Спиральные эскалаторы закручивают взгляды и пассажиров

Спиральным эскалаторам уже много лет, но до сих пор они притягиваю взгляд своей экзотичностью. Hiroshima Center Building, Хиросима, Япония (фото с сайта mitsubishi-elevator.com).

Возможно, спиральные лестницы появились и позже обычных, но зато заслужили больше восторженных взглядов. В противовес строгим и скучным прямым лестничным маршам спирали встраивают там, где нужен стиль и оригинальность. Лестницы-чудесницы эскалаторы также не избежали закручивания.

В 1906 году в лондонской подземке была испытана любопытная конструкция.

На станции Holloway Road линии Piccadilly в одной из лифтовых шахт смонтировали экспериментальный спиральный эскалатор, построенный фирмой Reno Company of America.

При этом фактически были установлены две отдельные спирали — для потока пассажиров вверх и вниз.

Об этом эскалаторе известно немного за исключением того, что он использовался в течение лишь одного дня.

Сегодня никто уже не уверен, работал ли тот аппарат, как было задумано, или его погубили конструктивные просчёты.

А может, главная проблема заключалась в головокружении пассажиров: неизвестно, как странное сооружение было принято публикой.

Эскалатор был почти полностью уничтожен, но несколько лет назад его маленькую часть отыскали где-то на свалке и поместили в запасники лондонского транспортного музея.

Всё, что осталось от лондонского спирального эскалатора начала XX века (фото с сайта starfury.demon.co.uk).

Так или иначе, но идея была надолго забыта, пока о ней не вспомнили, а, скорее всего, открыли заново японские инженеры из компании Mitsubishi Electric.

В 1985 году эта компания стала первым (и пока единственным) в мире изготовителем спиральных эскалаторов.

Первую пару таких эскалаторов японцы соорудили в здании Shopping Center Creo в городе Цукуба.

Сейчас в разных городах мира работает несколько десятков спиральных эскалаторов Mitsubishi.

Благодаря своеобразному очарованию и красоте спиральные эскалаторы нашли применение в различных торговых центрах, отелях, аэропортах, художественных галереях.

Выигрыш в дизайне дополняется вполне практическими соображениями. Установленные в углу большого помещения, спиральные эскалаторы экономят полезную площадь.

Шахта на старой лондонской станции метро, где когда-то стоял спиральный эскалатор, неоднократно переделывалась (фото с сайта starfury.demon.co.uk).

Для того, чтобы заставить эскалатор плавно и «непринуждённо» свиваться в трёхмерную дугу, японцам пришлось решить ряд проблем.

Непростую задачу представляло согласование скоростей различных точек ступенек при движении их по столь различным участкам, как плоский сектор в начале и в конце лестницы, скруглённый переход от горизонтального движения к спуску или подъёму и, собственно, наклонная часть.

Оказалось, желаемую плавность движения можно достичь, если виртуальные точки поворота ступеней (точнее, их вертикальные проекции) будут перемещаться в пространстве по мере движения элементов эскалатора.

Также пришлось несколько раз за цикл, менять радиус поворота ступенек (в плане).

Зато, добившись желаемого эффекта, компания предоставила архитекторам уникальные возможности для творчества.

В японском эскалаторе точка поворота каждой ступеньки (в плане) смещается в начале движения от OL к OM, а в конце движения — от OM к OU (схема с сайта mitsubishi-elevator.com).

Особенно эффектно смотрелись сразу несколько подобных лестниц, установленных одна над другой.

При виде сверху получалась перспектива, чем-то напоминающая ДНК, свёрнутые в спираль листья растения, ожившие ступени башенных лестниц древних замков и прочее в том же духе.

Несколько обычных и шесть спиральных эскалаторов придают своеобразие зданию San Francisco Center, Сан-Франциско (фото с сайта mitsubishi-elevator.com).

Кстати, а приходилось ли вам слышать о треугольном эскалаторе? В 1859 году американское патентное ведомство выдало патент некоему Натану Амесу (Nathan Ames) на бесконечную лестницу-эскалатор в форме треугольника.

Как видно из рисунка, таким образом, автор обеспечил одновременный подъём и спуск пассажиров в одном устройстве.

Напрашивается сходное решение для винтового эскалатора.

Два «зеркальных» спиральных эскалатора в универмаге Yamako, японский город Кофу (фото с сайта mitsubishi-elevator.com).

Вообще, разновидностей всяких движущихся тротуаров, подъёмников и двигающихся по сложным пространственным кривым эскалаторов, теоретически, может быть очень много.

Если проблемы спирального эскалатора удалось решить упорным японцам, то почему бы инженерам не заставить работать и другие экзотические схемы подъёмников?

Треугольный эскалатор Амеса, патент 1859 года (иллюстрация с сайта theelevatormuseum.org).

Может быть, загвоздка, как в Лондоне почти сто лет назад, не в технике, а в косности людей?



Японские архитекторы озеленяют города-небоскрёбы

23 марта 2004

Архитектор изобрёл пропускающий свет бетон

23 марта 2004

Прозрачный небоскрёб будет питаться солнечным светом

16 марта 2004

Sanyo Solar Ark — крупнейший в мире памятник энергии Солнца

27 февраля 2004

Строительство плавающего города начнётся в этом году

2 февраля 2004