И никаких гвоздей: мебель можно собрать без крепежа и инструментов
У тех, кто видит эту мебель впервые, реакция обычно состоит из четырёх букв — IKEA. Определённое сходство, конечно же, есть: сборку осуществляет покупатель. Но и различие имеется серьёзное: при сборке не используются ни гвозди, ни шурупы, ни клей — ни-че-го.
Мебель, которую собирают безо всякого крепежа — это, как сказал бы чукча из анекдота, «тенденция, однако». Возьмём, к примеру, дизайнера Пола Шентона (Paul Shenton). Как-то в 1998 году он снял небольшую немеблированную квартиру на четвёртом этаже.
Ясно, что проблему со стульями, столом, кроватью и прочим надо было срочно решать. Но вдобавок ко всему к квартире вела узкая витая лестница, поднять по которой, скажем так, традиционную мебель не представлялось возможным.
Шентон принялся обходить магазины в поисках предметов, которые он, во-первых, мог себе позволить по деньгам, а во-вторых, сумел бы затащить по лестнице в новую квартиру. А потом вытащить и, например, выбросить, покидая временное пристанище.
И хотя та же IKEA с её сборной мебелью — не самый в таком случае высокобюджетный вариант, ничего подходящего дизайнер так и не нашёл.
Может быть, к счастью: шведский универсам теоретически мог решить проблему, но тогда Шентон не стал бы сам заниматься дизайном мебели и не сделал бы того, что сделал.
Приступая к проектированию своей собственной мебели, Пол сосредоточился на, по его мнению, главном: предметы должны легко собираться и так же легко демонтироваться.
Самое простое решение состояло в том, чтобы компоненты складывались посредством системы щелей, проще говоря — пазы в пазы, разрез в разрез.
Вооружённый только лобзиком и несколькими листами фанеры Шентон смастерил свой первый диван.
Впоследствии избранная и за три года доработанная система щелей стала соответствующей торговой маркой SlotSystem, и на свет появилась компания Slot Furniture.
Фирма руководствуется четырьмя незыблемыми принципами. Первый — это простота: процесс сборки и разборки максимально упрощён и не требует никаких инструментов.
Второй — никаких ограничений для доступа мебели в дом потребителя, то есть — ему не нужно волноваться, пройдёт ли диван в дверной проём, и удастся ли пронести обеденный стол по коридору.
Третий принцип — адекватные цены, а четвёртый — современный дизайн. Вот, собственно, и всё, так и живут.
Называть Пола Шентона изобретателем системы щелей для сборки мебели мы сознательно не стали, хотя у него наверняка имеются все необходимые патенты.
Дело в том, что сам принцип известен с незапамятных времён. Вероятно, и вам приходилось резать листочки бумаги на полоски, делать на них ножницами надрезы и строить из них бумажные скульптуры.
Но найти истоки собирающейся без крепежа и инструментов мебели всё же хочется. А результаты поиска неизбежно приводят нас к человеку по имени Виктор Папанек (Victor Papanek), который трагически погиб как раз тогда, когда Пол Шентон снял квартиру на четвёртом этаже.
Имя этого человека должно быть известно каждому, кто занимается промышленным дизайном. Папанек родился в Австрии, окончил школу в Англии, а работал в Америке. Он был дизайнером, архитектором, антропологом, писателем и учителем.
Но нас интересует тот факт, что именно Папанек является автором термина «Кочевая мебель». О ней он вместе с Джеймсом Хеннесси (James Hennessy) написал две книги: «Nomadic Furniture» (1973 год) и «Nomadic Furniture 2» (1974 год).
Под этим термином он подразумевал минимум инструментов и крепежа, лёгкие и дешёвые, но надёжные материалы, возможность отправки мебели на свалку без ущерба для экологии, доступность этих предметов для малообеспеченных слоёв и так далее.
Таким образом, мебель в представлении Папанека могла быть сделана чуть ли не из картона.
Думается, и дизайнеры IKEA не могли не обратить внимания на концепции, представленные в книгах о «кочевой мебели», ведь шведы — первые, кто приходит в голову в качестве современных «воплотителей» этих идей.
Но, несмотря на то, что замыслы, как выясняется, уходят корнями в 1970-е, большая часть предметов нашей мебели свинчена шурупами, склеена или сколочена. И компаний, подобных Slot Furniture, в лучшем случае — единицы.
Почему же мы говорим «тенденция, однако»? Должно быть, потому что «мебель-оригами» всё чаще мелькает то тут, то там.
Это похоже не только на возвращение, но и на растущую популярность, а, если хотите, то на моду.
Вот, к примеру, британский дизайнер Бен Уилсон (Ben Wilson) взял да и разработал симпатичный стул, детали которого выпиливаются из одного листа фанеры и собираются одним только молотком. Без гвоздей и клея.
И вывод из всего этого можно сделать такой. Давным-давно наши предки гордились избушками и церквями, сработанными без единого гвоздя. Вполне возможно, что через какое-то время подобный повод для гордости может появиться и у нас.