Останки собаки с Алтая названы древнейшими в мире

Древнюю собаку биологи идентифицировали по морфологии. От своих предков волков изученное животное среди прочего отличается размером и пропорциями черепа, челюсти и также скученностью зубов (фото Николай Оводов, PLoS One).

Окаменелый череп домашней собаки не только отодвинул дату приручения этих животных в прошлое, но и рассказал, что одомашнивание, скорее всего, многократно происходило независимо в различных регионах мира и в разные эпохи.

Череп собаки, найденный в пещере Разбойничья на Алтае в 1975 году, недавно был повторно и более тщательно исследован командой палеонтологов из России, Канады, Великобритании, США и Нидерландов.

Радиоуглеродный анализ, проведённый в трёх независимых лабораториях, показал внушительный возраст костей со средним значением в 33-33,5 тысячи лет. Так что давняя находка вполне поспорит с бельгийским образцом.

Правда, датировка обладает приличным разбросом, потому вопрос о первенстве окончательно не закрыт. А ещё важно, что ряд учёных (в том числе и авторы нынешней работы) продолжают сомневаться, является ли бельгийское существо именно собакой. По некоторым признакам тот зверь был переходной формой между волком и псом.

Череп из Горного Алтая чрезвычайно хорошо сохранился, говорят авторы работы. Это позволило ученым выполнить несколько точных измерений (фото Николай Оводов, PLoS ONE).

Впрочем, в данном исследовании важны не точные числа, а то, что по ряду признаков оба черепа (из Европы и Сибири) относятся именно к одомашненным созданиям. При этом они попадают в эпоху до последнего ледникового максимума (LGM), который произошёл примерно между 26 и 19 тысячами лет назад и сильно повлиял на жизнь людей и животных.

Ни европейские, ни сибирские древнейшие линии домашних собак, похоже, не пережили LGM, передаёт PhysOrg.com. Однако алтайская находка вслед за бельгийской укрепляет биологов в подозрении, что процесс одомашнивания происходил на протяжении истории несколько раз.

И ещё важный вывод — современные собаки, вероятно, происходят всё же не от одного общего предка, как предполагалось ещё недавно. Тут уместно вспомнить швейцарский, африканский и китайский следы в данном деле.

(Подробности исследования можно найти в статье в PLoS ONE.)

Учёные отсканировали клеща, сидящего на пауке

9 ноября 2011

Палеонтологи открыли доисторического саблезубого зверька

3 ноября 2011

Палеонтологи увеличили размеры древних ящеров

17 октября 2011

В Европе обнаружен самый полный скелет динозавра

14 октября 2011

В Канаде и Франции найдена самая ранняя древесина

15 августа 2011
  • Арсений Иванов  24 января, 20:25
    поражает то, что кости фломастером подписаны
  • Леонид Попов  24 января, 21:44
    ...причём на одной из реликвий по простому подписано «ПЁС» :-)
  • Владимир Дегтярёв  24 января, 21:08
    На счёт переходной формы, на сколько знаю Американские индейцы часто скрещивали собак с волками, почему этого не могли делать древние охотники?
  • Анатолий Алексеев  24 января, 23:36
    Круто, а как по черепу можно понять, что животное было одомашнено? На челюсти след от тапков?!
  • Леонид Попов  25 января, 00:00
    Одомашненность влияет на образ жизни и рацион, а они влияют на параметры челюсти и зубов. Примерно как-то так.
  • Андрей Кошкин  25 января, 03:32
    Насколько помню все предки собак были шакалами, кроме лаек и овчарок. Поправите меня ...
  • Qwerty Ujikol  25 января, 09:21
    Наиболее вероятными предками собак были и есть волки. К ним же (к предкам) причисляют лисиц и шакалов, а также койотов. А вообще, интересная ссылка на проблему: antropogenez.ru/origin-of-dog/ много правда лишнего, но читать интересно
  • Qwerty Ujikol  25 января, 09:23
    Там же есть глава о «неандертальской собаке» из пещеры Разбойничья
  • Леонид Попов  25 января, 12:36
    Ну уж не шакалами, нет. Именно волки.
    Посмотрите на современную зоологическую систематику, которая возникла не на пустом месте, а на основе морфологического и генетического анализа. Вы в курсе, что обычная собака (Canis lupus familiaris) является даже не биологическим видом, а подвидом... волка обыкновенного (Canis lupus)?
    А вот койот (Canis latrans) и шакалы (Canis aureus и другие) вместе с волками обыкновенными составляют уже род волков (Canis).
    Лисицы ещё чуть дальше по родству идут. Это отдельный род, в рамках подсемейства волчьи семейства псовые. Для собак лисицы — что-то вроде двоюродных сестёр.