Первый в мире, по заявлению производителя, водный аппарат с суперкавитирующим корпусом готов принять на борт торпеды и пушки. Правда, это «бряцание оружием» производится вне всякой связи с оборонным ведомством США и является скорее очередной попыткой достучаться до потенциального покупателя.
Компания Juliet Marine Systems (JMS) объявила, что намерена выбрать поставщика вооружения для своего скоростного катера-невидимки GHOST.
Этот экспериментальный аппарат предназначен для патрулирования и боевых операций в прибрежной зоне, для защиты ключевых точек на торговых путях и охраны крупных, а значит, неповоротливых судов, как гражданских, так и военных.
Благодаря малой заметности для радаров, большому запасу топлива, приличной дальности действия, а главное, высокой скорости GHOST должен стать отменным средством отражения атак быстрых и маломерных судов, будь то боевые катера недружественной страны или пиратские посудины.
На злобу дня JMS вспоминает напряжённую ситуацию в Ормузском проливе и утверждает, что пара групп «призраков» могла бы контролировать этот район и успешно противостоять скоростным катерам Ирана.
Но это всё пока – голая теория. GHOST лишь проходит испытания. Причём компания избегает приводить какие-то конкретные характеристики. Тем не менее эта необычная машина, впервые представленная публике в августе 2011 года, заслуживает внимания.
По внешнему облику GHOST напоминает давнее судно-невидимку "Си Шэдоу", а по компоновке и устройству водоизмещающего корпуса он больше похож на другой любопытный проект скоростного патрульного катера CHARC.
Точно так же в «призраке» мы обнаруживаем ниже уровня воды пару водоизмещающих округлых «торпед», соединённых с надводной кабиной узкими пилонами-лезвиями. Но JMS добавила к этому давно известному принципу малой площади ватерлинии ещё и суперкавитирующий (supercavitation) режим движения.
Детали технологии не разглашаются, но как пример можно вспомнить российскую ракету-торпеду "Шквал", использующую явление кавитации для достижения высокой скорости под водой.
Можно предположить, что каждый из подводных корпусов нового катера при разгоне охватывается крупным воздушным пузырём от носа и почти до самого хвоста. «Искусственная газовая среда под водой позволяет снизить трение корпуса в 900 раз», — утверждает JMS.
Номинальный экипаж этого судна – три человека, в движение его приводят газотурбинные двигатели. Катер может нести 1-2 тонны вооружения во внутренних отсеках (в основном) или на крыше. А это могут быть торпеды, небольшие ракеты или малокалиберные пушки.
О реакции ВМС США на все эти авансы ничего не известно, хотя военные знают о разработке. Может, из-за их прохладного приёма авторы скоростного катера утверждают, что хотят вывести на рынок и его гражданскую версию.
В дополнение к этому проект GHOST будет развиваться по ряду других направлений. Например, JMS подумывает о создании беспилотной версии катера, а также о масштабировании модели в сторону большего (длиной порядка 46 метров) корабля. Кроме того, в планах компании есть подводный аппарат с такой же технологией.
Как справедливо указывает Wired, GHOST – не первая попытка осчастливить ВМС очень быстрым малозаметным «аппаратом быстрого реагирования». Но от опытных экземпляров до успешно действующего оружия – большая дистанция.
В качестве примера нужно вспомнить 25-метровый M80 Stiletto, способный на гладкой воде разгоняться быстрее 90 км/ч и нести при этом 15 человек с сопутствующим вооружением, оборудованием и в том числе с 11-метровым катером во внутреннем мини-доке.
Однако тот шедевр не проявил себя во всей красе, вместо этого вызвав много вопросов. Так, в 2008 году в реальной операции по охоте за судами наркоторговцев близ берегов Флориды «стилет» элементарно спасовал.
Сильное волнение напрочь уничтожило преимущество судна в скорости. Радар постоянно терял незаконные суда, да ещё барахлила система закрытой связи с другими военными кораблями, которая попросту никак не устанавливалась.
