На рынок выходит дешифратор ДНК в виде USB-флэшки

USB-секвенсор ДНК радикально упрощает расшифровку генома на всех этапах – от подготовки образца самой ДНК до получения результата (фото Oxford Nanopore Technologies).

В Великобритании создан самый крошечный автоматический расшифровщик генома в мире. Он появится на прилавках уже в нынешнем году, причём — с довольно привлекательным ценником. А компанию ему составит не менее интересный ДНК-анализатор, заключённый в сервере.

Компания Oxford Nanopore Technologies представила миниатюрный одноразовый определитель последовательности оснований в молекуле ДНК — MinION.

Полностью автономный приборчик, по размеру чуть крупнее памяти-флэшки, подключается к USB-порту ноутбука или ПК. Он содержит все элементы, необходимые для полного секвенирования генома: микропотоковые системы, уникальный сенсор и специализированную электронику.

Точность работы новичка – на уровне существующих систем секвенирования, утверждают создатели прибора (фото Oxford Nanopore Technologies).

Аппарат производит прямое считывание «букв» ДНК и в реальном времени отражает их на экране, а также записывает в память компьютера.

Исследователи могут заранее определить, какой объём информации им нужен для целей того или иного опыта, или какой фрагмент генетического кода они ищут, и прекратить расшифровку сразу по достижении результата, чтобы быстро перейти к новому эксперименту.

Подготовка образцов для системы MinION тоже не требует больших усилий. Прибор работает с двухцепочечной ДНК, причём ему не требуется предварительная амплификация.

В некоторых случаях сенсор может выделить молекулу сразу же из пробы крови или сыворотки, а иногда может понадобиться небольшая предварительная обработка смеси.

Ещё интереснее, что прибор MinION является побочным проектом, родившимся при создании более крупной и мощной многоразовой системы секвенирования — GridION. Обе используют одну технологию расшифровки генома, над которой группа биохимиков из Британии и США работала около 20 лет (считая от появления голой идеи).

В основе механизма лежит полимерная мембрана со встроенными нанопорами. Эта часть прибора получена комбинацией натуральных (белки) и синтетических молекул.

Нанопоры в мембране спроектированы так, чтобы пропускать строго определённые молекулы (иллюстрация Oxford Nanopore Technologies).

Специально разработанный фермент, добавляемый в раствор с пробой, подхватывает молекулу ДНК и последовательно продавливает её через пору, как через фильеру (смотрите рисунок вверху).

В это время подключённая к поре электронная схема фиксирует электрические колебания. По их специфическому профилю аппарат вычисляет каждую прошедшую базовую пару, причём с высокой точностью даже для очень длинных фрагментов «молекулы жизни».

Белковая нанопора в мембране. Через неё идёт ионный ток, в котором возникают «перебои», различающиеся в зависимости от вида проходящих через эти «ворота» молекул. По степени отклонения тока электроника идентифицирует базовые основания ДНК (иллюстрация Oxford Nanopore Technologies).

В отличие от своего крохотного собрата система GridION представляет собой нечто вроде комплекса серверов-дешифраторов (компания называет их узлами — GridION node).

Каждый такой узел имеет слот для одноразового картриджа. Последний содержит весь набор реагентов, необходимых для полного анализа ДНК, и собственно чип-анализатор с двумя тысячами описанных выше нанопор.

Узел GridION node с высокой точностью измеряет ионные токи внутри чипа, расшифровывает их и выводит на дисплей результат секвенирования. Параллельно последовательность генетического кода записывается на внешний жёсткий диск или другой компьютер (через USB или Сеть).

За сутки один GridION node способен выдать десятки гигабайт данных по последовательности оснований в изученных ДНК.

Аппарат GridION может быть настроен на поиск не только в образце и анализ ДНК, но и других молекул – нужных учёным белков или, к примеру, взрывчатых соединений (иллюстрация Oxford Nanopore Technologies).

