Сломанная рука может за две недели из правши сделать левшу. Такова пластичность нашего мозга.
Известно, что у левшей мозг работает не так, как у правшей. А что если человеку вынужденно приходится временно стать левшой из-за травмы? Ученых заинтересовало, происходят ли в его мозгу какие-то изменения. Специалисты из клиники Университета Цюриха (Zurich University Hospital) исследовали 10 праворуких добровольцев, у которых правая рука была сломана и находилась в лангете. Поэтому ее движения были сильно или совсем ограничены. Пациентам приходилось учиться выполнять все повседневные действия — есть, чистить зубы, писать – левой рукой.
Исследователи дважды сканировали мозг добровольцев в компьютерном томографе: через 48 часов после перелома и через 16 дней «обездвиживания» правой руки в лангете. На сканированных изображениях мозга они оценили состояние серого и белого вещества (то есть, скопления нейронов и проводящих волокон). Специалисты вычислили толщину коры полушарий мозга и толщину кортикоспинального тракта, который связывает головной и спинной мозг. Одновременно со сканированием мозга с помощью специальных тестов у испытуемых оценивали «умелость» левой руки.
Оказалось, что смена ведущей руки привела к реорганизации мозга. «За короткое время иммобилизация правой руки вызвала изменения в сенсорных и моторных областях мозга», — объясняет руководитель исследования Ники Лангер (Nicki Langer). Серое и белое вещество этих областей в левом полушарии, которое контролирует движения правой руки, уменьшилось, а в тех же областях правого полушария, которое контролирует движения левой руки – увеличилось. Все это произошло за 16 дней переучивания.
Ученые подчеркивают, что за это время двигательные навыки левой руки совершенствовались – она стала гораздо лучше справляться с повседневными обязанностями. Причем чем более умелой стала левая рука, тем большая масса серого и белого вещества мозга приросла в правом полушарии. То есть, левая рука для успешной работы привлекла дополнительные мозговые ресурсы.
Полученные результаты могут быть использованы для реабилитации больных после инсульта, подчеркивают исследователи. Так, если пациенту надо разработать одну руку, то его вторую руку будет полезно обездвижить. Тем самым в мозгу произойдет перераспределение ресурсов в нужную сторону.
Авторы исследования опубликовали свои данные в журнале Neurology
перведённый материал взят с сайта infox.ru
«Серое и белое вещество этих областей в левом полушарии, которое контролирует движения правой руки, уменьшилось, а в тех же областях правого полушария, которое контролирует движения левой руки – увеличилось. Все это произошло за 16 дней переучивания.»
«тем большая масса серого и белого вещества мозга приросла в правом полушари»
то есть, в принципе нервная ткань, может так запросто вырасти? Нас учили, что количество нейронов может только уменьшаться у зрелых людей.
У тех, где поилка устанавливалась сбоку — удойность повышалась на 15%. И в стаде они были более сообразительные, чем те, где поилка стояла точно в центре.
Но это и так везде находит подтверждение: приятно слушать лекции, учиться и проводить занятия, когда кабинет оформлен асимметрично. Переучивать левшей на првшей вредно по той же причине, и т.д.
Вызывает перераспределение белого вещества в башке.
Удивительно.
Знаю по себе, хот руку не ломал, но упал с большой высоты на камни и правая не сгибалась месяц. Научился пользоваться левой, даже писал кое-как. Сейчас, бывает, в левую беру ложку, а в правую — вилку и так двумя руками ем, если нужно побыстрее заправиться ;)
Заметьте часто очень полные люди не кушают, а жрут: глотая практически не жуя.
Вообще физическая нагрузка влияет на мозг и цнс.
Например при регулярном поднятии тяжестей увеличивается количество рецпторов нервной ткани, которые передают импульс из мозга в мышцы. Чем дольше тренируешься тем больше этих рецепторов.
После непродолжительного времени тренировок с отягощениями человек может поднять бОльший вес потому что его мышцы учаться лучше «включаться» — за счёт этих рецепторов.
