Неврологи продемонстрировали обучение в стиле «Матрицы»

Функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI) позволяет отслеживать рисунок активности нейронов в разных районах мозга благодаря измерению кровотока через эти участки. На снимке — аппарат, фиксирующий эту картину (кадр Boston University).

До впитывания навыков пилотирования вертолёта за пять секунд ещё очень далеко, но учёные сделали крохотный шажок к будущему, показанному в известном фильме. Они испытали оригинальную технологию неосознанного обучения мозга.

Группа исследователей из Бостонского университета (BU) и лаборатории вычислительной неврологии в Киото (ATR CNL) решила выяснить, может ли быстро перестраиваться зрительная кора в мозге взрослого человека, чтобы участвовать в так называемом обучении восприятию (perceptual learning).

Последнее понятие относится и к зрению, и слуху, вкусу и обонянию, осязанию… Человек после ряда тренировок быстрее и точнее распознаёт заданный стимул в потоке других. Это может быть (в самом примитивном случае) вертикальная черта на фоне горизонтальных, или красный круг в череде синих. Или японская речь на фоне английской. Аналогично работает обучение чтению, когда человек начинает узнавать на письме буквы и целые слова.

Мгновенное распознавание образов в ряду похожих во многом определяется неосознанной реакцией зрительной коры. Теперь экспериментаторы показали, как её можно настраивать (иллюстрация Nicolle Rager Fuller, National Science Foundation).

При обучении нейронные связи в коре перестраиваются под нужную задачу. Идёт такая перестройка медленно. Учёные же доказали, что современные технологии способны ускорить процесс.

«Предыдущие исследования подтвердили корреляцию между повышением производительности в визуальных задачах и изменениями в первичной зрительной коре, в то время как другие исследователи нашли такие корреляции в высшей зрительной коре и областях, отвечающих за решения, — говорит один из авторов эксперимента Такео Ватанабе (Takeo Watanabe). — Однако ни одно из этих исследований не рассматривало напрямую вопрос о том, достаточно ли гибка первичная зрительная область, чтобы обучаться визуальному восприятию».

Авторы работы применили декодированную обратную нейросвязь (Decoded Neurofeedback — DecNef), работающую в реальном времени.

Схема DecNef (иллюстрация Boston University).

Принцип DecNef заключается в изменении активности мозга обучаемого таким образом, чтобы картина отклика нейронов соответствовала ранее полученному шаблону, взятому у человека, уже обладающего неким навыком.

В теории это может быть хоть игра на фортепиано. Но до такого сложного случая экспериментаторы не дошли. Они проверили идею на простом тесте.

В тестах приняли участие 11 мужчин и 5 женщин в возрасте от 20 до 38 лет (кадр Boston University).

Испытуемый находился в томографе, который непрерывно снимал картину активности клеток в зрительной коре. В это время человеку показывали серию картинок — круг с наклонными серыми полосками, ориентированными в том или ином направлении. Задача заключалась в быстром узнавании ориентации полос (что можно было определить по отклику мозга).

Сходным образом, кстати, действовали учёные, извлекавшие из голов испытуемых видеоролики. Те исследователи тоже в качестве первого шага собирали библиотеку соответствий визуальных стимулов и картины активности клеток в зрительной коре.

Сначала учёные просто находят соответствие стимула и картины активности мозга… (иллюстрация Boston University).

Обратная связь была устроена так: картину активности клеток компьютер сравнивал с шаблоном и вычислял степень подобия. Чем она была выше, тем больший стимул выдавался испытуемому. Человеку демонстрировали зелёный круг тем большего диаметра, чем сильнее активность клеток совпадала с шаблонной, объясняет Gizmag.

…потом устраивают обратную связь между мозгом и техникой, регистрирующей его активность. Зрительные стимулы меняют её непрерывно (иллюстрация Boston University).

Оказалось, что после нескольких сеансов такого обучения распознавание кружков и полосок улучшилось и оставалось таким некоторое время.

При этом выяснилось, что подход работает, даже если испытуемые ничего не знают о поставленной задаче. Данные томографа до и после сеансов тренировки с обратной связью демонстрируют улучшение восприятия определённой фигуры, той, под которую был рассчитан «мозговой шаблон» для сравнения.