Хотя «сервер» GridION node способен работать как самостоятельное настольное оборудование, наиболее впечатляющий результат достигается, когда несколько таких аппаратов объединяются в серверную стойку (стандартной ширины 19 дюймов) и действуют согласованно, обмениваясь данными прямо в ходе декодирования.

(Кстати, размеры и разъёмы GridION node соответствуют обычному серверу.)

Картриджи для GridION (фотографии Oxford Nanopore Technologies).

В 2013 году должна выйти версия GridION node уже на 8000 нанопор, и она должна работать быстрее предшествующей модели.

По информации разработчиков, 20 таких машин в одной серверной стойке смогут декодировать весь геном того или иного человека всего за 15 минут.

Оба аппарата, и GridION (в первой версии), и поразительный MinION, намечено выпустить на рынок в 2012 году. Изготовитель намерен установить конкурентоспособные цены, в сравнении с самыми последними технологиями скоростной расшифровки генома.

В частности, «секвенсор ДНК — флэшка» будет стоить менее $900, передаёт Technology Review.

«Сервер» GridION node и набор таких узлов в серверной стойке. Один GridION node потребляет менее 50 ватт мощности, подчёркивает компания одно из преимуществ аппарата (иллюстрации Oxford Nanopore Technologies).

Тут нужно вспомнить, что чуть больше года назад американская компания Life Technologies представила настольный персональный расшифровщик генома Personal Genome Machine, стоящий менее $100 тысяч.

Принцип, примёнённый в нём, отличается от технологии GridION, но есть и общая черта: для автоматизированного секвенирования учёные тоже разработали микрочип, сочетающий в себе электронику с химией.

В январе 2012 года Life Technologies (вернее, её дочерняя фирма Ion Torrent) показала свою новую модель дешифратора генома под названием Ion Proton. Эта машина оценена уже в $149 тысяч, но зато чип-анализатор, скрывающийся внутри, в 1000 раз более мощный, чем прежний образец.

Аппарат Ion Proton способен прочитать полный геном человека за один день при стоимости «расходников» в $1 тысячу (фото Ion Torrent Systems/Life Technologies).

Все упомянутые аппараты должны устранить, как говорят учёные, одно из узких мест в целом ряде биологических и медицинских исследований – медленное декодирование генома.

Теперь такую задачу могут брать на себя сравнительно мелкие лаборатории, а в случае с расшифровщиком-флэшкой можно сказать, что технология декодирования ДНК находится на пороге того, чтобы прийти чуть ли не в каждый дом, подобно тому, как сейчас люди самостоятельно анализируют содержание сахара в крови.

Сделан важный шаг на пути к гамбургеру из пробирки

20 февраля 2012

Биологи обнаружили у дрозофил самолечение алкоголем

17 февраля 2012

Зоологи открыли новые виды мельчайших рептилий

16 февраля 2012

В продажу поступила бутылка с электронной крышкой

14 февраля 2012

Учёные испытали революционный метод магнитной записи

8 февраля 2012
  • Александр Шаиров  20 февраля, 17:23
    Мне кажется самая востребованная опция будет установление отцовства =)
  • Максим Подболячный  20 февраля, 17:33
    Принудительное. :)))
  • Максим Подболячный  20 февраля, 17:29
    900 баксов? Я правильно понял? Не тысяч?
    С ума сойти... За 15 минут...

ПыСы А все-аки нанопоры на фотке великоваты. %)))

• Александр Шаиров  20 февраля, 17:35
    да всего 900$, но за 15 минут это серверная стойка из 20 машин.
    Флешка наверное будет думать сутки.
  • Леонид Попов  20 февраля, 17:35
    Да MinION — за $900.
    Про GridION пока неизвестно.
    Да, 20 GridION-ионов (после апгрейда модели) сообща расшифруют геном индивида за 15 минут.
  • Максим Подболячный  20 февраля, 17:38
    Я ими отдельно восхищался...
  • Максим Подболячный  20 февраля, 17:40
    «Про GridION пока неизвестно.
    Да, 20 GridION-ионов (после апгрейда модели)»
    Видимо, GridION-ион — это и есть проапгрейдженный GridION? ;))))
    Про 15 минут я вообще не спрашивал. Из текста вполне понятно, что эта задача не для «флешки». 1Просто восхищался...
  • Леонид Попов  20 февраля, 17:41
    Александр Шаиров