Занятия у-шу провоцируют значительные изменения в мозге. Дело не только в развитии вестибулярного аппарата. Некоторые отделы мозга в обычном состоянии «дремлют» и начинают «включаться» только при подобных практиках.
_Сестренка раньше была левшой, отец переучил. Ныне плохо пишет левой.
_Что быть левшой или правшой — все равно что сделать себя добровольно инвалидом. Неполное использование возможностей мозга. К примеру, левши могут быть интуитивны (сверхразум), эмоциональны, не решительны (упущение выгоды). Правши — решительны, логика (разум) без всякой интуиции, примитивные чувства. Быть левшой лучше (при этом болото), чем правшой, правши — вообще взрыв, еще хуже. Самое лучшее — баланс, двурукость, интуитивность и решительность, сила и утонченность. Меня часто считают сумасшедшим, может в мире правшей я непонятен.
_Да, согласен.
wsyachina.narod.ru/psychology/lefthander.html :
«Да, технические манипуляторы созданы для праворуких, но ведь переученный левша в экстремальных условиях за рулём непроизвольно начинает „крутить баранку„ левой рукой и летит под встречный транспорт.
Среди художников, поэтов, писателей, актёров, математиков, композиторов, скрипачей и виолончелистов (у которых огромная нагрузка лежит на кисти левой руки) немало левшей. Левши дали человечеству многих гениев в самых разных областях: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.И. Даль, И.П. Павлов, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Г.М. Вицин…
Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками. Не отбивайте у него стремления учиться. Пусть ему всё будет интересно. Пусть ребёнок знает, что он левша: повзрослев, он будет более внимательным за рулём, за штурвалом, у пульта управления.»
«Очень важно определить ведущую руку и ведущий глаз у ребёнка до школы.
Если у ребёнка ведущий глаз левый, а ведущая рука в одном или обоих тестах правая, помогайте ему освоить чтение, помечая цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать, а позже чертой сверху вниз фиксируйте направление взгляда.
Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, „в обратную сторону„. Делать им замечания бесполезно. Лучше предложите ребёнку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабжённые стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребёнком проговорить план написания буквы (сначала…, затем…), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.»
«Наш мозг состоит из двух полушарий (левого и правого). Каждое полушарие делится на затылочную, теменную, височную, лобную доли, которые выполняют определённые функции.
Так, у взрослого человека-правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые предметные признаки. При этом затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит информацию о многообразии видимого мира (форма, цвет предметов, индивидуальные черты лица, мимика, жесты и т. п.). Височная принимает и хранит информацию о всех неречевых звуках (от шума ветра до пения птиц, от технических звуков до музыкальных произведений), а также воспринимает речевую интонацию, высоту и тембр голоса. Теменная доля ответственна за весь многообразный пространственно организованный опыт человека, приобретённый с раннего детства (кинестетические навыки одевания, умывания, ходьбы, пользования ложкой, иглой и т. п.), она позволяет осязать структуру тела, его частей, на ощупь при закрытых глазах узнавать предметы. Лобная доля „следит„ за выполнением неречевых действий.
Левое же полушарие у правши сугубо речевое, а точнее — речемыслительное. Левая затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти абстрактные, кодовые знаковые системы (алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п.), позволяя, например, читать и контролировать написанное слово (текст). Задние верхние отделы левой височной доли дифференцируют признаки фонем родного и иностранного языков, контролируют речь говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. Человек способен точно повторить не только фразу, состоящую из семи слов и более, но и несколько коротких предложений. Теменная доля хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твёрдых звуков в сочетании с гласными или другими согласными (каждый произносимый речевой звук требует специфического пространственного расположения всех органов артикуляции: мягкого нёба, гортани, задней, средней и передней частей языка, его боковых краёв, губ, щёк, зубов), а также навыки различения сложных лексических единиц, синонимов и т. п. Кроме того, задние отделы теменной доли принимают участие в пространственно организованных математических операциях (сложение, вычитание, умножение и деление, разрядность чисел и т. д.). И, наконец, левая лобная доля планирует речевую деятельность, организует синтаксис высказывания, которое развёртывается во времени, прогнозирует результат действия на ситуацию, порождает различные уровни речевого и абстрактного мышления, используя возможности всех других долей мозга, принимающих, перерабатывающих и хранящих в своей памяти обильную информацию о внешнем мире.