JMS же уверена в революционности своей конструкции и рассуждает о выходе на международный рынок. Мол, такой проворный аппарат пригодится в целом ряде областей. И если уж не будет он ловить пиратов, то, скажем, мог бы стать скоростным прибрежным такси.
И ютуб ничего не дает по запросу.
А заказы — да, это цель любой компании, странно было бы, если бы они создали новый катер просто для души.
Тем не менее, именно этим здесь и занимаюсь — созданием носителя «души», вот такой плучился каламбур.
— лично у меня, идея использовать аппарат Активной памяти для создания носителя сознания возникла не так давно, всего года 2-3 тому назад, она еще очень сырая.
Конечно, реализация компьютерной модели гипотетической Активной памяти — ведь это просто термин из психологии, имеет принципиальное значение. Но ведь это всего идея. Над которой мы все, и Вы в том числе, сейчас работаем.
Если вернуться к моему сайту — то уже очень многое из приведенного там, мне кажется, ну как бы помягче это сказать, наивным.
Т.е. скажем так: "кирпичи на стройку завезли, вопрос в том — что будем строить и как?
Работайте: спрашивайте, предлагайте и опровергайте. Сейчас ничего другого не требуется.
Я в детстве часто катался на Метеорах и Кометах по Куйбышевскому водохранилищу. Размеры его впечатляют и волна 2..3 метра там не редкость. Эти аппараты такие волны почти не замечают.
Есть торпедные катера на подводных крыльях. До 70 узлов разгоняются.
У подводных крыльев есть ряд врожденных проблем. Первая, это ограничение по волнению, если не изменяет память, в 4 балла. На такой штуке в океане не поплаваешь, когда длина волны до 400 метров.
Вторая, это проблемы с устойчивостью в поворотах. Резкие повороты им противопоказаны и приходится сбрасывать скорость. Те же советские метеоры и кометы имели ограничение на вхождение в поворот 80км/ч (опять же если не изменяет память).
Третий, это то, что есть минимальная скорость, при которой судно выходит на крылья, что то же ограничение.
Четвертое — подъемная сила зависит от скорости, а значит её надо регулировать, что усложняет конструкцию.
Последнее — высокий центр масс, что плохо для военных. Судно может завалиться на бок от взорвавшейся поблизости торпеды.
Данное решение обладает следующими преимуществами.
Почти вся масса судна находится под водой, что дает не только низкий центр масс, но и сильно усложняет поражение судна.
В беспилотном варианте надводную часть можно превратить в решето и оно еще вернется на базу.
Даже если пробить один поплавок, судно не утонет, так как есть дополнительная плавучесть за счет центрального корпуса.
Трудно только представить, какая нужна мощность, что такая штука «летала», как катера на подводных крыльях.
Вообще проблема устойчивости в повороте и не только, а так же регулирование силы подъема решается достаточно красиво. Подводное крыло делается не П-образным, а V-образным.
Но заметьте. Проблема судов с малой ватерлинией та же. Низкая устойчивость. Одна из основных проблем. И это при том, что большая масса судна под водой и это катамаран.
Просто при сильном волнении крен судна может быть очень значительным и чуть ли набок не ложиться.
А военных интересуют суда, способные в любую погоду двигаться в любом направлении.
Ага, «просто», очень просто. :)
Ага, «просто», очень просто. :)»
_Со всякими игрушечными против парникового эффекта потепления (бред) гаджетами конечно не просто. Это же не тележка с моторчиком
зимний вариант с ушками
А вообще главное — чтобы оно в принципе заработало так, как задумано. А там можно и размеры скорректировать, если понадобится.
При такой грузоподъемности и боевая башня вроде Бахча-У станет, так как её можно будет облегчить.
А вот заявленное ими 46-метровое судно уже потянет на ракетный катер, которые пришли на смену торпедным. У него должно быть 200-400т, чтоб мог нести пушка 75мм, 1-2 пулемета, 4-8 ракет типа «Гарпун» и какой-нить РПК.
Даже когда он на скорости его «услышат» километров за 30-40. Нормальная РЛС заметит его намного раньше.