Я так понимаю, флэшка расчитана несколько на иное применение, чем на расшифровку всего генома человека. В последнем 23 пары хромосом вообще-то. Но зато в отдельных опытах, где требуется секвенирование неких ограниченных последовательностей в ДНК чего-либо (может человека, может бактерий), флэшка будет удобнее и быстрее всего существующего хозяйства.

Но, кажется, даже целый сервер GridION или их пачка из нескольких штук, окажется настоящим подаркам учёным, даже если стоить будет на уровне Personal Genome Machine и  Ion Proton, то есть в районе $50-150 тыс., так как тут скорость работы будет уже просто фантастическая.

• Дмитрий Юзяк  20 февраля, 18:55
    Это действительно будет огромный подарок, поскольку эффективность большого количества мелких исследований позволит быстрее продвигаться науке, чем топтание пары, пусть и великих умов в нескольких многомиллионных лабораториях . Этот процесс чем-то сходен с любительским изучением космоса, когда большие количества информации просто некому обрабатывать, кроме энтузиастов.
  • Николай Ярошенко  20 февраля, 20:08

www.sciencegobble.com/minion-usb-decodes-dna.science

• Shamil Dzhanbolatov  20 февраля, 21:50
    «Чуток погуглил насчет подробностей, так вычитал, что MinION делает анализ ДНК человека за сутки максимум (где-то была цифра 6ч).

www.sciencegobble.com/minion-usb-decodes-dna.science»

_А не могут современные видеокарты в 128 ядер+ стоящие в наших компьютерах обработать это дешевле, чем тот мини? Хотя у того, наверно, аппаратная поддержка, что тоже не плохо.

• Максим Подболячный  20 февраля, 22:30
    А для взятия материала надо пальчик поглубже в старенький флоппик запихнуть. :)))
  • Михаил Тоцких  21 февраля, 08:07
    А вот кстати, тоже интересно, технология CUDO например как раз и создана для подобных расчетов.
  • Александр Морозов.  21 февраля, 08:21
    Правильно — CUDA. А вообще тут трудность не в вычислениях, а в скорости секвенирования, которая зависит от числа пор.
  • Shamil Dzhanbolatov  21 февраля, 15:24
    :)
  • Shamil Dzhanbolatov  21 февраля, 15:24
    «А вообще тут трудность не в вычислениях, а в скорости секвенирования, которая зависит от числа пор.»

_Поэтому желательна куча серверов?

• Максим Крутько  20 февраля, 17:46
    Вот вам и «британские ученые». Вы можете и дальше надменно смеяться, правда уже над Роснано))
  • Сергей Скалба  20 февраля, 18:00
    С одной стороны — это, конечно, технологический прорыв; а с другой — мы теперь можно будет по-настоящему (по-научному) определить: кто четланин, а кто пацак.
    Естественный ход эволюции отдыхает :)
  • Shamil Dzhanbolatov  20 февраля, 21:51
    «С одной стороны — это, конечно, технологический прорыв; а с другой — мы теперь можно будет по-настоящему (по-научному) определить: кто четланин, а кто пацак.
    Естественный ход эволюции отдыхает :)»

• Сергей Скалба  20 февраля, 22:12
    Шамиль Джанболатов
    __Не смешно. Это вообще невозможно, а кому надо, тот и без этого определял по форме черепа и т.п.

С первым и третьим — спорить не буду. Кому-то смешно, а кому-то ценная идея — а как еще определить наилучших производителей.
    А вот второе — это мне кажется, сожаление о первом.
    Что ж, придется по-старинке: с циркулем и линейкой.

