Инженеры продлили жизнь станции Voyager до 2025 года

Нынешний этап миссии «Вояджеров» американцы именуют межзвёздным, поскольку зонды (в первую очередь Voyager 1) вот-вот должны попасть в область, где господствуют межзвёздные, а не солнечные поля и потоки частиц (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Самый удалённый от Земли рукотворный объект – аппарат, исследующий глубины космоса вот уже более 34 лет, – сможет передавать информацию ещё лет тринадцать. Ради этого менеджеры миссии выключили одно из устройств на борту зонда.

Межпланетная станция Voyager 1, запущенная в сентябре 1977 года, продолжает работу, хотя не все её научные приборы действуют.

Основная причина – сокращение энергетических возможностей. Источник питания земного разведчика – это три радиоизотопных термоэлектрических генератора, работающие на плутонии. Их общая электрическая мощность на старте составляла 470 ватт. Но к нынешнему времени она снизилась примерно на 45% из-за распада плутония и деградации термоэлектрических элементов.

Расстояние от Земли до «Вояджера-1» составляет на сегодня 17,966 миллиарда километров, или 120,1 астрономические единицы (и 119,5 — от Солнца). «Вояджер-2» несколько позади – 98,3 а.е., считая от Земли, и 97,5 от Солнца (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

На протяжении полёта специалисты миссии постепенно отключали некоторые приборы (перечень оборудования можно найти здесь) и нагреватели на борту «Вояджера-1», равно как и у собрата «Вояджера-2», летящего чуть ближе к Земле. Так удавалось экономить электричество и сохранять здоровье оставшейся электроники.

Один из таких удивительных долгожителей — ультрафиолетовый спектрометр первого аппарата. Он продолжает собирать и возвращать данные, несмотря на то что температура прибора упала намного ниже паспортного предела.

Когда учёные создавали этот сенсор, они гарантировали его работоспособность до минус 35 градусов Цельсия. Но по мере постепенного выключения ряда нагревателей вокруг него температура медленно падала. С 2005 года УФ-спектрометр работал при температуре -56 °C. Но и это, как оказалось, не рекорд.

В конце 2011 года был выключен ещё один соседствующий нагреватель. Однако, как теперь с удовлетворением сообщает NASA, спектрометр продолжил функционировать как ни в чём не бывало. А ведь температура уже его упала ниже -79 °C. (Точное число назвать нельзя – датчик в приборе просто не показывает значения ниже этой планки.)

Основные узлы первого «Вояджера», оставшиеся в строю (магнитометр на рисунке не показан) (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Очередной шаг по экономии электричества позволил инженерам изменить прогноз по сроку активной работы зонда. Если раньше называлась дата «примерно до 2020 года», то теперь, если не возникнет непредвиденных обстоятельств, можно рассчитывать на пять дополнительных лет.

Напомним, помимо УФ-спектрометра на «Вояджере-1» сейчас работают магнитометр и несколько детекторов космических лучей и заряженных частиц. Данные с них принимают три радиотелескопа, следящие за аппаратом (как и за его братом-близнецом) по 8-12 часов в день.

Любопытно, что мощность радиоволн, собираемых чашей антенны, составляет 10-16 ватт, а добирается сигнал от первого «Вояджера» до Земли за 16 часов 38 минут.



Придуман бесконтактный способ взвешивания людей в невесомости

26 декабря 2011

Американцы построят спутник-шпион нового типа

22 декабря 2011

Анонсирована крупнейшая система воздушного старта в космос

14 декабря 2011

NASA придумало гарпун для кометы

14 декабря 2011

«Вояджер» вступил в новый регион на краю системы

6 декабря 2011
  • Геннадий Дорощук  19 января, 14:24
    Создателям «Фобос-Грунт» на заметку :)
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  19 января, 14:57
    Когда «самый лучший критик», перед выдачей «на заметки», прикинет уровень своей компетентности и информированности в текущем вопросе. А после, в соответствии с этим уровнем, напишет развернутый, обстоятельный и полезный комментарий, к примеру — почему вояджер летит, а фобос сгорел. Вот тогда наш мир станет приятнее и интереснее.

    Но поработать над настроением мира можно проще. Всего лишь, побороть страх испачкать свой зад и засунуть в него язык ДО побликации «самого лучшего ответа» от «самого лучшего критика».

    ОтветитьНравится
  • Анатолий Алексеев  19 января, 15:12
    Однозначно!
    ОтветитьНравится
  • Михаил Зиньков  19 января, 15:19
    Создателями можно назвать тех, кто что нибудь создал, а тут ... Создали громкий бульк в океане ... Да еще и толком не знают в каком ...
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  19 января, 15:51
    Михаил, уж поверьте, бОльшая часть планеты мечтает уметь «булькать» так, как «булькает» отечественная космонавтика.

    Если что-то и лажать, стоит делать это обоснованно. А то получается дешевенький и совсем не интересный троллинг.

    ОтветитьНравится
  • Алексей Стесько  19 января, 23:01
    Но люди-то правы. Оправдания Росавиакосмоса звучат как жалкое блеяние, а вы тут про «жалкую часть» — так и будем сравнивать себя с теми и другими? Скажем «а вот папуасы даже авто не имеют». Стыдно.
    ОтветитьНравится
  • Михаил Опанасюк  19 января, 23:12
    « бОльшая часть планеты мечтает уметь «булькать» так, как «булькает» отечественная космонавтика.»
    ахаха
    обеспечил мне веселый вечер
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  20 января, 00:43
    Интересно стало, кто как считает.

    otvet.mail.ru/question/69943241/

    ОтветитьНравится
  • Андрей Васильев  20 января, 02:33
    Кстати, очень любопытная статья о том, как финансируется Роскосмос — ttolk.ru/?p=9164
    ОтветитьНравится
  • Андрей Васильев  20 января, 02:36
    Кстати, очень любопытная статья о том, как финансируется Роскосмос — ttolk.ru/?p=9164
    ОтветитьНравится
  • Александр Привалов  20 января, 08:48
    как финансируется Роскосмос

    Интересно

    ОтветитьНравится
  • Максим Кудинов  21 января, 14:55
    « бОльшая часть планеты мечтает уметь «булькать» так, как «булькает» отечественная космонавтика.»


    о чем думал человек который это написал, если думал конечно???

    ОтветитьНравится
  • Тарас Нетеса  13 февраля, 21:02
    Очень трогательный патриотизм. А ответ прозаичен и не требует «развернутый, обстоятельный и полезный комментарий, к примеру — почему вояджер летит, а фобос сгорел.»

    Цитата с википедии — «По словам руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина аппарат был запущен без прохождения всех испытаний, так как доделывать аппарат уже не было ни времени, ни средств.»

    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  19 января, 15:05
    35-й год в более чем жестких условиях — очень впечатляет!

    Интересно, есть ли смысл создать более «долгоиграющий» аппарат, на современных технологиях и отправить его из солнечной?

    ОтветитьНравится
  • Александр Гэдзь  19 января, 15:34
    Смысл есть всегда!
    Вот летят «Вояджеры» с технологиями 35-тилетней давности, а нового, пока, ничего не летит.
    Догонят их «Новые Горизонты» или нет ещё вопрос и, насколько я знаю, их живучесть на такое не расчитана. А там будет видно.
    А знания, которые УЖЕ получены этими аппаратами бесценны. Если бы они «потухли» после Сатурна, как изначально планировалось, что бы мы сейчас имели?!
    ОтветитьНравится
  • Михаил Тоцких  19 января, 15:55
    Вояджер уже символ, по сути.

    Но, думаю, для человечества было-бы интересной загадкой, на пике достижений создать нечто, способное лететь и работать несколько сот лет. Возможности то, если и не на порядок, то в разы подросли точно )

    Если бы на чем-то вроде кик-стартера, появилось предложение собрать денег на такой проект. Предложение от отцов, вроде NASA или РКК Энергия, итп. Я бы, думаю, немало вложил, чтобы иметь хоть тысячную долю «процента причастности» ))) Смешно конечно... но все же.

