Инженеры создали сканер бактерий для мобильника

Мобильник с приставкой может служить недорогим портативным средством выявления заражённых продуктов. Но о возможной коммерческой версии прототипа учёные пока ничего не говорят (фото UCLA).

Новая система легко превращает сотовый телефон в флуоресцентный микроскоп и позволяет быстро определять наличие опасных микроорганизмов в пище или напитках.

Учёные из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе построили прототип устройства, которое распознаёт бактерии в жидкой пробе при помощи обычного мобильного телефона с камерой.

Небольшая приставка превращает такой аппарат в сканер, способный измерять концентрацию микробов (в первом опыте в роли цели выступала кишечная палочка — E. Coli). Для этого внутри приставки имеется множество стеклянных капилляров, содержащих смесь квантовых точек с антителами.

Попадающие в устройство бактерии захватываются на поверхности капилляров и соединяются с квантовыми точками, рассказывает Gizmag. Далее эти комплексы подсвечиваются недорогими светодиодами, работающими от батарейки.

Ответная люминесценция напрямую зависит от количества бактерий. Их световой отклик усиливается линзой и направляется в объектив камеры мобильника. Телефон тут же подсчитывает концентрацию микробов с помощью специального софта.

Минимальный предел обнаружения бактерий таким прибором составил всего 5-10 колониеобразующих единиц (КОЕ — CFU) в одном миллилитре.

Учёные испытали свой сканер-мобильник и с сальмонеллой, показав, что неспецифическое связывание применённых антител крайне мало, а значит, комплекс способен уверенно определять именно те микробы, на которые изначально рассчитан, и игнорировать другие.

В то же время, заправляя капилляры другими антителами, такую систему можно произвольно настраивать на поиск иных видов микробов.

Исследователи заодно проверили работу сканера с образцом обезжиренного молока, убедившись, что присутствие в нём белков не мешает сенсору выявлять всю ту же кишечную палочку, причём нижняя обнаружимая концентрация бактерий составила те же самые 5-10 КОЕ/мл.

(О своём изобретении авторы рассказали в статье в журнале Analyst.)

Сделан важный шаг на пути к гамбургеру из пробирки

20 февраля 2012

Биологи обнаружили у дрозофил самолечение алкоголем

17 февраля 2012

Чип-имплантат для инъекций впервые испытан на людях

17 февраля 2012

В Швеции заложен первый в мире Plantagon

16 февраля 2012

Создана система расширенной реальности для лечения астронавтов

14 февраля 2012
  • