Американцы занялись вооружением суперкавитирующего катера

Наклонные стенки корпуса и скрытые отсеки для вооружения обеспечивают новинке малую заметность на экранах радаров. Но создатели катера уповают на другое его преимущество – высокую максимальную скорость (фото PR Newswire, Juliet Marine Systems).

Первый в мире, по заявлению производителя, водный аппарат с суперкавитирующим корпусом готов принять на борт торпеды и пушки. Правда, это «бряцание оружием» производится вне всякой связи с оборонным ведомством США и является скорее очередной попыткой достучаться до потенциального покупателя.

Компания Juliet Marine Systems (JMS) объявила, что намерена выбрать поставщика вооружения для своего скоростного катера-невидимки GHOST.

Этот экспериментальный аппарат предназначен для патрулирования и боевых операций в прибрежной зоне, для защиты ключевых точек на торговых путях и охраны крупных, а значит, неповоротливых судов, как гражданских, так и военных.

Судя по этому рисунку и снимку анфас, пилоны у «призрака» должны поворачиваться для изменения высоты расположения корпуса над водой в довольно широких пределах (иллюстрации Juliet Marine Systems).

Благодаря малой заметности для радаров, большому запасу топлива, приличной дальности действия, а главное, высокой скорости GHOST должен стать отменным средством отражения атак быстрых и маломерных судов, будь то боевые катера недружественной страны или пиратские посудины.

На злобу дня JMS вспоминает напряжённую ситуацию в Ормузском проливе и утверждает, что пара групп «призраков» могла бы контролировать этот район и успешно противостоять скоростным катерам Ирана.

Но это всё пока – голая теория. GHOST лишь проходит испытания. Причём компания избегает приводить какие-то конкретные характеристики. Тем не менее эта необычная машина, впервые представленная публике в августе 2011 года, заслуживает внимания.

По внешнему облику GHOST напоминает давнее судно-невидимку "Си Шэдоу", а по компоновке и устройству водоизмещающего корпуса он больше похож на другой любопытный проект скоростного патрульного катера CHARC.

Точно так же в «призраке» мы обнаруживаем ниже уровня воды пару водоизмещающих округлых «торпед», соединённых с надводной кабиной узкими пилонами-лезвиями. Но JMS добавила к этому давно известному принципу малой площади ватерлинии ещё и суперкавитирующий (supercavitation) режим движения.

Здесь хорошо заметно, как кабина «призрака» приподнимается вверх (фотографии PR Newswire, Juliet Marine Systems).

Детали технологии не разглашаются, но как пример можно вспомнить российскую ракету-торпеду "Шквал", использующую явление кавитации для достижения высокой скорости под водой.

Можно предположить, что каждый из подводных корпусов нового катера при разгоне охватывается крупным воздушным пузырём от носа и почти до самого хвоста. «Искусственная газовая среда под водой позволяет снизить трение корпуса в 900 раз», — утверждает JMS.

Компания не даёт разглядеть в мелких деталях подводную часть аппарата. Можно только предполагать, что для создания газового пузыря используется как сам профиль носа каждой из подводных сигар, так и накачка воздуха, наподобие ранее апробированных установок воздушной смазки днища (фото Juliet Marine Systems).

Номинальный экипаж этого судна – три человека, в движение его приводят газотурбинные двигатели. Катер может нести 1-2 тонны вооружения во внутренних отсеках (в основном) или на крыше. А это могут быть торпеды, небольшие ракеты или малокалиберные пушки.

О реакции ВМС США на все эти авансы ничего не известно, хотя военные знают о разработке. Может, из-за их прохладного приёма авторы скоростного катера утверждают, что хотят вывести на рынок и его гражданскую версию.

Кокпит суперкавитирующего катера показывает, что это не просто плавающий макет (фото PR Newswire, Juliet Marine Systems).

В дополнение к этому проект GHOST будет развиваться по ряду других направлений. Например, JMS подумывает о создании беспилотной версии катера, а также о масштабировании модели в сторону большего (длиной порядка 46 метров) корабля. Кроме того, в планах компании есть подводный аппарат с такой же технологией.

Как справедливо указывает Wired, GHOST – не первая попытка осчастливить ВМС очень быстрым малозаметным «аппаратом быстрого реагирования». Но от опытных экземпляров до успешно действующего оружия – большая дистанция.

В качестве примера нужно вспомнить 25-метровый M80 Stiletto, способный на гладкой воде разгоняться быстрее 90 км/ч и нести при этом 15 человек с сопутствующим вооружением, оборудованием и в том числе с 11-метровым катером во внутреннем мини-доке.

Однако тот шедевр не проявил себя во всей красе, вместо этого вызвав много вопросов. Так, в 2008 году в реальной операции по охоте за судами наркоторговцев близ берегов Флориды «стилет» элементарно спасовал.

Сильное волнение напрочь уничтожило преимущество судна в скорости. Радар постоянно терял незаконные суда, да ещё барахлила система закрытой связи с другими военными кораблями, которая попросту никак не устанавливалась.

В чреве «стилета» хранится катер для десантирования, но на практике военные признали последний не очень надёжным и тяжеловатым (фото с сайта wired.com).

JMS же уверена в революционности своей конструкции и рассуждает о выходе на международный рынок. Мол, такой проворный аппарат пригодится в целом ряде областей. И если уж не будет он ловить пиратов, то, скажем, мог бы стать скоростным прибрежным такси.



Американцы построят спутник-шпион нового типа

22 декабря 2011

Американцы построят плавучую Кремниевую долину

21 декабря 2011

Беспилотный вертолёт совершил первый боевой вылет

21 декабря 2011

В США названы лучшие восстановители измельчённых документов

5 декабря 2011

Французы построили яхту на гусеничном ходу

25 ноября 2011
  • Александр Мосин  18 января, 18:45
    Жалко, видео нету.
    И ютуб ничего не дает по запросу.
    ОтветитьНравится
  • Юрий Фёдоров  18 января, 19:11
    Трудно дать точное назначение скорее всего получение новых заказов по Черному морю кометы ходили и это уже было давно
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  18 января, 19:19
    А что «Кометы»? Это были СПК. Другой принцип.

    А заказы — да, это цель любой компании, странно было бы, если бы они создали новый катер просто для души.

    ОтветитьНравится
  • Сергей Скалба  18 января, 21:06
    Леонид Попов: «странно было бы, если бы они создали новый катер просто для души».
    Тем не менее, именно этим здесь и занимаюсь — созданием носителя «души», вот такой плучился каламбур.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  19 января, 12:03
    а мы все ждем и не дождемся результатов вашей алхимической деятельности
    ОтветитьНравится
  • Сергей Скалба  24 января, 17:26
    Владимиру Королеву от 19 января 12.30
    — лично у меня, идея использовать аппарат Активной памяти для создания носителя сознания возникла не так давно, всего года 2-3 тому назад, она еще очень сырая.
    Конечно, реализация компьютерной модели гипотетической Активной памяти — ведь это просто термин из психологии, имеет принципиальное значение. Но ведь это всего идея. Над которой мы все, и Вы в том числе, сейчас работаем.
    Если вернуться к моему сайту — то уже очень многое из приведенного там, мне кажется, ну как бы помягче это сказать, наивным.
    Т.е. скажем так: "кирпичи на стройку завезли, вопрос в том — что будем строить и как?
    Работайте: спрашивайте, предлагайте и опровергайте. Сейчас ничего другого не требуется.
    ОтветитьНравится
  • Сергей Скалба  24 января, 17:30
    Кстати, по поводу алхимии, именно так сейчас и определяют такие фундаментальные понятия, как информация и память. Причем информации повезло больше — у нее не менее 10 общепризнанных определений. А вот с памятью плохо — ее просто нет. Существуют лишь запоминающие устройства, тупо говоря, с носителем и головкой.
    ОтветитьНравится
  • k j  18 января, 19:55
    Да хорошая штука,но надо видео и характеристики!
    ОтветитьНравится
  • Сергей Скалба  18 января, 21:11
    По-видимому, да. Кавитирующий поплавок — он как в «бочке», воды почти не чувствует. Небольшие волны или штиль — безразлично.
    ОтветитьНравится
  • DEAD-PILOT   18 января, 20:16
    Помню в «Юном Технике» (опять таки!!) статью про площадь ватерлинии и т.д., там описывалось подобное судно с подводными отсеками на крыльях.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  18 января, 21:51
    Интересно, чем обычные подводные крылья не устроили?
    Я в детстве часто катался на Метеорах и Кометах по Куйбышевскому водохранилищу. Размеры его впечатляют и волна 2..3 метра там не редкость. Эти аппараты такие волны почти не замечают.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 03:37
    Я тоже любил Ракеты. Они не только по рекам ходили. Я как-то из Херсона в Одессу на такой доехал.
    Есть торпедные катера на подводных крыльях. До 70 узлов разгоняются.