    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  19 января, 17:28
    Так может и летит до сих пор потому что технологии 35-летней давности? Классический пример. У бабушки на даче холодильник «Бирюса», купленный в 70-х. Ни разу не ремонтировался. Функциональность по современным меркам унылая, но основную функцию выполняет безукоризненно.
    Жаль, ФГ не «взлетел». Теперь будем посмотреть, как напичканные американские марсоходы отработают автономно. Своего рода, новый шаг в космонавтике будет и новый важный опыт. А там уж, при удачном раскладе, и Вояджерам можно вдогонку отправить что-то серьезное.
    ОтветитьНравится
  • k j  19 января, 21:45
    Бирюсу им в догонку!!! :)
    ОтветитьНравится
  • Таир Бакиев  19 января, 22:48
    уже точно не догонят, они медленнее летят, чем Вояджер
    ОтветитьНравится
  • Егор Спижарный  19 января, 16:08
    Восхищаюсь этими аппаратами и их создателями. Всё таки раньше люди были немножко «покрупнее» в плане идей и устремлений.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 16:12
    Такая деградация всего за лет 35? Вы прямо таки пророк последних времён и конца света...
    ОтветитьНравится
  • Егор Спижарный  19 января, 17:29
    И не надейтесь, как сказал бы Швейк: «сначала нужно бы увидеть этот конец, но во всяком случае завтра его не будет.» Modus operandi современного общества и людей в нём живущих сместилcя немного в другие области, возможно потому, что людям в наше время нужна «потребительская передышка» от быстрого научно-технического прогресса и всех изменений, которые он за собой влечёт.
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 17:34
    Вы сейчас и обрисовали сценарий конца света как раз...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  19 января, 16:57
    интересно каковы эти возможности сейчас? насколько надёжный аппарат могут собрать, какими приборами целесообразно зарядить по максимуму, и наконец сколько будет стоить?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 16:59
    Приходит дежа-вю о ракете «Сатурн V»...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  19 января, 17:34
    причём тут Сатурн-5? это же древность
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 17:35
    Укажите превосходящий аналог этой древности?
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  19 января, 17:42
    я как раз интересуюсь, что можно сделать при современных возможностях
    несомневаюсь что получиться превосходящий аналог
    вопрос: в чём и насколько?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 17:44
    Это ответ «Нет современного аналога»? А какой получится... Так в том то и всё дело что его ещё сделать надо. А пока его не существует...
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  19 января, 18:23
    нельзя поставить вопрос «можно ли сделать современный превосходящий аналог?»

    так как вояджеры не были рассчитаны на такой долгий срок работы... т.е. если проектировать заведомо превосходящий вояджеры аналог, характеристики надо закладывать на порядок большие*) а там уже как повезет*)

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  19 января, 20:13
    Александр ожидая ответ того кто знает, Вы тоже не знаете
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 21:05
    Чего именно? :)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  19 января, 21:16
    насколько надёжный аппарат могут собрать, какими приборами целесообразно зарядить по максимуму, и наконец сколько будет стоить?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 21:20
    Что значит «могут»? Это всего лишь фантазии. На тему «могут» только байки травить... Говорить можно что сделано было, когда и какое. Или хоть о том что делается...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  19 января, 22:40
    «могут» — это значит : каковы возможности современного звездолётостроения?
    фантазии в данном случае не интересуют
    интересно что будет если собрать подобный аппарат с использованием новейших технологий во всех необходимых областях, учитывая накопленный за несколько десятилетий опыт
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  19 января, 23:00
    каковы возможности современного звездолётостроения?
    ----------------------------------------------

    Бочкостроения...
    =============================
    с использованием новейших технологий во всех необходимых областях
    ---------------------------------------------

    Можно узнать какие вы знаете? На ваш выбор. Двигатели, жизнеобеспечение, источники энергии, или что там хотите. Я уверен вы сейчас вспомните о компьютерах. Но и что с них собственно?

