Учёные радикально пересмотрели число экзопланет

Звёздное небо над обсерваторией La Silla в Чили. На заднем плане – Млечный Путь, правее можно увидеть Магеллановы облака. Число звёзд в Галактике оценивается как 200-300 миллиардов, а число планет – ещё выше (иллюстрация ESO/Z. Bardon/ProjectSoft).

Группа астрономов из 20 университетов и институтов разных стран пришла к важному выводу: планеты у звёзд должны быть скорее правилом, чем исключением.

Исследование, результаты которого опубликованы в Nature, предполагает, что многие (если не все) звёзды Млечного Пути обладают хотя бы одной планетой. Работа была основана на статистической обработке данных об уже пойманных экзопланетах. Их за последние 16 лет открыли и подтвердили более 700, в очереди же на проверку стоит ещё целая куча.

Большинство чужих планет найдено при помощи измерения колебаний радиальной скорости звезды, но этот метод лучше работает с тяжёлыми небесными телами, чем с лёгкими.

Второй нередко применяемый вариант – поимка экзопланеты по затмению звезды, но этот способ легче обнаруживает миры, расположенные близко к светилу. Налицо перекос в возможностях техники – сколько объектов такие измерения банально упустили из-за особенностей принятой методики?

Планеты большие и малые, горячие и холодные. Астрономы с цифрами в руках доказывают — общее число и разнообразие планетных систем в Млечном Пути удивительно велики (иллюстрация ESO/M. Kornmesser).

Между тем интересную информацию к размышлению поставило открытие трёх планет методом гравитационного микролинзирования.

Последний хорошо работает для миров самого разного размера и с самым разным расстоянием от звезды. Но есть загвоздка: для успешного обнаружения объекта должны быть правильно расположены друг по отношению к другу родительская звезда, искомая планета, да ещё и звезда на заднем плане, а также телескоп.

Три планеты за шесть лет измерений данным редким методом, плюс ещё семь, пойманных ранее, — это или невероятное везение, или сигнал, что наша родная Галактика на деле кишит планетами.

Их в Млечном Пути больше, чем звёзд, то есть, по-видимому, сотни миллиардов, сообщают астрономы. А среднее число планет, приходящееся на одну звезду в Млечном Пути, – всяко больше единицы, высчитали учёные.

Причём обилие в списке известных экзопланет газовых гигантов, превышающих по массе Юпитер, это лишь временное явление, обусловленное возможностями аппаратуры. Статистический анализ и моделирование показали, что относительно лёгкие планеты, такие как сверхземли или холодные Нептуны, должны быть более распространены в Галактике, чем планеты тяжёлые.

