Oligotron: пластиковая электроника не боится воды

Полимерная электроника ещё находится на стадии опытов, но скоро нам предрекают светящиеся рекламой электронные платья и «телевизоры — жидкие обои» или более серьёзные вещи, типа биологически совместимых чипов (фото с сайта okulla.de).

Учёные создали токопроводящий пластик, который можно распылять на стены, чтобы создавать светящиеся дисплеи. От прежних образчиков так называемой органической электроники новый материал отличается нерастворимостью в воде.

Впрочем, о создании серьёзной альтернативы кремниевым микросхемам исследователи из осторожности пока не заявляют.

Пластмасса «Олиготрон» (Oligotron) создана американской компанией TDA Research по контракту с американским Национальным фондом науки (NSF).

«До „Олиготрона“ лучшим выбором основы для разнообразной органической электроники, такой как органические светодиоды, был растворимый в воде Pedot (полиэтилендиокситиофен)», — пояснил Брайен Эллиотт (Brian Elliott), главный исследователь TDA Research.

Естественно, это качество затрудняет изготовление на основе Pedot электронных устройств и сокращает их срок службы.

Вообще, жидкие полимеры, которые легко залить в любую форму, словно бутылку для газировки, или разбрызгать на какую-либо основу, а потом придать получившемуся материалу твёрдость — были бы очень полезными для электроники.

Если бы удалось придавать молекулярным цепочкам нужные электрические свойства.

Однако до создания полноценных гибких и не боящихся воды чипов без всякого кремния — ещё далеко. Впрочем, неизвестно, насколько.

Электропроводный полимер, маска и стеклянная пластина с выработанной ультрафиолетовым излучением надписью (фото с сайта nsf.gov).

Собственно, новый вариант проводящего пластика, созданный недавно в США, это серьёзная модификация того же Pedot.

Учёным удалось добавить к его электропроводному ядру две специальные молекулы, не проводящие ток.

При этом, к удивлению учёных, добавленные молекулы-изоляторы не лишили полимер электропроводных способностей.

Зато растворителями для нового материала оказались вполне удобные для технологов пропиленкарбонат, ацетон и нитрометан.

Учёные особо подчёркивают, что к молекулам «Олиготрона» можно «подключать» дальнейшие «окончания», придающее полимеру новые свойства.

Например, подсоединение фоточувствительных молекул может привести к созданию новых фотоэлектрических батарей.

Прибор для облучения пластиковых плат ультрафиолетом. Добавление в камеру аргона ускоряет процесс (фото с сайта nsf.gov).

TDA Research закончило только первую фазу работы. Теперь компании предстоит продемонстрировать варианты модификации своего полимера и технологии изготовления на его основе различных электронных устройств.

Первые опыты показывают, по какому пути здесь можно пойти.

«Олиготрон» делается нерастворимым после облучения ультрафиолетом. При смешивании с растворителем этот пластик можно напылить на любую поверхность, проэкспонировать через теневую маску и получить любую схему.

Как вариант: печать схемы струйным принтером с последующим отвержением ультрафиолетовым облучением.

Демонстрация электропроводности «Олиготрона» (фото с сайта nsf.gov).

Во время публичной демонстрации возможности полимера «Олиготрон» равномерно нанесли на стеклянную подложку и положили сверху маску с вырезанными буквами NSF (National Science Foundation — Национальный фонд науки).

После экспозиции «бутерброда» в ультрафиолетовом свете лишний пластик был смыт растворителем, а на стекле осталась электропроводная надпись.

Авторы полимера предлагают его образцы коллегам из других лабораторий и призывают всех желающих экспериментировать с добавками к цепочке, дабы выявить все возможные свойства, которые можно придать «Олиготрону».

Японцы разработали бумажный компакт-диск