    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  20 января, 00:59
    не верю своим глазам, неужели вы утверждаете, что двигатели, жизнеобеспечение, источники энергии, с тех пор не улучшили?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 01:01
    Вот я вас и спросил что ж там такого «современного»? В ответ театральный пост... :)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  20 января, 01:01
    ну я не знал что вопрос нельзя поставить, и поставил ведь теперь рассчитать такой долгий срок работы проще, опыт есть, наука шагнула вперёд
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 01:07
    Я ж и спросил, в чём? Двигатели те же принципиально, энергоноситель тот же, улучшение несколько процентов за счёт оптимизации...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  20 января, 01:08
    я первый спросил, и спросил потому что точный ответ не знаю
    но сильно сомневаюсь что ретро которое последний раз запускали в 1974 году нельзя серьёзно апгрейдить в ключевых аспектах, так мне любопытны подробности, контраргументов вы не привели, только общие слова
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 01:11
    Если вы заметили ретро неплохо летает, И так же непдлохо выглядит на фоне «самого современного». Это вот именно по тем причинам что я назвал...
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 01:20
    И ещё скажу. Собственно разница между луноходом и марсоходом только система управления. Компьютеры. Это единственный прогресс с тех пор...
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  20 января, 09:00
    опять общие утверждения не подкрепленные фактами, а на мембране совсем другое понаписано, например:

    с 60-х — 70-х годов прошлого века этот корабль сильно «вырос», да, в общем-то, и не имеет ничего общего с Apollo

    www.membrana.ru/particle/10512

    www.membrana.ru/particle/3118

    и это далеко не всё

    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 15:03
    Уважаемый о чём вы? Вы серьёзно? Посмотрите на сопло движка по первой ссылке. Теперь смотрим на аполлон.... То то же... Я про принципы технологий. На хим ракетах дальше орбиты не уйти и даже она дорогая. А движения вперёд кроме уровня трёпа не было. То же можно сказать об всём другом кроме, повторюсь, компьютеров... И пожалуй вооружений. Я полагаю пиндосы ими с бедуинами и шахидами воевать собираются... :)))
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  20 января, 15:22
    не пойму как по виду сопла можно заявлять о прогрессе всей области в целом
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 15:25
    Ну не понимаете и ладно. Тогда ответьте, изменилась ли длительность перелёта на марс? Нет? А почему?
    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 15:27
    Ну не понимаете и ладно.
    ---------------------------------

    Пожалуй надо поподробнее. количество энергии приходящееся на 1 литр топлива скажем, не изменилось. Что же вы назвали прогрессом? Голливудские фильмы?

    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 15:29
    А вид сопла это неизменность технологии... Всякие ионные, фотонные и прочие идеи требуют источников энергии близких к аннигиляции а желательно её превосходящих. При том чем больше б тем лучше... :)
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Рудый  20 января, 15:39
    потому что не только от скоростных возможностей зависит

    уже в семидесятые рекорд скорости в космосе был 240 тыс. км/ч, теоретически уже тогда можно было шустрить

    ОтветитьНравится
  • Александр Иерархов  20 января, 15:50
    Гг... После гравитационных манёвров такое возможно. Но что б быть там своим это вы оставьте... А хотя можете продолжать, оно интересно...
    ОтветитьНравится
  • Илья Киселев  19 января, 18:20
    да... Вояджерам В КАКОЙ ТО СТЕПЕНИ повезло, с проектом, комплектующими, сборкой, запуском... и все восхищаются этим везением. Именно везением в том свете, сколько аппаратов того времени были утеряны или не выполнили свою функцию до конца

    т.е. христоматийный пример всеобщего восхищения после побед, и ненависти после поражений одних и тех же предметов, лиц, систем и т.д.)

    А вот интересно кстати, как бы сейчас комментировали многолетнее странствие миссии, если бы один из аппаратов вышел бы безвозвратно из строя во время полета?) «ну да, один аппарат мы потеряли, но второй то летит! Какие люди были, какая техника...» не?*)