Найдены новые планеты двух солнц

12 января 2012

Астрономы нашли легчайшие экзопланеты

12 января 2012

Две новые планеты пережили погружение в звезду

22 декабря 2011

Найдены первые экзопланеты размером с Землю

21 декабря 2011

У близнеца Солнца найдена потенциально обитаемая планета

6 декабря 2011
  • k j  12 января, 19:41
    А теперь посчитаем по формуле Дрейка и получим?
  • Юрий Новиков  12 января, 21:57
    что пока тока вместо одного из знаков вопроса из имеющейся дюжины, подставили вменяемые численные значения.. Есть к чему стремиться.
  • Таир Бакиев  13 января, 14:50
    Нет, ну почему же. Сейчас исследуются первые три значка. Изучение Титана, Марса и европпы даст четвёртый. 5-й значёк даст изучение земли, шестой можно принять за единицу, седьмой тоже даст изучение Земли
  • Юрий Новиков  13 января, 17:40
    очень интересно. Если не затруднит, приведите формулку с краткой расшифровкой знаков. Чтоб значит часы сверить не путать неизвестные.
  • Таир Бакиев  13 января, 18:36
    N=a1*a2*a3*a4*a5*a6*a7
    где N-количество разумных цивилизаций, готовых вступить в контакт
    a1 — количество звёзд в галактике (уже примерно понятно сколько)
    a2 — доля звёзд с планетами (тоже есть некоторая ясность)
    а3 — количество планет с пригодными условиями (сейчас исследуется, исследование Ганимеда, Европы, Марса и Титана могут расширить круг)
    а4 — вероятность зарождения жизни на планете с подходящими условиями (исследование Ганимеда, Европы, Марса и Титана могут в этом помогут, если на них обнаружится жизнь не земного происхождения)
    а5 — вероятность развития разумной жизни (тут уже можно исследовать Землю)
    а6 — их желание вступить в  контакт (думаю захотят все)
    а7 — вероятность того что они сейчас уже развились до нужного уровня и не погибли
  • Александр Вихров  13 января, 18:59
    Таир Бакиев, пункт а6 неверен. Контакт не нужен и бессмыслен. Иной тип разума — иная логика, понять друг друга будет либо невозможно, либо это понимание будет неправильным. Искать контакта с более развитыми цивилизациями все равно, что ацтекам искать контакт с Кортесом. Штука очень рискованная для цивилизации.
  • Таир Бакиев  13 января, 19:35
    ДА нет, контакт всё равно даёт несколько веков на подготовку. Пока прилетит другая цивилизация
  • Юрий Новиков  13 января, 21:26
    спасибо отлично. можно теперь числа супротив каждого ? И какой множитель дает это радио молчание?
  • Таир Бакиев  13 января, 21:32
    Никакой, проблема в нас, не факт что мы можем найти этот слабый сигнал, и принять его за послание от других цивилизаций.
  • Таир Бакиев  13 января, 21:35
    3-е число сейчас вычисляется как минимум одну планету почти нашли, о 4-м числе трудно сказать, пока мы не обследуем спутники Сатурна и Юпитера. с 7-м тоже непонятно
  • Юрий Новиков  13 января, 22:37
    и все таки по трем четырем обьектам ( спутники планет, планеты, внутри солнечной системы) выборка маловата будет, хотя если конечно реально удастся культивировать микроаргонизмы с Марса, Меркурия, Луны из облаков Венеры и еце с пары суптников планет гигантов а может разморозить и еще с Урана и Нептуна и парочки комет — это будет номер.
  • Юрий Новиков  14 января, 00:24
    ну вот вопрос то простой. Если бы на Марсе была бы зеркальная нам Машинная цивилизация мы бы ее уж как нибудь углядели бы. Каков радиус обнаружения наших двойников? О каком количестве звездно планетарных систем мы с приемлимой уверенностью можем сказать, что они молчат?
  • Александр Вихров  14 января, 07:36
    Таир Бакиев, а вдруг они такие развитые, что появятся сразу? И будет Земля их колонией.
  • Таир Бакиев  14 января, 18:17
    Если бы так было, то столь развитая цивилизация уже давно бы колонизировала Землю (просто изучив её спектральную подпись).
    ДА и незачем такой развитой цивилизации колонизировать Землю, разве только ради самого процесса колонизации.
  • Таир Бакиев  14 января, 18:18
    Думаю нас самих мы бы не нашли даже на расстоянии в 3 св. года.
    Связь с будущими АМС — последователями Вояджеров планируется поддерживать до 200 а.е.
  • Юрий Новиков  14 января, 18:34
    ну осталось посмотреть мощность излучателя вояджера ( учесть узость луча) помножить на мощность всех радиостанций Земли, поделить на квадрат расстояния, да на фоне Солнца.. Таки сколько будет в световых годах?
  • Таир Бакиев  14 января, 19:07
    Я не про Вояджеров, а про их последователей. При этом в случае АМС мы знаем что и где и когда искать. ДА кстати, вопрос к знатокам, какой самый мощный радиопередатчик имеют Земляне?
  • Юрий Новиков  15 января, 10:48
    АМС? можно ссылку?
  • Таир Бакиев  15 января, 18:12
    Я про Innovative Interstellar Explorer На мембране www.membrana.ru/particle/2951 Жалкие 30 световых часов
  • Юрий Новиков  15 января, 19:48
    на тридцать световых часов... не световой год конечно..
  • Михаил Зиньков  12 января, 19:58
    Что планеты у каждой звезды есть, не вызывало никогда ни у кого никаких сомнений. Теперь просто это можно подтвердить реальными измерениями ... и только.
  • Леонид Попов  12 января, 20:03
    Ну как сказать. Пока экзопланет не открыли никаких, можно было сколько угодно рассуждать «по аналогии», но при этом нечем было крыть на реплику скептиков: «То, что планеты есть у Солнца, не означает автоматически, что планеты есть у других звёзд».