• Shamil Dzhanbolatov  21 февраля, 15:35
    «С первым и третьим — спорить не буду. Кому-то смешно, а кому-то ценная идея — а как еще определить наилучших производителей.
    А вот второе — это мне кажется, сожаление о первом.
    Что ж, придется по-старинке: с циркулем и линейкой.»

_Вам хорошо. Ничего. А у меня уже второй комментарий кажется удалили. Может мне русскую фамилию поставить с замерами черепа :-)? Как считаете?

• Сергей Скалба  21 февраля, 17:10
    Вот это уже, действительно, не смешно. Не знаю что ответить, поскольку трудно читать удаленное. Но думаю, это связано с несовместимостью религиозных догматов. И это правильно: сайт научно популярный, т.е. светский. Вот и придерживайтесь светских представлений о реальности.
  • Shamil Dzhanbolatov  21 февраля, 17:27
    «Вот это уже, действительно, не смешно. Не знаю что ответить, поскольку трудно читать удаленное. Но думаю, это связано с несовместимостью религиозных догматов. И это правильно: сайт научно популярный, т.е. светский. Вот и придерживайтесь светских представлений о реальности»

_Ничего религиозного там не было

• Юрий Новиков  20 февраля, 18:48
    1.А бактериальную днка сможет? Отделяя от человеческой — из пробы крови.

2.Но вообще впечатляет.
    3. Таки отцовство то сможет определить?

• Юрий Новиков  20 февраля, 18:50
    4.ну и конечно эту митохондриальную? и игрек -R1a1?
  • Александр Амелькин  20 февраля, 19:11
    Э-эх... когда ж они уже придумают такую же штучку, но чтобы сама полный диагноз генетический выдавала понятными обывателю словами, была многоразовой, и стоила баксов 100...
  • Генки Умайоши  20 февраля, 19:12
    теперь уже скоро *8)))))))
  • Борис Минтарский  20 февраля, 19:21
    А зачем диагноз? Достаточно лечить сразу от всех болезней. Щас, кстати, уже полным-полно подобных приборов. Есть и 100 баксов... Откройте любую газету и вчитайтесь в рекламу... :))))
  • Сергей Асташкин  20 февраля, 19:52
    -- Не надо развод выдавать за достижение.. эти трахоподы и насморк не вылечат ..
  • Максим Подболячный  20 февраля, 19:55
    Он шутил. Скорее, даже стебался. Так Ооооотакенный смайлик в конце. :))
  • Борис Минтарский  20 февраля, 19:55
    Да что вы говорите?! :)))
  • Сергей Асташкин  20 февраля, 20:05
    -- Пенсионеров жалко .. стрелять таких надо ..
  • Иван Касьянов  20 февраля, 20:13
    Тут кстати Асташкин подобную предлагал. Желающие опробовать на себе есть или жить хочется?
  • Максим Подболячный  20 февраля, 22:22
    На Оле, как я понял, эксперимент уже начался. Первые результаты уже есть, за Сергея она теперь горой. :) Этап подавления воли пройден. :)
    Мне пожертвовать собой ради науки и пенсионеров не удалось — я неинтересный. :)))
  • Максим Подболячный  20 февраля, 22:25
    Сергей Асташкин 20 февраля, 20:05
    -- Пенсионеров жалко .. стрелять таких надо ..

