Найден ген вкусового рецептора жира

До сих пор отдельный вкус жирного оставался под вопросом или считался не основным, а побочным (в отличие от горького, кислого, умами, солёного и сладкого) (фото Pepino lab/ Washington University School of Medicine in St. Louis).

Исследователи идентифицировали ген, вариации которого определяют разную чувствительность ко вкусу жира у людей. Благодаря этому открытию учёные заговорили о добавлении основного «шестого вкуса» к известным пяти и о попытке раскрыть некоторые секреты ожирения.

Специалисты из медицинской школы университета Вашингтона в Сент-Луисе выяснили, что люди с определённым вариантом гена CD36 гораздо чувствительнее к наличию жира в пище, чем другие.

Справедливости ради нужно сказать, что впервые о вкусе жира как о самостоятельном вкусовом ощущении, за которое, по-видимому, отвечают свои рецепторы, объявили австралийцы в 2010 году. Ранее предполагалось, что жир человек чувствует не столько по вкусу, сколько по консистенции, своего рода фактуре.

Но американские учёные пошли дальше коллег из-за океана. Они показали, что люди способны уверенно выявлять вкус жира даже в сравнительно малой концентрации (в опыте использовались олеиновая кислота и триолеин). И главное, оказалось, что вариации в упомянутом гене (влияющие на количество вырабатываемого белка CD36) означают восьмикратную разницу в чувствительности к присутствию жира.

Испытуемым предлагали попробовать три чашки с раствором, в одной из которых было жирное масло, а в двух других – соединения, похожие по консистенции на масла, но на деле лишённые жира. При этом учёные постарались обставить опыт так, чтобы добровольцы не могли выбирать чашки по запаху или по виду жидкости.

Уверенное определение правильной чашки в нескольких попытках подтвердило наличие вкуса жира.

Далее авторы работы постарались увязать способность человека чувствовать жир с рационом и индексом массы тела. Оказалось, что однозначной связи выявить нельзя. В числе 21 испытуемого, страдавших ожирением, были люди как с высокой выработкой CD36, так и со средней и низкой (что определялось по набору генов).

Тем не менее исследователи, опираясь на эксперименты с животными, предполагают, что на интенсивность выработки CD36 влияют не только унаследованные гены, но и рацион питания: богатая жирами диета снижает чувствительность к ним языка.

В свою очередь изменение вкусовых ощущений может влиять на предпочтения человека в еде. К тому же опыты с мышами и крысами показали, что активность CD36 связана и с усвоением жиров, так что тут наблюдается сложное перекрёстное влияние факторов, в котором ещё предстоит разобраться.

Детальнее о новом исследовании рассказывает статья в Journal of Lipid Research.

(Узнайте также о вкусе кальция.)

Открыто самое маленькое в мире позвоночное

12 января 2012

Испытан новый способ остановки кровотечения

11 января 2012

Генетики создали химер из клеток шести эмбрионов

10 января 2012

Учёные составили трёхмерную карту ДНК человека

10 января 2012

Исследователи вскрыли молекулярные отличия кухонь мира

28 декабря 2011
  • Дмитрий Степанов  16 января, 14:23
    1-соленое, 2-сладкое,3-горькое,4-соленое,5-умами(мясо, из вики),6-кальций, 7- жир. Вопрос: Почему «шестого вкуса»?
  • Леонид Попов  16 января, 14:25
    кальций к основным не причисляют, в отличие от первой пятёрки. А так там и больше есть вкусов спорных или не основных (со слабой фиксацией).
  • Дмитрий Степанов  16 января, 14:58
    ну раз кальций не причисляют, то и жир не должны причислить к шестому
  • Леонид Попов  16 января, 15:38
    Ну причислят не причислят к основным — посмотрим. Главное — стало ясно, что жир всё-таки ощущается самостоятельным вкусом, насчёт чего были сомнения. Кальций — это всё-таки нечто специфическое. А с жирной едой мы сталкиваемся постоянно.
  • Удалить  16 января, 15:42
    соленое дважды посчитал 1 и 4
  • Леонид Попов  16 января, 15:47
    «соленое дважды посчитал»
    там явно должно быть «кислое»
  • Дмитрий Степанов  16 января, 18:35
    извеняюсь-кислое
  • Александр Вихров  16 января, 16:55
    Вообще-то, статья не о том. Никакой ген они не искали, он был известен, как и его аллели, влияющие на степень экспрессии.
    К результатам надо подходить осторожно. Смушает небольшая выборка пациентов, причем разных по полу и расе. В последней группе все 8 пациентов афроамериканцы, в первой есть 2 европейца, зато все пациенты — мужчины. При таком миксе степень доверия результатам = 0.
  • Леонид Попов  16 января, 17:15
    Ген может и был известен, но нужно было на опыте показать, что именно он и влияет на восприятие вкуса жира.

Про расы и пол. Имхо, это не так критично, ведь в конце концов они сверяли реакцию людей с высокой и низкой выработкой данного белка показав соответствие результатам опыта с чашками (имелся разный порог концентрации при которой уверенно определяется жир).

Так что основные выводы вполне обоснованы, хотя, конечно, там потом могут найтись дополнительные факторы, влияющие на результат.

• Александр Вихров  17 января, 10:26
    Леонид Попов, много что влияет на восприятие. Если человек долго не кушал, то для него еда вкуснее. Привычка к определенной пище тоже играет роль. Мои дети не любят икру, я не люблю сладкий шоколад. У каждого человека вкус индивидуален. Для худых жир может быть невкусным, потому как они его не едят, а не потому, что у них оказались нужные экспериментаторам аллели гена. . Привязывать это к генам — большая натяжка. Любое ощущение — продукт центральной нервной системы.
  • Сергей Асташкин  17 января, 15:49