    У подводных крыльев есть ряд врожденных проблем. Первая, это ограничение по волнению, если не изменяет память, в 4 балла. На такой штуке в океане не поплаваешь, когда длина волны до 400 метров.
    Вторая, это проблемы с устойчивостью в поворотах. Резкие повороты им противопоказаны и приходится сбрасывать скорость. Те же советские метеоры и кометы имели ограничение на вхождение в поворот 80км/ч (опять же если не изменяет память).
    Третий, это то, что есть минимальная скорость, при которой судно выходит на крылья, что то же ограничение.
    Четвертое — подъемная сила зависит от скорости, а значит её надо регулировать, что усложняет конструкцию.
    Последнее — высокий центр масс, что плохо для военных. Судно может завалиться на бок от взорвавшейся поблизости торпеды.

    Данное решение обладает следующими преимуществами.
    Почти вся масса судна находится под водой, что дает не только низкий центр масс, но и сильно усложняет поражение судна.
    В беспилотном варианте надводную часть можно превратить в решето и оно еще вернется на базу.
    Даже если пробить один поплавок, судно не утонет, так как есть дополнительная плавучесть за счет центрального корпуса.

    Трудно только представить, какая нужна мощность, что такая штука «летала», как катера на подводных крыльях.

    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  19 января, 09:27
    По поводу подводных крыльев и их недостатков спасибо за инфу. Хотя, к примеру, ограничение маневренности можно преодолеть управляемыми подводными плоскостями.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 13:27
    Дело в том, что проблема не в технической реализации. Все дело в физике. Судно на подводных крыльях в повороте приходится кренить как мотоцикл.При этом крен будет зависеть не только от радиуса поворота, но и от скорости. Да еще и с высоким центром масс.

    Вообще проблема устойчивости в повороте и не только, а так же регулирование силы подъема решается достаточно красиво. Подводное крыло делается не П-образным, а V-образным.

    Но заметьте. Проблема судов с малой ватерлинией та же. Низкая устойчивость. Одна из основных проблем. И это при том, что большая масса судна под водой и это катамаран.
    Просто при сильном волнении крен судна может быть очень значительным и чуть ли набок не ложиться.
    А военных интересуют суда, способные в любую погоду двигаться в любом направлении.

    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  18 января, 21:54
    Если эти крылья виновники неустойчивости, то можно с обычной формой судна просто ионизировать воду. Эффект будет тот же, но никаких пузырьков, из-за этих пузырьков ухудшается плавучесть, и пена с пузырьками обильная заметна, при ионизации такого не будет.
    ОтветитьНравится
  • Имя Фамилия  19 января, 00:52
    Я тоже люблю минералку без газа :-)
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  19 января, 14:12
    «просто ионизировать воду»

    Ага, «просто», очень просто. :)

    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  19 января, 20:47
    ««просто ионизировать воду»

    Ага, «просто», очень просто. :)»

    _Со всякими игрушечными против парникового эффекта потепления (бред) гаджетами конечно не просто. Это же не тележка с моторчиком

    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  19 января, 00:47
    Вот был бы он страшный до усрачки воякам бы понравилось... вояки бы заинтересовались...
    ОтветитьНравится
  • Александр Амелькин  19 января, 09:41
    Так он и так страшный. В фас вообще на шлем Дарта Вейдера похож как две капли.
    ОтветитьНравится
  • Александр Шаиров  19 января, 11:57
    +100500
    зимний вариант с ушками
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  19 января, 13:23
    страшный и уе***щный — это разное, все же ))))
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 03:47
    Прекрасный проект, но грузоподъемность маловата. Надо тонны 4-5. Тогда можно будет поставить боевую установку вроде Бахча-У и будет полноценный патрульный катер. Или навесить 2-3 торпеды. Они весят 1.5-2т.
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  19 января, 10:43
    Грузоподъёмность в источниках указана очень обтекаемо «неско тыс фунтов», так что не знаю как насчёт 4-х, но 3 т может вытянет. Это две торпеды к примеру.
    А вообще главное — чтобы оно в принципе заработало так, как задумано. А там можно и размеры скорректировать, если понадобится.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 13:36
    Тогда согласен. Еще подумал, что он должен нести минимум 2 торпеды, допустим Марк48, а это 2х1.7=3.4т
    При такой грузоподъемности и боевая башня вроде Бахча-У станет, так как её можно будет облегчить.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 20:20
    Я тут посерфил немного и выяснил, что торпедные катера — отмерший класс. Так что конкретно это судно подойдет для прибрежной охраны. Для чего достаточно автоматической пушки 20-30мм, 1-2 пулемета и гранатомета.

