Открыта навигация мушек по поляризации неба

Дрозофилы способны за одну ночь преодолевать 10 км по пустынной местности, что, по мнению учёных, было бы невозможно без продолжительных периодов прямолинейного полёта, а значит, активного использования «природной» ориентации (фото Floris van Breugel).

«Если вы выйдете в поле, ляжете на спину и посмотрите в небо, вы в значительной степени увидите мир глазами насекомого, – говорит ведущий автор исследования Майкл Дикинсон. – Насекомые видят его с этой точки зрения всегда и используют небесный свет для ориентации».

Профессор Дикинсон (Michael H. Dickinson) и его коллега Питер Вейр (Peter T. Weir) работают в лаборатории, которую называют «мушиным ранчо» (FlyRanch). Для исследования насекомых учёные создали целую серию диковинных установок, в том числе «арену», благодаря которой было совершено данное открытие.

Arena представляет собой платформу, установленную на крыше здания, чтобы, как объясняют биологи, быть выше верхушек деревьев и других визуальных ориентиров. В центре «арены» расположен металлический штифт, на кончике которого живое насекомое закрепляется светоотверждаемым клеем.

Вокруг штифта создаётся магнитное поле, которое позволяет мухе двигаться на месте естественным образом – лететь вперёд и поворачивать. Тем временем учёные могут проводить с подопытным всяческие эксперименты и вести съёмку на высокоскоростную камеру.

Исследователи закрепили на «арене» чернобрюхую дрозофилу (Drosophila melanogaster) и зафиксировали её поведение при дневном свете и естественном поляризованном свете неба. После этого начались эксперименты: биологи поворачивали «арену» на 90 градусов, применяли искусственное освещение и оптические фильтры.

Как выяснилось, если действовал фильтр и смещал естественную модель поляризации, мушки не компенсировали вращение «арены», то есть не меняли направление полёта.

Такое «поляризационное видение», по словам Дикинсона, позволяет насекомым получить необходимую информацию о своём местоположении даже по небольшому участку ясного неба. Демонстрация этих способностей дрозофилы, стандартной лабораторной модели, даёт новый толчок в генетических исследованиях с целью лучше понять, как столь сложные функции реализованы в мозге.

Результаты исследования Дикинсон и Вейр представили в статье журнала Current Biology.

Биологи раскрыли секрет танцующих навозников

20 января 2012

Изучено управление хвостом у ящериц, роботов и динозавров

17 января 2012

Открыт ремонт нервов при помощи молодой крови

16 января 2012

Найден ген вкусового рецептора жира

16 января 2012

Учёные создали суперсолдат из обычных муравьёв

13 января 2012
  • Юрий Новиков  20 января, 18:26
    хорошая статья и ссылка на замечательную статью о поляризации света. Инетересно — есть ли приборы преобразующие какие нибудь характеристики поляризации света — допустим направление вращения угол и степень поляризации преобразовать в гамму цветности и яркости.. этакие поляривизоры — может в астрономии, или в медицине посмотреть.
  • Александр Вихров  20 января, 18:49
    Обычный полярик — фильтр для линз фотоаппаратов.
  • Леонид Попов  20 января, 19:35
    Юрий. Обязательно почитайте вот это
    А потом это
  • Юрий Новиков  20 января, 21:28
    да да — знаю, помню, слежу. :)
  • Юрий Новиков  20 января, 21:39
    так вроде вон есть направление вращения поляризации, и степень элипсойдности этого вращения и понятно угол наклона этого элипса к «вертикали» — вона сколько характеристик то, или что я не понимаю, а тут только один угол отслеживается — поляриком то..
  • Иван Петров  20 января, 19:17
  • Shamil Dzhanbolatov  21 января, 23:20
    «При чтении таких статей хочется воскликнуть «Как?! Как в этой козявке столько всего помещается?!» :) Природа продолжает удивлять.»

_А меня Бог.