    ОтветитьНравится
  •   19 января, 18:33
    «Современные возможности» сильно зависят от прогресса в той или иной области.
    Глядя на прогресс в электронике легко можно подумать, что подобное произошло и в других
    областях. В моей конкретно области прогресс в области первичных источников тока с 60х70х вообще
    никакой. Топливные элементы летавшие на Аполлонах остались теми же и характеристики их никто пока
    не переплюнул, именно ключевого элемента — нафионовой мембраны. Единственный писк — вторичные источники LiIon.
    Литий ионные аккумуляторы в космос я бы запускать не стал, процесс естественного старения их родимых пока никто не победил.
    Недавно порадовался вытащив из старого хлама 3й Palm купленнный 12 лет назад. Он и зарядился
    и работает, поелику никель металгидридные аккумуляторы не умирают
    от старости так быстро как литий-ионные.
    ОтветитьНравится
  •   19 января, 18:34
    «Современные возможности» сильно зависят от прогресса в той или иной области.
    Глядя на прогресс в электронике легко можно подумать, что подобное произошло и в других
    областях. В моей конкретно области прогресс в области первичных источников тока с 60х70х вообще
    никакой. Топливные элементы летавшие на Аполлонах остались теми же и характеристики их никто пока
    не переплюнул, именно ключевого элемента — нафионовой мембраны. Единственный писк — вторичные источники LiIon.
    Литий ионные аккумуляторы в космос я бы запускать не стал, процесс естественного старения их родимых пока никто не победил.
    Недавно порадовался вытащив из старого хлама 3й Palm купленнный 12 лет назад. Он и зарядился
    и работает, поелику никель металгидридные аккумуляторы не умирают
    от старости так быстро как литий-ионные.
    ОтветитьНравится
  • Рома Линк  19 января, 19:33
    Столь удаленный рукотворный работающий аппарат важен, для осознания того, что человеческая мысль выбралась за пределы солнечной системы, и стремится все дальше!

    Считаю, что Китай сделает аналог и отправит по пятам. Китайцы пишут историю для себя независимо.

    ОтветитьНравится
  • Аристарх Маяков  20 января, 06:07
    По моему, Вояжеры не выбрались еще из Солнечной системы...
    Они только у ее границы. Подозреваю, что как только они ее покинут — связь с ними будет утеряна
    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  20 января, 14:58
    Потеря связи, случись она, сама по себе станет чуть ли не главным открытием Вояджеров. Что-то вроде «вечная слава тем, кто пошел на минное поле перед нами» ))
    ОтветитьНравится
  • Аристарх Маяков  21 января, 06:55
    Я не сказал, что они погибнут — просто связь потеряют... не смогут пробиться через Гелиопаузу.
    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  22 января, 12:29
    Я вас прекрасно понял. Мы об одном и том же. В любом случае, возможность «потроать руками» межзвездную среду — рубежное событие для науки.
    ОтветитьНравится
  • Алексей Корепанов  19 января, 20:13
    Аналогично. Холодильник «Саратов», купленный моей мамой в 1960-х, работает до сих пор.
    ОтветитьНравится
  • k j  19 января, 21:47
    Тоже его в догонку Бирюсе и Вояджерам надо послать!!! :)
    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  20 января, 14:50
    Холодильник вообще вещь, оказывается, уникальная. К декабрю надо затариваться на всю семью. Вот тут подтверждение:
    www.youtube.com/watch?v=M0upNuDNRSk&feature=player_embedded
    ))
    ОтветитьНравится
  • Дмитрий Айдынов  19 января, 21:50
    Ну сравнение с холодильником не очень корректное... Холодильник — товар серийный, а Вояджер — штучный ;) т.е двухштучный :))) Но то, что раньше вещи делали долговечнее — это факт. «Победы» и «Волги-21» тому подтверждение.

    Хотя и в наши дни есть феноминальные по живучести проекты: Оппортьюнити — работает на Марсе уже 9-й!!! год. Кассини — с 1997 года летает и всё норм...

    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  20 января, 14:42
    Долговечнее... и проще. Я не инженер, но понимаю, что чем сложнее система, тем она уязвимее. И зависимость там, кажется, совсем не линейная.
    Это к тому, что запускать что-то серьезное вслед Вояджерам, как мне представляется, нужно уже сейчас. Сама возможность всерьез исследовать межзвездное пространство это гигантский если не рубежный шаг в науке и первый шажок к будущим пилотируемым полетам за пределы СС. На чем-нибудь, состоящем из деталей Бирюсы и Волги-21 )))
    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  20 января, 14:43
    Но интересно как будет работать Curiosity. Сложнее его устройства за пределами Земли еще не было.
    ОтветитьНравится
  • Ульяна Дорошенко  19 января, 22:21
    «Оппортьюнити — работает на Марсе уже 9-й!!! год.
    Кассини — с 1997 года летает и всё норм...»

    Молодцы янки!
    Вот список программ NASA: en.wikipedia.org/wiki/Category:NASA_programs
    Есть чем гордится и им и нам.