    А вот заявленное ими 46-метровое судно уже потянет на ракетный катер, которые пришли на смену торпедным. У него должно быть 200-400т, чтоб мог нести пушка 75мм, 1-2 пулемета, 4-8 ракет типа «Гарпун» и какой-нить РПК.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 20:22
    ЗРК, конечно,а не РПК.
    ОтветитьНравится
  • Станислав Schmallndotz  19 января, 07:24
    супер агрегат! если доведут систему кавитации — ждём-с скоростищи под 200 кмч. А остальное доработают, главное — технологию доработать, а там глядишь и резинку на таком же принципе выдадут.
    ОтветитьНравится
  • Хажевский Андрей  19 января, 10:09
    Ну и какой же он Ghost? Радары его могут не засечь, не буду утверждать, но вот гидроаккустические шумы от кавитации просто огромны. Скорее его можно будет использовать только против пиратов и террористов, и даже малые корабли вызовут у него проблемы.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 19:33
    В режиме тихого хода он будет такой же как его собратья. Когда же он будет «взлетать» какая разница как он будет шуметь. Его будут слышать только подлодки, но попасть по нему не смогут. Эсминцы не слушают надводные суда. Над поверхностью воды из-за волнения проблематично что-то слушать.
    Даже когда он на скорости его «услышат» километров за 30-40. Нормальная РЛС заметит его намного раньше.

    Использовать его можно будет как патрульный катер.

    Ставим на него 30мм автоматическую пушку, 1-2 пулемета и противокорабельные ракеты 2 штуки на всякий случай. Что-то вроде Х-35. Вот Вам и катер береговой охраны. Ракеты Х-35 расчитаны на поражение судов до 5000т, т.е. сюда попадут все фрегаты и корветы.

    В качестве ракетного катера эта модель не пойдет, а вот заявленная 46-метровая — вполне. Там явно будет больше 200т. Значит получится полноценный ракетный катер с 76мм автоматической пушкой 4-8 ракет (например «Гарпун») и может даже влезет ЗРК небольшой, вроде нашего «Кортика».

    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 19:35
    Кстати, современные ракеты на катерах имеют дальность 250+. Ничем кроме РЛС на такой дистанции катер не заметишь. И его заметят. Просто позже. Здесь скорость выходит на первый план.
    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  19 января, 20:44
    Особенно если учесть что из современных ракет вроде Х-35УЭ схожую дальность имеют только американские, то приближаться особо и не потребуется. Все равно 250 км это далеко.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  20 января, 00:36
    /// Все равно 250 км это далеко.
    К сожалению, вообще не далеко. По крайней мере, если речь идет о поражении авианесущей группы. В боевом режиме постоянно находится группа самолетов на отдалении 100+ км. Плюс АВАКС. Это обеспечивает контроль пространства в радиусе 400км вокруг флотилии и быстрое реагирование.
    Самолеты ту-95, как основной костяк стратегической авиации должны были сбрасывать ракеты за 450км для чего оснащались крылатыми ракетами х-20 и х-22 с дальностью до 600км.
    Сегодня отказались и от них в пользу х-55 (дальность 2500км). Ав дальнейшем должны быть заменены на перспективные х-555 и х-101 (дальность 5000км).
    Так что, на сегодняшний день, 250км — это, можно сказать, клинч. )

    Еще у Швеции есть RBS-15. Франция и Норвегия — по 180км. Но все это дозвук. Даже если ракеты выпущены залпом в 8-12 штук и умеют работать в «стае», как скажем П-500 «Базальт», то в современном бою попадет 1-2 по хорошему.
    То ли дело П-900 Оникс, он же Яхонт, в экспортном варианте. Продолжение прекрасного Москита.