Тогда я тут настебался уже на колесование, как минимум. :)))
    Сергей, это ж шутка была. И скорее стеб над рекламирующими такую продукцию, нежели над чем иным. Ну что у вас, от БАДов совсем чувство юмора пропало? Тогда это серьезный недостаток ваших препаратов, надо дорабатывать. :))) Я не куплю, так и знайте, мне мое извращенное чувство юмора дороже вечной молодости. :)))

• Сергей Асташкин  21 февраля, 08:32
    -- Максим, я вас и не имею ввиду ,не вы же изготавливаете «куклу».. но наша власть позваляет это ..
  • Сергей Асташкин  20 февраля, 19:26
    -- Да, это то что надо..
  • Максим Подболячный  20 февраля, 19:30
    И справедливости ради, вы действительно неделю назад такое (или почти такое) прогнозировали.
  • Alex Tur  20 февраля, 19:35
    Несомненно, это серьезное достижение на этапе секвенирования ДНК. Но решение вопроса практическеского применения «сырого кода» требует в разы больших усилий. Есть надежда, что техничекие достижения, подобно описанному в статье, и их доступность в ближайшее время для широкого круга исследователей смогут способствовать расширению знаний в области прикладной генетики.
  • Сергей Асташкин  20 февраля, 19:51
    -- Нет, это не будет способствовать именно перечисленному вами.. ведь работать должен не туалетный работник ,а генетик ..
  • Александр Морозов.  20 февраля, 19:53
    Ага, а то были в СШП одни мудаки, которые пытались геном человека запатентовать на полном серьезе...
  • Сергей Асташкин  21 февраля, 08:33
    -- Да.. тогда они много чего обещали.. гены патентовали,их секвенсы + протеины.. дурдом в США всё идеи патентуют — такие типа: фсё наше ..
  • Alex Tur  21 февраля, 13:13
    Я рассматривал предложенное решение, во-первых, с точки зрения снятия ограничения для существующих чипов на количество тестируемых генов. Во-вторых, как часть процесса для сбора достаточного количества материала для последующей обработки. Несомненно, что качество этого материала должно быть достаточно высоким, и быть связанным с реальными медицинскими данными.
  • Врэж Багратуни  20 февраля, 20:46
    Прогрес всё ж таки медленнои идёт. Раньше каждый год цена расшифровки падала на порядок. Сейчас уже своё гнилое вето на прогрес накладывать стал бизнес.
  • Борис Минтарский  20 февраля, 21:31
    Надо наслать на этот бизнэс пожарников и санэпидемщиков.
  • Максим Подболячный  20 февраля, 22:27
    Глюпый мысл. Пожарники и СЭС взятки станут брать, бизнес эти взятки в конечную цену включит, в результате, добьетесь противоположного ожидаемому. :)))
  • Борис Минтарский  20 февраля, 22:34
    Дык... а я противоположного и хочу добиться. :)
  • Максим Подболячный  20 февраля, 22:45
    Переведите, пожалуйста... :(
    Я имел ввиду, что вы хотите добиться удешевления, а добьетесь удорожания.
    Я что-то неправильно понял, дядь Боря? :(((
  • Борис Минтарский  20 февраля, 22:59
    Ну как? Основная посылка-то какова? Бизнэс де накладывает своё гнилое вето. Стало быть што нужно делать? Пральна! Душить этот бизнэс. (мы котов душили, душили... душили, душили!)
  • Максим Подболячный  20 февраля, 23:11
    Вот котов-то вы мне и не трожьте, дядь Боря! *и сурово так пальчиком помахал*
  • Максим Подболячный  20 февраля, 23:12
    Ржач случился в том, что, когда нажимал «отправить» про котов, на своего немножко наступил. :))) Он мне тааакой возмущенный звук из-под стола издал, аж стыдно стало — другим пальчиком махаю, а сам-то, сам... :)))
  • Владислав Жаров  20 февраля, 21:27
    Идеи нужно продовать обществу. Если не продовать массам то тогда затраты не будут оправданны как-бы не по жлобски это не звучало. Была же конкуренция между MIT and Celera and it was fun to watch.