Результат – улучшение восприятия целевой фигуры (иллюстрация Boston University).

Авторы технологии DecNef полагают, что она пригодится сразу в нескольких областях. Она могла бы помочь нейрофизиологам изучать работу мозга. Медики могли бы с такой методикой лечить некоторые психические расстройства, восстанавливать моторные функции пациентов или устранять хронические боли.

Также подсознательную тренировку мозга с обратной связью можно было бы попробовать применить в деле обучения специалистов специфическим навыкам (реакциям). Тут учёные сравнивают достижение с обучением под гипнозом или во сне.

Правда, японцы честно предупреждают, что проверили действенность метода только на одном специфическом виде обучения. И пока не ясно, сработает ли он в других его видах.

(Подробности эксперимента – в статье в Science.)

У шимпанзе найден аналог человеческого обмана чувств

6 декабря 2011

Учёные превратили контактную линзу в светодиодный дисплей

22 ноября 2011

Учёные подтвердили реальность гипнотического транса

26 октября 2011

Парализованный научился управлять роборукой силой мысли

13 октября 2011

Нейробиологи испытали виртуальный протез с обратной связью

7 октября 2011
  • Андрей Мезенов  16 декабря, 17:48
    от инвалида до человека прямоходящего.
  • Сергей Шляхтов  16 декабря, 18:39
    В общем-то такое вполне нормально, ведь по сути мозг настраивается на выполнение задачи с помощью торможение и активации определенных зон мозга. Однако хочу заметить, что так можно приобрести некий навык лишь на время, да и то не в совершенстве (т.е. еще необходимо наличие определенного ряда связей между нейронами). Хотя с другой стороны, как стимулятор деятельности или для ускорения обучения почему бы и нет?
    Отсутствие долговременных аспектов не позволяет серьезно воспринимать ряд приписываемых способу сфер применения (в чистом виде), хотя в сочетании с другими способами очень может быть.
  • Евгений Шумилов  16 декабря, 19:06
    Хочется понять, каким образом определять, какие нейроны нужно активировать, а какие тормозить. Нейросеть ведь уникальна для каждого из нас.
  • Сергей Шляхтов  17 декабря, 20:40
    Собственно идет речь не о нейронах, а об их паттернах. Т.е. областях коры мозга ответственных за определенный круг задач. Дело в том, что реально нейрон возбуждаясь возбуждает и связанные с ним (соседние) нейроны, и наоборот соответствует торможению. Так что в данном случае правильнее говорить о неком настрое, который вызывает данный метод.
  • Антон Брандт  16 декабря, 21:39
    Шляхтов, навыки полученные при стандарных способах обучения и не находящие постоянного практического применения тоже со всеременем имеют свойство пропадать.

Однако, если предположить, что загружаться в мозг будут именно те локальные знания которые необходимы конкретному человеку, то он будет ими пользоваться, нейронная связь не пропадет, а окрепнет и станет постоянной.

Другое дело, что до уровня неосознанных рефлексов (дыхание и пр.) вернее до уровня «живучести» таких навыков данная технология вряд ли сможет дойти.

Тоесть, скажем, чтобы человек потерял навыки моторики должно быть серьезное повреждение мозга, не думаю, что подобная стимуляция способна восстановить утраченный навык, более того, создать новый, такого же уровня, ранее мозгу неизвестный.

• Леонид Попов  16 декабря, 22:30
    Вы отчасти правы. Но у мозга в целом — большая гибкость. Бывает, что при повреждении энных участков их функции на себя постепенно забирают другие участки, перестраиваются. В этом плане такое обучение имеет смысл.

Но пока это только первые робкие шаги. До реального обучения чему-то полезному тут как от первой ракеты до высадки на Луну.

• Илья Киселев  17 декабря, 00:50
    Дольше... Но в целрм очень рад за эту технологию... Т.е. За эксперимент
  • Александер Майер  17 декабря, 02:47
    Уточните какую ракету вы имели в виду? Лунную? Брауна?
    Надеюсь не самую первую, китайскую? :)
    Диапазон просто слишком огромный получается :-).
  • Ваня Крейцер  17 декабря, 20:06
    > Шляхтов, навыки полученные при стандарных способах обучения
    > и не находящие постоянного практического применения тоже со
    > всеременем имеют свойство пропадать.