Потом стало ясно, что экзопланеты есть, но трудно было сказать — у какой доли звёзд они есть. Может у одной из тысячи? У одной из ста? Теперь новая обоснованная оценка: у многих, у львиной доли (что у каждой буквально — это, конечно, вряд ли). Разве не прорыв?

• Михаил Зиньков  12 января, 20:19
    Ну можно сказать что и прорыв, но согласно закону всемирного тяготения все тела притягиваются. А это означает, тело гарантированно притянет другое тело за некоторый промежуток времени. И сам принцип формирования звезд из «пыли» и газа гарантирует образование более мелких «звездочек». Т.е. я хочу сказать, что уже давно открытые людьми законы природы ГАРАНТИРОВАЛИ наличие планет у ВСЕХ звезд. И это доказывать особо не было надобности. Это как с неуловимым Джо почему неуловим — потому, что никто его не ловит.
  • Юрий Новиков  12 января, 22:15
    Самая старая галактика которую мы можем наблюдать — это наша галактика? Да?
    Предположим что разумная жизнь ее появление столь же четко зависит от времени прошедшего от большого взрыва как падение яблок осенью от времени зимнего солнцестояния. И именно сейчас в нашей галактике начинают созревать краснеть машинные цивилизации, но мы то наблюдаем даже ближайшие веточки листочки в весеннем цвету, а дальние в состоянии саженца...
  • Александр Иерархов  12 января, 22:22
    Юрий Новиков 12 января, 22:15
    Самая старая галактика которую мы можем наблюдать — это наша галактика? Да?
    ----------------------------------------

Вот что значит читать НП-книжечки!!!