Я вот думаю какое реальное приминение это найдёт в РФ, отцовство-это да, может и случаи как на Манежке остановит. Возьмёт у подростков ДНК и они узнают что они вовсе не чисто кровные Славяне))) Если хотите- бума, то аппарат нужно нести на МАЛАХОВ+ срочно, где его будут через марлю к ухам прикладывать... вот тогда, мы станем самыми продвинутыми! У каждого в доме будет такой))

• Алексей Стесько  20 февраля, 22:53
    Отличная штукенция. Женская половина, есессно, рукоплещет и чепчики бросает по понятным причинам. Если можно будет сравнивать два генома — пригодиться и влюбленным парочкам, чтобы определить сходство, мало ли, вдруг Х-юродные брат и сестра)))
  • Максим Крутько  20 февраля, 23:24
    А что туда помещать, кровь, плевок или спермы шматок?))))
  • Дмитрий Федотов  20 февраля, 23:41
    Следующий шаг это принтер каторый печатает ДНК.

Размером с струйный. 4 картриджа только вместо CMYK будет АГТЦ

Аденин Гуанин Тимин Цитозин.

Скачал файл из инета распечатал. Или сам в редакторе нарисовал и на печать ...

• Леонид Попов  21 февраля, 00:05
    Это не следующий шаг, а очень даже предыдущий. Такие принтеры продаются давно
    www.membrana.ru/storage/img/1/1wv.jpg
  • Леонид Попов  21 февраля, 00:07
  • Дмитрий Федотов  21 февраля, 00:59
    Спасибо не знал !
  • Михаил Тоцких  21 февраля, 08:10
    в ЕА Spore — при подключении такого принтера, появляется возможность нажать ctrl+P ))))))
  • Shamil Dzhanbolatov  21 февраля, 15:33
    Попов, мне кажется или вы уже мой второй комментарий удаляете. Где я писал, почему такие ДНК тесты актуальны и на них есть спрос по причине обмана женами мужей, что их мужья воспитывают своих родных детей? Почему когда другие пишут вообще не в тему вы не удаляете?
  • Гайк Григорян  21 февраля, 11:12
    Будущее уже наступило!!! ©
    Других слов не подберу...
  • Ольга Добрая  21 февраля, 13:25
    --Будущее уже наступило!!

наступило оно на Америку, на Европу, да на Азию...а на нас все что-то никак не наступает и не наступает...

• Дмитрий Федотов  21 февраля, 14:40
    Берете в клювик 900$ и покупаете и о чудо и у вас наступает ...

Или вам приятно стимулировать себе национальные рецепторы.

• Shamil Dzhanbolatov  21 февраля, 16:33
    «ВЫ мыслите чуть шире ... не в рамках государств/народов а в рамках человечества.»