Не хочу спорить, но просто замечу, как факт. Описанные направления обучения, скажем распознавание слов в речи или игра на пианино -- это навыки которые практически не утрачиваются со временем. Скажем на ф-но я не играл лет десять. Но сев за него года два назад, просто ради эксперимента, я понял что я не помню ни одного произведения, но те отрывки, которые я помню (каких-то там этюдов Черни), я вполне могу сыграть и в приличном темпе. Насчёт художественной ценности исполнения ничего не скажу, но руки и пальцы помнят, что надо делать с клавиатурой.

• Сергей Шляхтов  17 декабря, 20:46
    Нет никаких «загружаемых знаний». Возможно в далеком будущем, но данный метод имеет весьма косвенное отношение к этому. Это все равно, что сказать, мол в каменном веке изобрели технологию изготовления сверхточных деталей, поскольку изобрели точение.
    Навыки не утрачиваются в том смысле, который Вы вкладываете. На самом деле правильнее говорить что меняемся мы...
  • Алексей Номеров  16 декабря, 23:15
    По поводу «Матрицы» — мне кажется благодаря этому примеру становится понятнее смысл, но это не есть релевантный пример для данной технологии.

Насколько, я понимаю происходящее в фильме — все эти знания существуют только при подключении мозга к виртуальной реальности с обратной связью — к программе Матрицы. При выходе из нее все эти навыки исчезают.

Аналогичный пример — компьютерные игры, например, GTA. Летаешь там на самолете или стреляешь из шестистволки — навык твоего героя растет, но это совсем не означает, что отойдя от компьютера ты будешь крутым асом или возьмешь оружие и начинаешь шмалять как Рэмбо...

А здесь все ж именно о программировании нейронных связей прямо в живом органе идет речь, а это пожестче будет...

• Дмитрий Михайлов  18 декабря, 17:02
    Такой пример с играми не корректен из-за полной виртуальности. Но сам метод виртуализации используется весьма успешно и в армии, и в больницах, и в ... в общем в ситуациях где полное воспроизведение тренировочной среды не возможно или не рентабельно. Т.е. виртуальные тренировки при сочетании с реальными ускоряют создание новых, улучшают и поддерживают в актуальности существующие психо-моторные связи. А вот создавать виртуально на пустом месте мы пока действительно не умеем из-за невозможности воспроизвести канал полноценной обратной связи
  • Алексей Номеров  19 декабря, 18:38
    Вы недооцениваете GTA... rutube.ru/tracks/4060601.html :))))
  • Александр Мосин  17 декабря, 00:20
    На мой взгляд, грубовато. Распознавание полосок — ха! Это похоже не на загрузку софта в компьютер, а на настройку каналов RGB монитора путем подкручивания резисторов. Навык более сложная штука — включает в себя не только набор реакций коры на раздражитель. но и некие логические процессы, происходящие в мозге.

А вот неосознанность зрительного навыка — не есть гуд. Тут можно поработать на поле вызывания гарантированной идиосинкразии к оппозиции.

• Леонид Попов  17 декабря, 00:47
    «На мой взгляд, грубовато»
     — Можете тоньше?

«настройку каналов RGB монитора путем подкручивания резисторов»
    — Так кто же спорит — там так и написано — это самое начало, первые шажки к....

"Навык более сложная штука " — естественно и что? Они же не заявляют, что уже готовы загружать в голову сложные навыки. Начинают с самых простых ситуаций.

"Тут можно поработать на поле вызывания гарантированной идиосинкразии "
     — Запихивать народонаселение в томограф — крайне накладно выйдет, никакого бюджета не хватит. Один сеанс такой штуки стоит хороших денег.

