Ботаники застигли растение за поеданием червей

Малоизученное растение, которое вообще не считалось плотоядным, на поверку оказалось наделённым уникальным механизмом питания. Чтобы раскрыть этот секрет, учёным потребовалось целое десятилетие.

Род Philcoxia, живущий в тропической саванне Бразилии, учёные впервые описали в 2000 году. Трём найденным видам дали названия бразильских штатов – P. bahiensis, P. goiasensis и P. minensis. Ботаники отметили, что редкие растения предпочитают регионы с обилием солнца и песчаными почвами, в которых мало питательных веществ.

Ареал и цветок главного героя исследования — растения вида Philcoxia minensis (фото Caio G. Pereira/Rafael S. Oliveira et al/PNAS).

Новички сразу же приметились округлыми листьями с железами, которые производят липкое вещество. Особенности явно намекали на плотоядность растений, но никаких доказательств охоты первооткрыватели не обнаружили, объясняет Nature.

Между тем сходство представителей рода Philcoxia с другими плотоядными видами бросалось в глаза, и в 2007 году странными растениями заинтересовалась другая группа исследователей из Калифорнии и Бразилии. Однако и та работа не расставила точки над i.

Необычные листья плотоядного P. minensis. Вверху – снимок из нового исследования (фото Caio G. Pereira/Rafael S. Oliveira et al/PNAS), внизу – кадр из работы 2007 года (фото Stewart McPherson).

И вот, похоже, большую часть вопросов снимает статья, опубликованная сегодня в PNAS. В ней учёные не только приводят доказательства плотоядности Philcoxia, но и объясняют, почему эта особенность оставалась незадокументированной. Оказалось, P. minensis, использует поразительный механизм – его липкие листья скрыты под песком и служат ловушкой для круглых червей нематод.

Стрелка слева указывает на песчинку, угодившую в липкую ловушку. Стрелка справа – на пойманного червя (фото Caio G. Pereira/Rafael S. Oliveira et al/PNAS).

Mail Online, побеседовав с учёными, поясняет: ботаники должны были убедиться, что растения поедают червей, а не удобряют ими почву.

Это доказали лабораторные тесты, когда исследователи скормили P. minensis нематод и удостоверились, что черви перевариваются с помощью ферментов и при этом выделяется характерный изотоп азота. Окончательным свидетельством стали повторные опыты с тем же, но «проголодавшимся» растением.

Листовая железа P. minensis, вид сбоку и сверху.

Комментируя открытие, эксперты сходятся во мнении, что нынешняя оценка, будто бы плотоядны лишь 0,2% цветковых растений, может быть существенно заниженной, и вероятнее всего, нас окружает гораздо больше растений-убийц, чем мы думаем.

Открыта первая в мире ночная орхидея

22 ноября 2011

Впервые расшифрован геном представителя семейства бобовых

7 ноября 2011

Раскрыт секрет магического фрукта

28 сентября 2011

Биологи оценили общее количество видов на Земле

24 августа 2011

Плотоядное растение поймало птицу

10 августа 2011
  • Антон Брандт  12 января, 00:44
    всеравно до Мухоловка Венеры этьому невзрачному цветочку далеко
  • Семён Воловник  12 января, 02:26
    Зато по оригинальной охотничьей стратегии она удивительнее всех прочих плотоядных растений, включая мухоловку. Так что, не родись красивой...
  • DEAD-PILOT   12 января, 03:52
    Вспомнив старую статью о поедании кого-то кем-то, опять замечу; всех едят. Все кто только может. Eat’em all.
    По моему это первый пример плотоядного растения охотящегося(еле выгравировал) под землей...?...
  • Семён Воловник  12 января, 11:26
    Да, наверное. Известна пузырчатка — она охотится под водой. Поразительно!
  • Shamil Dzhanbolatov  12 января, 04:12
    Удивительно. Жаль, что из-за глупости людей, с течением времени все больше и больше видов вымирает.
  • DEAD-PILOT   12 января, 04:25
    )))Выедаем.?
  • Shamil Dzhanbolatov  12 января, 05:00
    Тут много факторов, это и выпиливание уникального леса в Бразилии, и золотодобытчики, и браконьеры и т.д.
  • Антон Брандт  12 января, 04:32
    пропиваем
  • Shamil Dzhanbolatov  12 января, 05:21
    Вот еще интересное животное, краб, выращивающий на себе бактерии и ими питающийся:

rnd.cnews.ru/natur_science/news/line/index_science.shtml?2011/12/07/467781

• Роман Кириенко  15 января, 11:38
    Класс. Но есть более распространённый вариант — корова)
  • Shamil Dzhanbolatov  15 января, 22:56
    Но не водная :-). Ее полностью уничтожили люди.
  • Дмитрий Степанов  12 января, 12:39
    что сказать.. приятного ей аппетита!
  • Анатолий Алтухов  12 января, 19:58
    Животные поедают растения, животные поедают животных, растения поедают животных... Интересно, а есть растения, поедающие растения? Повилику сюда можно отнести?
  • Семён Воловник  12 января, 20:56
    Смотря что считать поеданием. Если считать что глисты ПОЕДАЮТ человека, значит и повилика, и все прочие растения-паразиты и грибы-паразиты поедают растения.
  • Михаил Зайцев  14 января, 22:36
    В данном случае — растение поедает глистов. ;)
  • Михаил Зайцев  14 января, 22:39
    Ну, какие-то растения-паразиты могут и иссушать растение-жертву до основания.
    Да вот, кстати, грибы, опять же... Чага вполне может убить берёзу, паразитируя на ней...