_Спасибо, Кэп

• Дмитрий Федотов  21 февраля, 19:18
    аллах с тобой !
  • Сергей Асташкин  21 февраля, 13:19
     — Вспоминаю разговор в болгарскоя военно-мед академии, я им предложил взять гранд на такую работу -год 2005 ( секвенс до 100 000 НО/ сек — без разрушения объекта ..я и в мембране про это писал ..)... тогда мне эти умники сказали: а зачем ? сейчас нет проблем с секвенсом ?! Вы что — не в курсе ?! ............. сейчас 2012 и всё это ещё актуально.. причём главный вопрос — неразрушимость объекта ..
  • Сергей Скалба  21 февраля, 17:15
    Извините, не мог удержаться — соблазн был слишком велик: вы тоже за «стабильность»? — можете не овечать, а то все удалят, на ~рен.
  • Александр Химич  23 февраля, 01:09
    Интересно слушать академика (или кто Вы, Сергей?), который изобрёл и то и это, писал обо всём за 10 лет до «официального» опубликования, получал ГРАНДЫ на исследования, а сам не может запомнить, что на исследования дают ГРАНТЫ, а гранДы жили в Испании. Либо с памятью плохо, либо не знал никогда. Опечаткой не отмажетесь, Вы не первый раз так написали.
    Сбрасываем лапшу с ушей, мальчики и девочки.
  • Сергей Асташкин  23 февраля, 14:43
    -- То что я пмсал — вы просто можете прочитать, из старого просто попросите Леонида ,чтобы он был так любезен и предоставил «запасы» 6 летней давности .. он был свидетелем дискуссий и моих тогда сообщений.. сейчас воспоминаний .. Вашу лапшу вы не сбрасите.. у вас там спагетти .. и дело даже не в ней а в мозгах.. вернее их отсутствии..
  • Александр Химич  23 февраля, 23:21
    А по существу претензии ответ будет, гранд Вы наш?
  • Сергей Асташкин  24 февраля, 12:10
    -- У вас сдвиг по фазе дорогой , до сих пор, существом называли здесь обсуждение тем, а ошибок вы у меня найдёте гораздо больше ?? Но пишу я лучше вас, начиная от литературы и кончая наукой.. а вы ,по существу — только воздух мелете ..
  • Александр Химич  26 февраля, 23:30
    Так, пациент отказывается адекватно отвечать на поставленный вопрос. Применяя демагогические приёмы, пытается перевести разговор на другую тему. Формулирую мой вопрос к Вам настолько чётко, насколько это вообще возможно: Как получилось, что Вы, уважаемый, добиваясь грантов, не знаете, как это слово пишется?
    И теперь вопрос всем 3.5 читающих, можно ли доверять словам такого человека?
  • Ваня Крейцер  29 февраля, 08:57
    И теперь вопрос всем 3.5 читающих, можно ли доверять словам такого человека?
    Ваш троллинг слишком толст для данного сайта. Вы, по-моему, не понимаете того, что количество умных слов, использованных вами, не делает ваш троллинг тоньше. Да и эта завязшая в зубах банальщина с разговорами об орфографии тоже не делает вас более сильным троллем.
  • Александр Химич  29 февраля, 23:04
    Ваня Крейцер, дело не в орфографии. Кто угодно может сделать ошибку в редко используемом им слове. Моя претензия и состоит в том, что г-н Асташкин с этим словом знаком однобоко, писал, но не читал. И судя по всему, не сталкивался с ним в жизни. Либо склероз.
    А насчёт троллинга, может это и троллинг, но мной он задумывался как попытка вывести на чистую воду вруна. Да ладно, врун не признается, так пусть хоть другим видно станет, что этот человек не только хвастун (неважно, реальными или мнимыми достижениями человек хвастает), но и лгун.
  • Ваня Крейцер  3 марта, 16:18
    Ваня Крейцер, дело не в орфографии.
    Ы. Ну-ну. Я понимаю. Дело в троллинге, а орфография лишь предлог.
    А насчёт троллинга, может это и троллинг, но мной он задумывался как попытка вывести на чистую воду вруна.
    Ух ты, какие высокие цели. И что, успешно?
  • Александр Химич  4 марта, 23:59
    :-)))
  • Виктор Алексеевич  21 февраля, 22:39
    А у нас в деревне хотят аптеку закрыть! Говорят — «Нерентабельна»!
  • Валентин Смирнов  3 марта, 16:42
    Ну, что тут можно сказать? Усе чиновники козлы и нет им оправдания! Засудите кого-нибудь из них, да так, шоб им нерентабельность показалась нерентабельной, тогда може и поймут что к чему, если не глупые. Хотя, при наших законах и судах чиновники наглеют и ведь знают почему наглеют, но не говорят сволочи, а в тихушечку делают своё чёрное дело.
    Выход один — менять их всех регулярно нада и делать безработными, а може и отстреливать как бешеных собак.
  • Александр Химич  5 марта, 00:02
    Ну так откройте свою аптеку, и покупайте-продавайте так, чтобы было рентабельно. Конкуренции не будет, так что риска никакого. Неохота?
  • Николай Черняк  13 марта, 22:50
    как быть , если не умею «купить-продать»?Умеем только сделать лучше (хуже) после «прочитать(увидеть»)...
  • Александр Химич  16 марта, 05:11
    Я не совсем понял, Николай, это шутливый ответ?
  • Николай Черняк  13 июля, 17:01