• Александр Мосин  17 декабря, 00:50
    Я понял, что надо засунуть человек 50, для статистики. Далее имея стандартный видеопоток для гарантированного возникновения связи, его можно транслировать хоть по первому каналу.
  • Леонид Попов  17 декабря, 17:31
    Транслировать нельзя. Тут весь смысл в постоянной обратной связи, в кольце: стимул — реакция могза — коррекция стимула — реакция и так далее. Вот если у каждого дома будет по томографу...
  • Александр Иерархов  17 декабря, 17:38
    Леонид, я только замечу что в «Матрице» была прямая загрузка. А то что здесь... Примитивное обучение. Больше похоже на расхожую в киношках технологию зомбирования...
  • Виктор Сергеев  17 декабря, 01:56
    Почему мир познаваем? Это одна из тайн природы. Возможно, мозг формируется, как система по тем же системным законам, что и окружающий нас мир. Нас никто не учит распознавать звуки, зрительные образы, вкусы. С рождением определенные зоны головного мозга специализируются под конкретные задачи распознавания. И если, например, поражена зона ответственная за распознавание лица то, человек может не узнавать даже родных, но успешно будет распознавать марки машин. Нейронные сети формируются по мере развития человека. И чем больше информации об окружающем мире человек получает, тем достовернее модель этого мира отражается в нейронных сетям мозга. Структура головного мозга удивительно не только специализацией, но и обратно, каждая зона знают, что делается в  соседней, т.е. и здесь фрактальная идеология, свойственная окружающей нас природе, или, как некоторые называют, голографический принцип. Считаю, что такое внедрение приемлемо для исследования работы мозга, но не приемлемо для обучения, так как нарушается естественное саморазвитие нейронных сетей.
  • Александр Мосин  17 декабря, 02:04
    наблюдаю также в данном исследовании очередную попытку промышленного поиска и производства гениев
  • Антон Брандт  17 декабря, 02:40
    Не обязательно гениев, даже если нельзя будет передавать знания получаемые из книг и т.п, но можно будет накладывать матрицу идеального слуха, к примеру, это уже много.
    Многие ли люди могут попасть в баскетбольное кольцо с 10 метров?
    Очень немногие.
    И не все тут зависит от плохого зрения, которое кстати точе легко корректируется, важен глазомер, мелкая и крупная моторика конечностей и прочие параметры.
    Снимет МРТ показатели у сборной НБА и будем мы все Джорданами.)
    Вот по такому принципу наверное и будет работать.
  • Виктор Сергеев  17 декабря, 02:47
    Можно согласиться, но … не навреди.
  • Александер Майер  17 декабря, 02:52
    Да ну, тут Вы совсем неправы.
    Вы забыли что оранизм-организму рознь. Что Дени де Вито до моторики Джордона, если у него руки в два раза короче? :-)

Оттого, что Витасу "матрицу "Кличко дадут, он по полтонны бить не станет :-).

• Qwerty Ujikol  19 декабря, 11:29
    Но задача по масштабам сопоставимая. Мечтать, так мечтать — раз уж можно перелопатить мозг, то почему бы не перелопатить весь организм?
  • Антон Брандт  17 декабря, 02:51
    У большинства людей руки «не помнят» и «не понимают» ту информацию, коотрую им передает зрение.
    Возьмите литровую бутылку, наполните водой поднимите параллельно полу и переверните.
    По мере того, как вода будет вытекать рука будет подниматься — вы не сразу осознаете, что для положения «параллельно полу» усилие конечности нужно уменьшать.
    И тем более не сразу просчитаете на скольк оименно.
    Любопытное ощещение возникает пр иэтом.
    Думаю и в баскетболе и прочих ситуациях взаимодействия нашего тела с окружающим миром все происходт походим образом.
    Почему у пьяного ноги заплетаются?
    Почему приходится контролировать походку?
    Почему то, что мы обычно делаем неосознанно нуждается в контроле?
    Потому что сигнал конечности-мозг-конечности идет с искажениями и обрабатывается с задержками.
    Но в трезвом состоянии мы не задумываясь меняем скорость походки, изменяя усилия мышц ног и меняя наклон торса, а попасть в кольцо с 10 метров не можем.
    А баскетболисты могут и я думаю также не задумываются о том как высоко подпрыгнуть и с какой силой бросить мяч.
    Так что если не упрявлять вертолетам, то кунг-фу, в идеале эта машина должна быть способна обучить)
    Чур я первый!
  • Ваня Крейцер  17 декабря, 20:08
    > Чур я первый!

