Автомобили учатся быть будильниками своих водителей

Как легко может заснуть усталый водитель? Учёные пытаются найти ответ (фото с сайта lboro.ac.uk).

До 2010 года автомобили Volvo, а чуть позже и некоторые другие машины концерна Ford, начнут оснащать системой, снижающей риск аварии по вине водителя, заснувшего за рулём. Аналогичные работы ведутся в других крупных компаниях. Сегодня уже не осталось серьёзных технических проблем, чтобы производить подобную электронику серийно.

7 апреля 2004 года на Нью-Йоркском автошоу Ford Motor обнародовала результат своего исследования проблемы сна за рулём и методов борьбы с этим опасным явлением, которое приводит к 4% процентам всех фатальных аварий в США. Это примерно 1,5 тысячи погибших ежегодно.

Компания не стала слишком глубоко вдаваться в технические детали, ссылаясь на соображения конкурентной борьбы. Что несколько странно, так как японцы уже несколько опередили американцев в этом направлении.

Например, компания Infiniti недавно объявила, что скоро предложит покупателям электронную систему, предотвращающую выезд машины из занимаемой полосы в случае «отключения» водителя.

Используя маленькую камеру, датчик скорости и предупредительный сигнал, система будет будить водителей в случае неумышленного покидания машиной своей полосы.

Осенью 2004 года такая опция появится на внедорожниках FX 2005-го модельного года, а на седанах M45 — весной 2005 года.

Однако, Ford «копает глубже». Его инженеры изучают сразу несколько различных вариантов таких систем.

Хорошо, когда заснувшие за рулём водители находятся в виртуальном симуляторе (фото с сайта media.ford.com).

Так, сигнал о том, что водитель уснул, может поступать от видеокамеры, анализирующей изображение глаз. Но что в таком случае делать, когда человек фактически спит с открытыми глазами?

Тогда о том же может просигналить и специальный руль, чувствующий ослабление хватки. Но интересно, насколько сильно тогда нужно сжимать баранку, чтобы система не сработала просто так?

Кстати, более простые устройства давно предлагались инженерами из разных стран, например, гироскопический датчик наклона головы со встроенным звонком.

Но автостроители хотят, чтобы «противосонные» системы были органической частью машины и не стесняли водителя.

Если с обнаружением сна ещё есть вопросы, то варианты «побудки» уже ясны: вибрирующий руль, звук, имитирующий проезд автомобилем «стиральной доски», визуальное предупреждение — яркие вспышки, проецируемые на лобовое стекло.

Различные способы предотвращения аварии при сонливости водителя (иллюстрация с сайта story.news.yahoo.com).

Ford также испытал и активную систему, более продвинутую, чем у Infiniti. Разработанная американцами автоматика возвращала машину на правильную полосу, если она самопроизвольно «вываливалась» из своего ряда.

Любопытно, что несколько ранее федеральное управление США по безопасности «дальнобойных» перевозок (Federal Motor Carrier Safety Administration) проводила «сонные» опыты с водителями тягачей.

Насильно без сна никого не оставляли, но зато оснастили десятки машин следящей аппаратурой, записывающей не только состояние водителей, но всё, что происходило с машиной, включая интенсивность ускорений и замедлений, скорость вращения «баранки» и многое другое, плюс — видеокамеры записывали ситуацию на дороге и изображение лица водителя.

Симулятор VIRTTEX от Ford (фото с сайта media.ford.com).

Масштабное исследование закончилось банальным выводом — частные водители-одиночки, заставляющие себя ради заработка подолгу сидеть за рулём — несколько раз попадали в опасные ситуации, когда чудом не происходило беды.

Те же дальнобойщики, которые работали в паре и, соответственно, спали куда больше, проходили маршрут без помарок.

А в последние пять месяцев Ford детально изучал проблему сонливости водителей.

Более 30 мужчин и женщин в возрасте от 21 до 70 лет приняли участие в эксперименте на автотренажёре компании, очень достоверно имитирующем движение по трассе.

Добровольцев просили не спать всю ночь, ночь перед испытанием, и не употреблять никакого кофеина в предшествующий вечер.

Специальный датчик, помещённый в ремешок для часов «следил», чтобы подопытный не уснул.

В опытах с дальнобойщиками американцы использовали датчик положения век, названный «Ночной колпак» (фото с сайта fmcsa.dot.gov).

Рано утром после бессонной ночи добровольцы отправились в лабораторию Ford, чтобы провести всего-то три часа на загородной «ночной» трассе.

Результаты оказались вполне предсказуемыми. Ни громкое пение, ни хлопанье себя по лицу, ни обрызгивание себя водой не помогли виртуальным водителям.

Большинство участников ухитрилось закончить маршрут, хотя и находилось на грани сна и бодрствования.

Но трое (а это почти 10%), несмотря на все старания, уснули и отправили виртуальную машину в кювет.



Маячок PowerFlare: под лежачего полицейского вода не течёт

7 апреля 2004

Ford выпустил на рынок первый американский гибридный автомобиль

2 апреля 2004

Водород в автомобиле. Часть первая: раскол среди революционеров

31 марта 2004

Водород в автомобиле. Часть вторая: чистая энергия заряжает ДВС

31 марта 2004

Создана педаль газа, экономящая топливо

22 марта 2004