Изучено управление хвостом у ящериц, роботов и динозавров

Новые опыты с ящерицей в лишний раз подтвердили гипотезу 40-летней давности о том, что двуногие динозавры использовали хвосты в качестве стабилизаторов во время бега, уклонения от препятствий и хищников (фото Robert Full lab, UC Berkeley).

Чтобы исследовать функцию хвоста как динамического стабилизатора, биологи и инженеры из Калифорнийского университета в Беркли заставили прыгать ящерицу, а также построили компьютерную модель велоцираптора и изготовили робота-прыгуна.

Первым делом учёные поработали с ящерицей вида Agama agama. Как сообщает New Scientist, агама должна была прыгать на вертикальную поверхность, отталкиваясь от платформы с различным сцеплением, а экспериментаторы снимали ящерицу на высокоскоростную видеокамеру. Если было скользко, агама прыгала под неправильным углом, но исправляла погрешность в полёте.

«Ящерица осуществляет контролируемые взмахи хвостом, перенаправляя угловой момент от своего тела на придаток, стабилизируя себя в сагиттальной плоскости», – пишут учёные в статье, которую опубликовал журнал Nature.

"Мы впервые показали, что ящерицы качают хвостом вверх или вниз, чтобы предотвратить вращение своего тела. Если бы речь шла о летательных аппаратах, я бы назвал это управлением тангажом, – объяснил ведущий автор работы Роберт Фулл (Robert J. Full), известный по схожим опытам с гекконами. – Созданная нами на основе этих наблюдений компьютерная модель велоцираптора свидетельствует, что динозавры могли использовать свой хвост таким же образом, а возможно, даже более эффективно".

В продолжение исследования коллеги Фулла из биоинженерного центра CiBER изготовили колёсного робота по имени Tailbot, которому приделали хвост, чтобы он имитировал прыжки ящерицы.

Когда искусственный хвост машинки был активным, то есть робот получал обратную связь от датчиков, чтобы ощущать своё положение в пространстве и двигать придатком, – посадка была успешной. Если же хвост был пассивен, Tailbot врезался в землю носом, из чего учёные сделали соответствующие выводы.

"Агама и Tailbot, вероятно, помогут нам сделать более гибких поисково-спасательных роботов, имеющих больше возможностей для быстрого обнаружения химических, биологических или ядерных опасностей", – заявил доктор Фулл.

Читайте также о любопытных особенностях хвостов собак, мышей, змей, китов, мужчин и женщин.

Открыт ремонт нервов при помощи молодой крови

16 января 2012

Найден ген вкусового рецептора жира

16 января 2012

Открыто самое маленькое в мире позвоночное

12 января 2012

Генетики создали химер из клеток шести эмбрионов

10 января 2012

Беспилотный вертолёт совершил первый боевой вылет

21 декабря 2011
  • Александр Морозов.  17 января, 18:03
    БАЯН
    Мосин уже неделю назад об этом писал
  • Ермек Джакубалиев  18 января, 11:51
    Ящерица использует хвост для баланса в прыжке? Хмм. Жду аналогичное исследование про белок...
  • Алексей Мыцик  20 января, 13:48
    Этот алгоритм можно использовать в автопоездах, притормаживая поворот прицепа, может сколько-то процентов безопасности и удастся выкроить.