Чур я последний. Ну может не совсем, но по-крайней мере, лет через десять-двадцать после первого. Чтобы посмотреть как на нём это скажется со временем. =)

• Дмитрий Михайлов  18 декабря, 17:17
    Алкоголь воздействует на весь организм, а не только на отдельные участки ВНД. Более того степень воздействия разная у разных групп клеток. Если понаблюдаете за достаточным количеством пьяных людей, то заметна разная скорость опьянения. Яркий пример с травматизмом. Там где обычный человек получает сильные, вплоть до летальных, травмы, ущерб пьяного может вообще отсутствовать. Тут первым отравляется сознательная деятельность, а рефлекторная работает. Так же не редки и обратные ситуации — «Голова соображает, а ноги не ходят». Нервная система не единый кусок нервной ткани, а многослойная, многоуровневая система с достаточной автономностью областей.
  • Александер Майер  17 декабря, 03:02
    Имхо, как раз вертолётом научит летать (там, где стандартный интерфейс и нужно только знать, как им пользоваться), а кунг-фу фиг: та же физика «вертушки» сугубо индивидуальна и зависит от длинны конечностей, Вашего веса и многих других сугубо индивидуальных парамметров.
  • DEAD-PILOT   17 декабря, 04:21
    Во вы в дебри залезли, о чем вы?
    Управление чем либо, спорт, требуют осознанного сопоставления данных. Максимум чему можно так обучить, это моментальной реакции на раздражители.
    Тут же ясно написано эксперимент по неосознанному обучению с обратной связью. Конкретно обучению распознавания. Личные особенности мозга испытуемых корректировались шаблоном.Да, у всех подопытных видимо карта возбуждения нейронов в коре различна, но у каждого из них, любого, на конкретный шаблон и его вариации сходна.
    Считаю что обратная связь тут работала по принципу пряника подтверждая опознание. Увеличением круга в данном случае.
    Резонен вопрос; с какой скоростью пойдет обучение если исходя из обратного уменьшать круг в случае ошибки.
    Предполагаю исследователи учли подобный вариант, но почему-то в статье ни слова.
    Практически метод можно применить допустим для подготовки агентов спецслужб, можно непосредственно загнать в сознание сотни «wanted» лиц, шахматисты могут изучить историю тысяч партий, но те и другие действовать будут рефлекторно, ни один не сможет обьяснить причину зажержания или хода. Но вот кунг-фуист с поставленным ударом и блоками, у которого в голове Хтысяч возможных вариантов атаки противника будет неуязвим.
    Хотя и может получиться чувак как в сериале «Альфа», который никогда не промахивается сам не зная как.

«но это совсем не означает, что отойдя от компьютера ты будешь крутым асом или возьмешь оружие и начинаешь шмалять как Рэмбо...»
    Почему нет? Я провел более четырех тысяч часов на различных авиасимуляторах, реально проверил себя, без тренировки вырубаюсь на 5g секунд за сорок, считаю что с вероятностью выжить >50% могу посадить всё, при отсутствии порывов ветра или урагана(А380 еще не пробовал)). Также изучил многие виды оружия моделированные в играх весьма подробно.