• Юрий Новиков  12 января, 22:39
    ну смеяться над вопросом «почему телеграммы доходят сухими через океан» это легко. Вы объясните — в чем глубина непонимания?
  • Александр Иерархов  12 января, 22:52
    Да видите ли, самая новая (удалённая то есть по нонешним воззрениям) такая же галактика как и наша «старая». Что то тут не так...
  • Александр Иерархов  12 января, 22:54
    Кроме того предположение о жёсткой привязке времени появления жизни это тоже не очень основательно. Разница в развитии технологической стадии в 1000 лет это разница между кучей муравьинной и богом.... А это всего лишь 1000 лет... Меньше чем мгновение...
  • Юрий Новиков  13 января, 17:05
    Интересно. Если принять возраст нашей галактики за единицу каков будет возраст самой дальней из наблюдаемых?
  • Юрий Новиков  13 января, 17:38
    ну разумеется разумеется. :) Однако каков разброс возрастов ближайших звезд класса Солнца? Если опять же возраст нашего Солнышка принять за единицу? Насколько велик разброс в стадии созревания соседних яблок? можно представить себе модель когда кратковременные события подравниваются к одному моменту не смотря на разницу в длительности нескольких предшествующих более длительных подготовительных этапов .. И листочки не сразу, и цветет в разное время и растет долго долго а падение плодов практически одновременно с первой росой ровно через час после захода солнца в определенный день. Вона цикады — 18 лет в земле сидят а вылезают в течении одного дня! Все дружно.
  • Александр Вихров  13 января, 18:31
    Юрий Новиков, где-то порядка 10 млрд лет. То есть, есть звезды, намного старше Солнца.
  • Юрий Новиков  13 января, 21:30
    разброс возрастов звезд 10 млрд лет? Слаб я в перещете порядков — числа нулей.. Мне бы вот в виде — возраст Солнца приняли за 1 -единицу, тогда видимый возраст ста ближайших желтеньких похожих звезд от до — от 0.1 до 10 или от 0.9 до 1.1? Ну средне квадратичное было бы вообще класс.
  • Ольга Добрая  12 января, 22:18
    сделали бы карту виртуальную со всеми звездами и экзо планетами. Было бы интересно...а еще интересней совместить с очками виртуальной реальности с прошлой статьи. Я была первой :0)
  • Александр Иерархов  12 января, 22:23
    Скоро выпустят. Нада ж хоть какое то бабло на этом зашибить...
  • Ольга Добрая  12 января, 22:23
    может мне уже идти патентовать свою идею? :)
  • Александр Иерархов  12 января, 22:26
    А в чём новизна идеи? Виртуальные карты земли, луны, марса и вселенной по мотивам хаббла уже есть...
  • Ольга Добрая  12 января, 22:28
    а экзо планет то нет
  • Александр Иерархов  12 января, 22:29
    Карты нет. Но виртуальная ката марса есть. Марс планета. Так что патент не светит...
  • Ольга Добрая  12 января, 22:33
    не бздите Саша...нет карты зд звезд и их планет...так что запросто патент брать можно
  • Александр Иерархов  12 января, 22:34
    Ну вперёд!!! :)
  • Илья Кузнецов  13 января, 00:09
    есть программа-эмулятор галактики. Туда уже кучи открытых планет понадобавляли. И продолжают. Celestia называется.
    Хотя, как картой ей пользоваться вряд ли выйдет.
  • Павел Сорокин  13 января, 22:08
    Есть замечательная программа-планетарий Stellarium, ориентирована на астрономов-любителей. Рассчитывает положение звезд, планет, даже некоторых искусственных спутников в любой момент времени для любой точки мира, и очень красочно все это показывает. Экзопланет там конечно нет, но все объекты, видимые невооруженным (и любительски вооруженным тоже) глазом показывает на отлично.
  • Егор Спижарный  12 января, 22:26
    Если существующие концепции формирования звёзд более или менее верны, то действительно планеты-пояса астероидов-газо-пылевые диски должны быть почти у каждой звезды, ведь исходное газопылевое облако никто на ювелирных весах не взвешивает, чтобы хватило только на звезду и всё, больше материала не остаётся. Но интереснее всё же небольшое количество звёзд, планет не имеющие, вот где загадка для науки.
  • Андрей Балаев  12 января, 22:40
    Интересно, сколько из них планет земного типа.
  • Андрей Кошкин  12 января, 23:30
    Дело не в самих звёздах, а в их прошлых ступенях эволюции. Собственно сейчас прошлое поколение звёзд, это сегодняшние планеты...а сегодняшние светила, это будущие планеты. Всё решает количество трупов на территорию и время их жизни = количества первоначального вещества относительно гравитациии...
  • Егор Спижарный  12 января, 23:43
    Если вы с химической точки зрения, что в звёздах синтезируются элементы тяжелее гелия и при взрывах сверхновых рассеиваются, и впоследствии собираясь в планеты и новые поколения звезд повышая их «металличность» тогда понятно, но если планета является следующей стадией жизни звезды, то совсем непонятно
  • Андрей Кошкин  12 января, 23:54
    Планета это космический труп звезды, но со следующей эволюцией в следующий труп, что даёт следующий труп в другой форме = нам известный человек и тд. Но ранние звёзды не могли иметь планет, по причине отсутствия тяжёлых элементов (их просто ни кто не синтезировал). И да они были первые и оч массивные оч оч массивные и очень мало живущими. Дальше масса меньше = жизнь больше = силы и тд и тп = планеты помноженное на расстояния и силу взрыва и тд законов...Наше солнце это на вскидку 5 или придумайте любое число поколение звёзд...

По мне легче искать планеты земного типа по эволюции местности а не по силам...

• Александр Иерархов  12 января, 23:58
    Андрей Кошкин 12 января, 23:54
    Планета это космический труп звезды
    -----------------------------------------

В каком типе звёзд синтезируется уран?

• Андрей Кошкин  13 января, 00:01
    А в каком человек ?
  • Александр Иерархов  13 января, 00:05
    Человека можно обьяснить. Я тут говорил про фазовое пространство исходов по КМ. Но второй раз служить молебен нет охоты...
  • Андрей Кошкин  13 января, 00:11
    С ураном всё просто. Даже будь я чайником, привёл цитату из вики тут всё просто. Про молебен ни знаю, сори...
    Но лично мне теория происхождения видов абсурдна. И если вы нам объясните в каком типе звёзд (в каком поколении оных) синтезируется живая материя ну вам нобелевка...
  • Александр Иерархов  13 января, 00:16
    При взрывах сверхновых, угадал? :))) Уран ессно... Ну не синтезируется он там, нет условий. Хотя все это дудят, обьяснять то надо хоть как то...
  • Егор Спижарный  13 января, 00:35
    Согласно современным данным Солнце относится к третьему поколению звёзд (население I с высокой металличностью), пять поколений звёзд это многовато. Кругом одни трупы...
  • Илья Цыгвинцев  13 января, 01:15
    Голословно.
  • Александр Иерархов  13 января, 01:37
    Илья Цыгвинцев 13 января, 01:15
    Голословно.
    -------------------------------------------------------------------

