

Как вы, наверное, догадались, всеми этими жалюзи, как и электрическим освещением башни, а также всеми кондиционерами, управляет единая компьютерная система.

Она собирает данные о температуре воздуха и освещённости по всему зданию.

Передвигая по своему разумению жалюзи на разных фасадах небоскрёба и разных его этажах, компьютер регулирует параметры среды так, чтобы кондиционеры и лампы приходилось включать как можно реже.

Пристройка также будет отличаться прозрачностью во всех направлениях и стеклянной крышей (иллюстрация с сайта arcspace.com).

Сейчас инженеры из лаборатории Беркли построили полноразмерный макет части этажа будущей башни.

Они экспериментируют с разной технической начинкой помещений, а главное — с разными «интеллектуальными» алгоритмами управления энергосбережением.

По подсчётам авторов исследования, небоскрёб «New York Times» суммарно за год будет тратить лишь 30-40% от электроэнергии, требуемой для существующих офисных зданий аналогичного размера. А, возможно, и немного меньше.

Из любопытных архитектурных задумок нужно отметить полностью прозрачные (уже без керамических труб) первые два этажа.

Набор белых труб наверху здания будет постепенно «растворяться» в небе, подчёркивая слитность башни с воздушным океаном (иллюстрация с сайта arcspace.com).

Расположенные в них приёмная, конференц-зал и небольшой сад будут доступны для обозрения с улицы.

Есть сад и на крыше башни.

Как отмечают авторы работы, прозрачное здание штаб-квартиры «New York Times» не только высокотехнологично, но очень символично, ибо отражает миссию газеты проливать свет на события в городе, стране и мире.

Наверное, эта идея понравилась заказчикам. Ожидаемая дата завершения строительства — середина 2006 года.



Sanyo Solar Ark — крупнейший в мире памятник энергии Солнца

27 февраля 2004

Строительство плавающего города начнётся в этом году

2 февраля 2004

Архитекторы 1960-х: в ХХI веке люди поселятся в «тарелках»

25 декабря 2003

U. S. Bunkers: бетонные убежища в летающих тарелках

16 апреля 2003

Небоскрёбы наоборот: переселение человека к центру Земли

17 марта 2003