    Отдельное спасибо за Curiosity. Сейчас он уже здесь: mars.jpl.nasa.gov/images/spacecraftnow/msl_today2.jpg

    ОтветитьНравится
  • Вячеслав Ущеко  20 января, 11:56
    Наши тоже молодцы!
    Осталось их собрать и отправить к янки, тогда у нас все будет работать а у янки, — нет.
    ОтветитьНравится
  • Александр Митькин  20 января, 12:05
    Когда же запустят следующий такой же аппарат?
    ОтветитьНравится
  • Аристарх Маяков  20 января, 12:33
    А зачем?
    ОтветитьНравится
  • Александр Митькин  22 января, 01:21
    Ждать результатов долго.
    ОтветитьНравится
  • Геннадий Дорощук  20 января, 13:05
    Да, холодильники нам делать, а не марсоходы..
    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  22 января, 12:46
    Что уж так печально-то о судьбе российской науки?
    Гляньте на досуге. Надеюсь мысль о том, что не наука деградировала, а организация, вас в финале посетит.
    В сюжете много о чем не сказано по понятным причинам, но все заявленные претензии на превосходство я могу подтвердить. Ибо сюжет мой и с людьми этими я прилично пообщался за кадром.
    strizhi.org/pilot-videos/smotr/MiG-35_NIIPP.wmv
    ОтветитьНравится
  • Евгений Симонов  22 января, 13:10
    Если что, мопед не мой. То есть сайт и таблет в кадре принадлежат ведущему программы. Как все любители бара «Голубая устрица» он обожает себя на экране.
    ОтветитьНравится
  • Виктор Сергеев  20 января, 18:20
    По количеству вопросов, которые Вояджеры вырвали из утрамбованной поверхности знаний и предубеждений стоят на первом месте. Обострился целый ряд вопросов : 1. Что какое гравитация ?, 2. А есть ли эфир? 3. Скорость радиоволн, 4. Что такое Солнечная Система? Информация от аппаратов бесценна, даже измеряя только их скорость и расстояние до них будут уточнены очень многие понятиия , и главное- это первая рукотворная линейка.
    ОтветитьНравится
  • Аристарх Маяков  23 января, 05:46
    Боюсь, что линейка может оказаться не точно именно потому, что обстрились вопросы:
    1. Что какое гравитация ?
    2. А есть ли эфир?
    3. Скорость радиоволн

    :-D

    ОтветитьНравится
  • Александр Амелькин  23 января, 11:28
    Леонид, а не могли бы вы подумать над добавлением функции блокирования отображения веток комментариев, начатых определенными пользователями. Есть целый ряд троллей, которых хотелось бы для себя забанить и никогда больше не видеть. Они (и «ведущиеся» на их троллинг) заполоняют своими перепалками целые страницы, не оставляя места для нормальных комментариев и обсуждений. Ждать, пока их забанят глобально — бессмысленно, т.к. они формально ничего не нарушают и кому-то, возможно, эта вся возня даже интересна. Поэтому функция персональных черных списков была бы, кмк, очень полезна.

    Спасибо.

    ОтветитьНравится
  • Сергей Захаров  30 января, 15:57
    «функция персональных черных списков была бы, кмк, очень полезна.»
    Поддерживаю эту просьбу. Я в основном читатель Мембраны.
    И это очень утомительно пролистывать кипы заведомо не интересных мне комментариев от одних и тех же «писателей» Мембраны.
    Сделайте «игнор», пожалуйста. :)
    ОтветитьНравится
  • Хажевский Андрей  23 января, 11:36
    Поддерживаю. Думаю это коллективная просьба.
    ОтветитьНравится
  • Shamil Dzhanbolatov  27 января, 16:44
    «Поддерживаю. Думаю это коллективная просьба.»

    _Неправильно думаете. Говорите за себя и других товарищей комсомольцев. Как надоело — запретить, расстрелять, казнить...

    ОтветитьНравится
  • Антон Брандт  27 января, 11:03
    Жаль нельзя их подзарядить никак.
    Как по мне, это самое впечатляющее достижение в космонавтике на текущий момент
    ОтветитьНравится
  • Да, я соглашусь. Это впечатляет. Тем более это самая быстрая и самая удаленная реализация человеческой мысли.
    ОтветитьНравится