Эмиссионный линейчатый спектр волокон и оболочки К. т. не отличается заметно от излучения обычных газовых туманностей. Ионизованный газ волокон К. т. в основном состоит из водорода с примесью гелия, азота, кислорода, неона, серы и имеет темп-ру 17000 К. Относительный хим. состав волокон близок к составу планетарных туманностей и межзвёздного газа. www.astronet.ru/db/msg/1188365

Космическая распространенность наиболее обильных элементов www.astronet.ru/db/msg/1188613

Выводы не в вашу пользу. Троллите... :))

• Андрей Кошкин  13 января, 07:45
    И какой вывод ?
  • Илья Цыгвинцев  15 января, 12:58
    Не троллю. Интересуюсь источниками.

В вашей первой ссылке приведён лишь основной состав. Согласно второй вашей ссылке, распространённость урана на 8 порядков меньше, чем распространённость железа. В основной состав он никаким местом попасть не может. Чтобы утверждать,что «уран не синтезируется», приведите пожалуйста ссылку на конкретный источник: «искали, но не нашли, хотя по теории должны были найти».

Для справки. Ссылку на эксп. подтверждение того, что элементы до железа синтезируются я нашёл:
    «The most convincing proof of explosive nucleosynthesis in supernovae occurred in 1987 when gamma-ray lines were detected emerging from supernova 1987A. Gamma ray lines identifying 56Co and 57Co, whose radioactive halflives limit their age to about a year, proved that 56Fe and 57Fe were created by radioactive parents.»

PS. Я сделал запрос по этой теме на dxdy. Пока особых результатов нет.

• Александр Иерархов  15 января, 13:08
    До железа могут синтезироваться так как эти реакции могут быть энергетически выгодными в некоторых условиях.
  • Илья Цыгвинцев  17 января, 01:35
    Строго говоря до железа — оно энергетически выгодно всегда, хотя барьер и высокий. Там и без взрыва сверхновой можно обойтись. Ссылку я привел именно на синтез кобальта во взрыве сверхновой.

Но взрыв сверхновой — процесс крайне нестационарный, и в нём синтез может идти и дальше. Согласно теоретическим расчётам, все условия для образования урана есть.

• Александр Иерархов  17 января, 01:41
    А был ли синтез... Подождите хоть ответа. А то и бозон хиггса уже «нашли»...
  • Александр Иерархов  17 января, 01:47
    В той же крабовидной распространённость элементов не отличается от среднего по космосу так сказать, но это не впечатляет. А вот кобальт.... Нашли его, не нашли его... И откуда он, почему случай единичный... На эти вопросы так и плевать... :)
  • Илья Цыгвинцев  27 января, 13:53
    Смешной вы человек.
  • Александр Иерархов  27 января, 19:08
    Просто вам без зеркала не видно... :)
  • Борис Минтарский  13 января, 00:09
    Где инопланетене, блин нафик! Всё кормют и кормют завтраками... экзопланеты таперича... формула дрейка... К чертям собачьим!
    Давайте сюды кого-нить разумного во вселенной!!!
  • Сергей Иорданишвили  13 января, 11:51
    Да и шнобелевка с ней, с разумной жизнью)) Бактерию бы хоть какую-нибудь)) Что и будет означать наличие разума где-то еще дефакто))
  • Таир Бакиев  13 января, 15:00
    Отлично, и на каком расстоянии от нас ближайшая открытая экзопланета?
  • Леонид Попов  13 января, 15:21
    Система Эпсилон Эридана — 10,5 св. лет (две планеты вроде открыты, но ещё остались под вопросом) en.wikipedia.org/wiki/Epsilon_Eridani

