Генетический чип анализирует ДНК бутерброда

FoodExpert-ID идентифицирует тысячи животных генов (иллюстрация с сайта affymetrix.com).

Современные крошечные ДНК-чипы, заменяющие целые генетические лаборатории, способны «угадать мелодию», то есть определить ген, всего по нескольким нотам-молекулам. Для того, чтобы это стало возможным, учёным пришлось скрестить полупроводниковые технологии с биохимией.

Молодая калифорнийская компания Affymetrix (начавшая свою работу в 1993 году) — один из лидеров рынка приборов для генетических исследований.

Фирма известна своим революционным соединением технологий полупроводниковой, так сказать, «микросхемной», промышленности и биохимических экспериментов.

ДНК-чипы от Affymetrix широко используются в разных лабораториях, занятых генетическим анализом и генной инженерией.

Но обычным людям куда интереснее другой продукт компании. Это прибор, похожий на микросхему, позволяющий идентифицировать десятки ДНК от различных животных в образце человеческой пищи.

bioMerieux FoodExpert-ID фактически — разновидность так называемого GeneChip.

Прибор может идентифицировать биологические следы в пище от 12 разновидностей млекопитающих, 5 видов домашней птицы и 16 разновидностей рыбы.

Таким образом, он позволяет узнать, действительно ли гусиный паштет, вызывающий у покупателя подозрения, содержит гусиную печень, а не что-то ещё.

ДНК-чип создаётся по технологиям, сходным с компьютерными, но это не электронный, а биологический объект (иллюстрация с сайта affymetrix.com).

А, к примеру, мусульмане могут проверить — не положили ли недобросовестные изготовители свинину в «говяжьи» котлеты.

Всё это, правда, работает, лишь с привлечением дополнительных лабораторных возможностей, так что использовать чип в «голом» виде, на коленке, простому потребителю не удастся.

Чтобы понять, как работает FoodExpert-ID, нужно вспомнить самую малость из генетики: двойные спирали ДНК, составляющие их молекулы-основания — аденин, гуанин, тимин и цитозин, а также то, что они могут соединяться только попарно, словно ключи и замки.

ДНК-чип содержит мириады и мириады «располовиненных» фрагментов ДНК-кода.

Фрагмент поверхности чипа с молекулами-ключами (иллюстрация с сайта affymetrix.com).

Поверхность чипа размером с ноготь разделена на 97 тысяч квадратиков, названных «особенностями».

Каждая «особенность» поперечником приблизительно 26 микронов содержит лишь один ДНК-код. Точнее много-много одинаковых молекул.

И все они однозначно относятся к одному из 33 животных.

Длина каждого фрагмента — 17 оснований. Этого достаточно для надёжной идентификации, как достаточно 17 взятых подряд в любом месте нот, чтобы определить какую-нибудь мелодию из имеющейся базы данных.

Целую россыпь разбитых кусочков ДНК экспериментаторы выделяют из образца пищи. Чего там только нет. А чего?

«Неправильные» фрагменты генетических кодов смываются, а совпадающие — закрепляются на чипе. Красные шарики — флуоресцентные молекулы (иллюстрация с сайта affymetrix.com).

Добавим к молекулам, составляющим генетический код, молекулы флуоресцирующего вещества. Нанесём эту смесь на поверхность FoodExpert-ID. Осталось сделать немного.

Все совпадающие фрагменты кода соединятся со своими «родными» последовательностями в той или иной «особенности».

Теперь чип можно промыть водой — всё лишнее уйдёт. Чип помещают под луч лазера, и квадратики, содержащие отловленный материал будут ярко светиться. Осталось лишь свериться с картой чипа, чтобы узнать — какие ДНК определены.

А по интенсивности свечения можно сделать косвенный вывод и о пропорциях свинины и говядины в нашей гипотетической котлете.

Как видим, использование чипа сравнительно несложно, и позволяет заниматься генетическим анализом лабораториям, имеющим весьма простой набор оборудования.

Но насколько же хитроумно производство чипа. Чтобы создавать такие биохимические шедевры автоматизировано и в массовом порядке, Affymetrix соединила принципы фотолитографии и комбинаторной химии.

Цветные квадратики — «особенности», отвечающие за идентификацию того или иного ДНК-кода (иллюстрация с сайта affymetrix.com).

Исходный продукт — кварцевая пластина — покрывается специальным реактивом, силаном, который прочно соединяется с кварцем и формирует строго периодичную молекулярную матрицу (с равномерной поверхностной плотностью), готовую принять нуклеотиды.

В цепочках будущего кода основания идут вертикально вверх, а наносят их одновременно на всю поверхность, слой за слоем.

Разумеется, каждый раз на чип подают определённое вещество, и чтобы оно закрепилось только в определённых «особенностях», тех самых микронных квадратиках, используют маски, аналогичные тем, что нужны для производства микросхем.

Снимок прореагировавшего чипа с большим увеличением. Белые, красные, жёлтые квадратики — участки с высокой концентрацией флуоресцентного вещества. Зелёные, синие, чёрные — соответственно, со всё более и более с низкой (иллюстрация с сайта affymetrix.com).

С основой чипа каждый раз сцепляются лишь те основания, что освещаются через отверстия в маске ультрафиолетом.

В этом процессе последовательного синтеза главное — каждый раз накладывать новую маску с микронной точностью, иначе все генетические коды на пластине перемешаются.

Так, шаг за шагом (в пищевом чипе их 17, в других моделях фирмы — до 24) формируются вертикальные столбики нуклеотидных цепей, которые и создают ключи-анализаторы генов.

Эта технология служит, конечно, не только для таких забавных (на первый, возможно, взгляд) областей применения, как выявление мяса поросёнка в гусином паштете, но и для вполне серьёзных научных исследований.

Ведь на поверхность чипа, теоретически, можно нанести фрагменты каких угодно генетических кодов.

Работа Affymetrix — лишнее доказательство, что самые интересные и перспективные открытия происходят на стыках наук и дисциплин.

Похоже на биологическое разнообразие в природе, получаемое смешением генов. Не так ли?

В Интернете появилась подробная карта человеческого генома