У абсолютного левши функции мозга зеркальны функциям мозга правшей.»
Я левша, видимо, и глазом был левша раньше, так как часто писал некоторые буквы зеркально. Иногда до сих пор путаю направление некоторых букв и цифр. Может и читать из-за этого не люблю. Для меня чтение настоящая пытка и каша, бардак. Вот арабский текст идет справа налево. Может мне переехать в Дубаи? ;-)
«Если к пяти годам ребёнок не освоил произношение звуков „л„, „р„, свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твёрдые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе при письме он будет путать эти звуки (буквы), что скажется на успеваемости. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно решить в том же пятилетнем возрасте, до поступления в школу, когда ребёнок ещё не загружен уроками. И главное, развивайте у малыша желание учиться, хвалите его за малейшие успехи. Вспомните простейшие речевые игры на внимание: летает — плавает, высоко — низко и т. д. Научите ребёнка читать вывески на магазинах, слышать в слове слоги с одинаковыми, утрированно произнесёнными звуками (например, звонок — заноза — коза — зуб). Обращайте его внимание на длину слов, на первые и последние буквы слов, уточняйте значения слов, близких по звучанию: дом — том, бочка — почка, крыша — крыса и т. п. Отбивайте хлопками в ладони при чтении стихотворений, при пении (или танцах под пение) ритм музыки и рифмы текста, число слогов в слове. Напишите имена близких людей и попросите определить порядок отдельных звуков. Делайте всё в виде игры. Когда ребёнок ошибается, не замечайте этого, похваливайте за находчивость и усердие, за то, что он уже так много умеет и знает. Расскажите ему о Левше из сказки Н.С. Лескова, подковавшем блоху. Познакомьте с географической картой. Заинтересуйте биологией, ботаникой. Рассказывайте обо всём интересном. Расширяйте кругозор ребёнка, но… не переучивайте его с левой руки на правую. Это не только насилие над психикой, не только унижение человеческого достоинства, но и грубое вмешательство в сложнейшую деятельность мозга. Деликатно помогите своему ребёнку адаптироваться к техническим приспособлениям, сделанным для правой руки. И тогда он будет радовать вас своими успехами в учёбе, любознательностью, наблюдательностью. И не будет никаких проблем с второгодничеством. А помощниками вашими станут логопед, воспитатель детского сада, учитель первого класса.»
«Приведу ряд примеров из жизни взрослых левшей. (Я уже писала, что работала в клинике с тяжелобольными людьми, потерявшими вследствие инсульта речь и разучившимися читать и писать. В неврологии это называется афазией.) Нередко с возрастом люди забывают о своём левшестве в детстве и отрицают его. Одна больная — портниха, отрицавшая, что она левша, — неожиданно вспомнила, что шьёт она правой рукой, как научила в детстве мать, а обмётывает петли, швы и подшивает подол только левой. Молодой человек, считавший себя правшой, вдруг во время обследования заметил: „Всё делаю правой, а надписи и портреты на памятниках режу только левой рукой!„ Третий больной на вопрос, кем он хотел стать в детстве, горестно сказал: „Как отец, хотел стать скрипачом, но была война, негде было достать скрипку для левой руки!„ Так неожиданно взрослые люди вспоминают, что в детстве они были левшами.»
«Если у ребёнка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребёнок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.
Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже — к негативизму, уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время остаётся односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. А виноваты в бедах ребёнка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой.
Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато всё, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остаётся у них менее ловкой, менее приспособленной к труду»
«Возьмите карандаш. „Прицельтесь„, выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз — ведущий, и наоборот.
Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.
Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.
Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.
Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.»