Использовать его можно будет как патрульный катер.
Ставим на него 30мм автоматическую пушку, 1-2 пулемета и противокорабельные ракеты 2 штуки на всякий случай. Что-то вроде Х-35. Вот Вам и катер береговой охраны. Ракеты Х-35 расчитаны на поражение судов до 5000т, т.е. сюда попадут все фрегаты и корветы.
В качестве ракетного катера эта модель не пойдет, а вот заявленная 46-метровая — вполне. Там явно будет больше 200т. Значит получится полноценный ракетный катер с 76мм автоматической пушкой 4-8 ракет (например «Гарпун») и может даже влезет ЗРК небольшой, вроде нашего «Кортика».
К сожалению, вообще не далеко. По крайней мере, если речь идет о поражении авианесущей группы. В боевом режиме постоянно находится группа самолетов на отдалении 100+ км. Плюс АВАКС. Это обеспечивает контроль пространства в радиусе 400км вокруг флотилии и быстрое реагирование.
Самолеты ту-95, как основной костяк стратегической авиации должны были сбрасывать ракеты за 450км для чего оснащались крылатыми ракетами х-20 и х-22 с дальностью до 600км.
Сегодня отказались и от них в пользу х-55 (дальность 2500км). Ав дальнейшем должны быть заменены на перспективные х-555 и х-101 (дальность 5000км).
Так что, на сегодняшний день, 250км — это, можно сказать, клинч. )
Еще у Швеции есть RBS-15. Франция и Норвегия — по 180км. Но все это дозвук. Даже если ракеты выпущены залпом в 8-12 штук и умеют работать в «стае», как скажем П-500 «Базальт», то в современном бою попадет 1-2 по хорошему.
То ли дело П-900 Оникс, он же Яхонт, в экспортном варианте. Продолжение прекрасного Москита.
Нет конечно. Мало потому что авианесущая группа контролирует пространство в радиусе 400км вокруг. Те же ту-95, если подлетят на 350 — может и успеют сбросить ракеты, но рискуют не успеть уйти от контакта с перехватчиками.
Что касается ракетных катеров, то я не знаю с какого расстояния их увидят. Смотря какой у них ЭПР. Перископ лодки счас видят за 12-15 миль(при волнении до 3баллов). Низколетящие цели с ЭПР 0,1м2(крылатые ракеты, например) современные РЛС видят за 200км. Так что, я думаю, что катер увидят и за 300, а значит может успеть среагировать авиация.
Мало для того, чтобы гарантировано избежать контратаки.
Хотя тут есть два нюанса. Ракеты типа х-35 расчитаны на поражение суден до 5000т. В авианесущей группе такие конечно есть, но они последние цели.
Второй нюанс в том, что ракетные катера совершенно не предназначены для ведения боевых действий на открытых пространствах. Они работают вдоль береговой линии и должны подкрадываться, используя складки местности.
Вот и тут очень похоже что денежки потрачены а прибыль в общем-то не маячит. Я бы на месте разработчиков после демонстрации военными заказчиками отсутствия интереса, также продемонстрировал «Ну не больно то и хотели...» и занялся бы гражданскими вариантами... а заодно начал бы искать заинтересованных в использовании технологии, особенно среди «потенциальных противников». В итоге если идея действительно стоящая — может не так быстро но прибыль будет. Да и Вояки вероятнее всего точку зрения поменяли бы.
Очень похоже на историю с T3 от T3 Motion (http://www.membrana.ru/particle/16981 , www.membrana.ru/particle/17302) но его то спец. службы якобы покупают.
Как только они достигнут нужных ТТХ для военных — они сразу заинтересуются.
www.esacademic.com/pictures/eswiki/50/275px-Lambda-class_shuttle.png
o.foto.radikal.ru/0701/606eb128eefb.jpg
Началось всё это безобразие почти сто лет назад www.membrana.ru/particle/2605
в XXI веке продолжилось на новом уровне www.membrana.ru/particle/3049
Ну и где всё это, спрашивается?