    ОтветитьНравится
  • Александр Морозов.  20 января, 08:28
    250 км мало потому что Х-555 может 5000? Евгений, это совсем разные ракеты для разных применений. Она и весит вдвое больше и вдвое длиннее при сопоставимой массе боевой части. Ее на вертолет особо не повесишь... Х-35 это чисто морская ракета, по суше летать не обучена. Ну и цена тоже разная.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  20 января, 12:47
    /// 250 км мало потому что Х-555 может 5000
    Нет конечно. Мало потому что авианесущая группа контролирует пространство в радиусе 400км вокруг. Те же ту-95, если подлетят на 350 — может и успеют сбросить ракеты, но рискуют не успеть уйти от контакта с перехватчиками.
    Что касается ракетных катеров, то я не знаю с какого расстояния их увидят. Смотря какой у них ЭПР. Перископ лодки счас видят за 12-15 миль(при волнении до 3баллов). Низколетящие цели с ЭПР 0,1м2(крылатые ракеты, например) современные РЛС видят за 200км. Так что, я думаю, что катер увидят и за 300, а значит может успеть среагировать авиация.
    Мало для того, чтобы гарантировано избежать контратаки.

    Хотя тут есть два нюанса. Ракеты типа х-35 расчитаны на поражение суден до 5000т. В авианесущей группе такие конечно есть, но они последние цели.
    Второй нюанс в том, что ракетные катера совершенно не предназначены для ведения боевых действий на открытых пространствах. Они работают вдоль береговой линии и должны подкрадываться, используя складки местности.

    ОтветитьНравится
  • Михаил Фёдоров  19 января, 10:44
    Как то странно. Обычно если есть идея, а потенциальный потребитель этой разработками на этой основе не интересуется, значит рынок не готов. С  другой стороны, любой рынок который сулит сколь нибудь значимые прибыли, буквально рут на части предлагая различные решения даже при отсутствии каких либо «прорывных» идей. Конечно иногда можно поработать над созданием рынка, но это уже совсем другая песня.
    Вот и тут очень похоже что денежки потрачены а прибыль в общем-то не маячит. Я бы на месте разработчиков после демонстрации военными заказчиками отсутствия интереса, также продемонстрировал «Ну не больно то и хотели...» и занялся бы гражданскими вариантами... а заодно начал бы искать заинтересованных в использовании технологии, особенно среди «потенциальных противников». В итоге если идея действительно стоящая — может не так быстро но прибыль будет. Да и Вояки вероятнее всего точку зрения поменяли бы.

    Очень похоже на историю с T3 от T3 Motion (http://www.membrana.ru/particle/16981 , www.membrana.ru/particle/17302) но его то спец. службы якобы покупают.

    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  19 января, 10:49
    Вот как испытания пройдут, как появятся реальные данные — как он себя ведёт в разных условиях и сколько на деле развивает... Судя по материалам фирмы, военные в курсе этого катера, может даже знакомились с ним. А дальше — туман. Может выжидают, пока новую разработку доведут до ума. Ведь пока все дифирамбы в адрес катера — от самих создателей.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Храмцов  19 января, 13:58
    На самом деле такая же ситуация с «Акулой» компании Локхид. Основная проблема для военных — низкая устойчивость. Здесь она решена «изменяемой геометрией».
    Как только они достигнут нужных ТТХ для военных — они сразу заинтересуются.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  19 января, 15:41
    Тут совсем нипричем ТТХ в любом комерческом деле выжено как распишут деньги. И пока у исполнителя не появится соответствующий «хозяин» никто никогда никаких заказов от военного ведомства ему не даст ... Такова жизнь ...
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  19 января, 12:18
    добавить вертикальное крыло и получится вот этот аппарат из звездных войн.
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  19 января, 12:19
    ОтветитьНравится
  • Богдан Никитин  19 января, 12:26
    Всё уже было придумано Джоржем Лукасом )))
    ОтветитьНравится
  • Сергей Волков  19 января, 22:06
    Этож Громокряк!
    o.foto.radikal.ru/0701/606eb128eefb.jpg
    ОтветитьНравится
  • Владимир Королёв  20 января, 12:15
    вот если бы он мог нырять как подлодка, а потом взлетать как VTOL, я бы пошел и поставил свечку за здравие разработчикам))
    ОтветитьНравится
  • Леонид Попов  20 января, 14:36
    Сперва хорошо бы очертить возможности и тактику применения такого гибрида. А за проектами дело не станет. Но пока что-то всё никак не идёт дело.
    Началось всё это безобразие почти сто лет назад www.membrana.ru/particle/2605
    в XXI веке продолжилось на новом уровне www.membrana.ru/particle/3049

    Ну и где всё это, спрашивается?

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Игнатьев  24 января, 18:34
    Еще немного, и вспомнят об экранопланах.
    ОтветитьНравится