• Юрий Новиков  17 декабря, 09:13
    томографы и вообще база исследования — потрясающие. Само исследование оригинально простое. Эдакая новая онлайн контрольная работа. Прям в мозг ученику залезть и глядеть — учится не учится.
    В статье эту часть — « Обратная связь была устроена так: картину активности клеток компьютер сравнивал с шаблоном и вычислял степень подобия. Чем она была выше, тем больший стимул выдавался испытуемому.» Что ли б жирненьким выделить а то суть спрятана в море оговорок и подробностей.
  • Александр Мосин  17 декабря, 13:11
    Об этом и говорю — способ промышленного поиска гениев. Страна (далее под гимн) не может ждать, пока каждый гений откроет себя, изобретя машину времени. Вы нужны нам уже сегодня!
  • Юрий Новиков  18 декабря, 20:38
    То есть еще один тест — проверка способностей? А где взять контрольную группу гениев? Какие показатели считать присущими гению?
  • Виктор Сергеев  17 декабря, 11:01
    Перепрограммирование (неосознанное обучение) вещь опасная. Не доволен чем-то, положили под томограф и ты уже счастлив. Конечно, исследование не остановить, да и не надо, но как сильно будет зависеть будущее человека не от него. Живые болванки.
  • Игорь Черток  17 декабря, 12:45
    «Матрица» тут совершенно ни при чём. Здесь нет записи в мозг; это давно и хорошо известная система биологической обратной связи, только на более высоком техническом уровне. Человек учится сам, а машина показывает ему, насколько хорошо он это делает. Вспомните игрушку от фирмы Mindfuck Mindflex, которую с таким упоением тестировал коллектив «Мембраны». Ближайший аналог, только там данные снимаются с помощью энцефалографа, а тут напрямую.
  • Виктор Сергеев  17 декабря, 23:31
    Игорь, я с Вами согласен, Это давно известная вещь, Здесь очень оригинально нащупали обратную связь. Я не об этом. Меня всегда пугает контроль. Точнее, возможности, наличия контроля.
  • Иван Иванов  18 декабря, 01:24
    Почему пугает?
  • Дмитрий Михайлов  18 декабря, 17:34
    Если вас пугают агрессивные хулиганы, то есть как минимум 3 стратегии: не выходить на улицу, не встречаться с ними рассчитывая их местоположение и активное противодействие. И какая из них оптимальна для индивида, а какая для социума? Т.е. в социуме без взаимоконтроля вообще никак. Страшен не он. Страшна неосознанная его реализация. В армии, где контроль очень важен, наиболее эффективны подразделения не биороботов, а достаточно самостоятельных единиц. Так что если боитесь — тренируйте навыки обнаружения внешнего контроля, постройте себе эдакий монитор вторжения, отслеживающий рефлекторно, но в режиме реального времени, атаки на свой разум. Польза будет всем. ;)
  • Виктор Сергеев  18 декабря, 23:23
    К сожалению, монитор вторжения строить бессмысленно. Считать информацию можно и помимо вашей воли. Еще хуже почти как по Беляеву «секир башка» — в питательную среду и считывай все — никто мешать не буде. Черный юмор? Как знать.
  • Дмитрий Михайлов  18 декабря, 23:51
    Абсолютной защиты, как и любого абсолюта, не существует. Есть целесообразная безопасность. Может профессорская голова и имеет ценность, а вот моя только как контроллер эффектора. Поэтому для меня как индивида важнее защита от внешнего управления, а не от считывания инфы — любой троян не страшен, пока он не бэкдор. ;)
  • Виктор Сергеев  19 декабря, 09:43
    Мы несколько отвлекаемся от темы – ну да ладно. Абсолюта нет. Зачем спорить. Недавно мой товарищ показал список всех сайтов, которые он посещал, причем с разных компьютеров. Доброжелатель предлагал за определенную сумму научить, как избегать такой слежки в сетях. Это пример к тому, что всегда найдется кто-то кому достижения науки будет выгодна в своих целях.
  • Владимир Королёв  19 декабря, 15:36
    если он посещал с разных компов внутри какой то локальной сети, это реализуемо сисадмином, если на разных компах но с одного провайдера- это реализовано провайдером, если вообще с разных компов совершенно не связанных с собой, тут я начну сомневаться.
  • Дмитрий Михайлов  19 декабря, 17:35
    Ни на йоту, если вспомнить как в матрице агенты безопасности перехватывали управление обычными пользователями. Так что то о чем мы говорим — продолжение заявленной темы «Первый шаг... но куда?»
    Перехват посещаемых сайтов ерунда. Это совсем не компьютерный, а психологический хакинг, т.к. сама по себе информация ничего не стоит и ничему не угрожает (лохотронщики были, есть и не скоро исчезнут). Тем более что вести реальный, оперативный трекинг в сети без поддержки наружки сегодня невозможно. Даже СОРМ 2 не поможет в случае выхода через интернет кафе. Так что ваш друг со списком _всех_ сайтов — байка. Но даже если б и правда, то эта проблема решается бесплатно за 10 минут через установку ТОР..
    Почти полностью идентичная ситуация с ментальным хакингом. Сегодня из существующих психотехник используется гипноз, НЛП и прочие групповые методики типа мозговой штурм. Но у них слабое место — согласие человека. Явное или нет, но должно быть. Поэтому и управление можно получить лишь у незащищенного человека, у которого каналы взаимодействия по умолчанию в режиме все для всех. А стоит поставить простенького ментального сторожа и внезапность исчезнет. За рюмкой минералки уже не зазомбировать. Так что в целом опасения правильные, но только не в виде параноидальной абсолютной изоляции — таких сразу в психушку везут. ;)
  • Игорь Антонов  17 декабря, 14:03