Система Gliese 674 — 14,8 св. лет (одна планета подтверждена) en.wikipedia.org/wiki/Gliese_674

Система Gliese 876 — 15,3 св. года (4 планеты) en.wikipedia.org/wiki/Gliese_876

Система Gliese 832 — 16,1 св. года (одна планета) en.wikipedia.org/wiki/Gliese_832

Gliese 581 — 20,3 св. года (несколько планет подтверждённых и под вопросом) en.wikipedia.org/wiki/Gliese_581

• Таир Бакиев  13 января, 15:37
    Спасибо, надеюсь найдут ещё ближе
  • Леонид Попов  13 января, 16:57
    Может и найдут, но в пределах 10 св. лет уже не так много звёзд. Но шанс пока есть, особенно на малые планеты земного типа, так как газовые гиганты, наверное, уже обнаружили бы.

Впрочем и 20 св. лет — очень неплохо. 40 лет полёта на скорости 0,5 с — вполне реально для какого-нить звездолёта с термоядерным приводом.

• Таир Бакиев  13 января, 18:20
    50% чрезвычайно много. В лучшем случае можно на 10% рассчитывать.
  • Леонид Попов  13 января, 19:11
    Ну ладно, до 20% с, по некоторым выкладкам: www.membrana.ru/particle/15834
    Хотя кто знает, что скажут на этот счёт учёные ещё лет через десять-пятнадцать?
  • Таир Бакиев  14 января, 18:21
    20% — это 100 лет полёта. Это очень много для зонда.
  • Аристарх Маяков  20 января, 06:23
    Угу, Для Вояжера например ;-)
  • Аристарх Маяков  20 января, 06:26
    вот вот. Сейчас запускаем на 20% со сроком прибытия через 100 лет.
    А через 15 лет запускаем со скоростью 25% со сроком прибытия через 75 лет.

И по итогу второй экипаж прибывает на 25 лет раньше первого... где его уже встречают те, кто вылетел еще через 15 лет позже второго со скоростью 30%

Где смысл?

• Ольга Добрая  13 января, 23:19
    да-а, в детстве моим любимым развлечением было — смотреть на звезды. А здесь даже звезд не видно...небо всегда серое. Жаль, что не доживу до того, счастливого момента, когда нога человека ступит на одну из планет далекой звезды.
  • Андрей Кошкин  15 января, 13:03
    Ну этого никогда не будет...
  • Александр Иерархов  15 января, 13:19
    А почему?
  • Андрей Кошкин  15 января, 13:38
    Не практично. Радио или теле контакт с другой расой будет ито это будет громадный разрыв в технологиях...
  • Андрей Кошкин  15 января, 13:39
    Смысла нету у человечества переселятся, вообще никакого, то есть нуль...
  • ki   16 января, 23:30
    Китайцы плодятся как ... Америка всё пытается марс колонизиовать (простите, не Америка а весь мир). нам нужно жизненное пространство. Хотя скорее мы заселим небо, океан и земные недра с ближним космосом, чем сможем наладить доставку колонистов на какую-нить экзапланету. Интерес к экзопланетам скорее научно-познавательный. Например, можно глядя на другие миры прикиинуть, когда у нас будет конец света :)
  • Макс Кузнецов  17 января, 00:21
    человек-существо любопытное, любит двигаться. Экспансия заложена в самой природе человека. Если удасться изобрести способ покорить расстояния хотя бы в 5-10 световых лет-то ступит
  • Макс Кузнецов  17 января, 00:21
    Конечно, мы до этого не доживем(, что очень и очень грустно...
  • Андрей Кошкин  17 января, 07:48
    Никто до этого не доживёт...мы живём в замкнутых системах, которых объединяет лишь — гравитация,водород и процессы...
  • Аристарх Маяков  20 января, 06:31
    Нормально, во-времена покорения Дикого Запада послать сообщение: «Привет, как дела?» а во времена второй Мировой получить ответ: «Нормально, а у вас»...
    Наш ответ: «А у нас тут война мировая». И вот сейчас-бы мы получили ответ: «Сочувствуем. За что воюете?»
    Что отвечать?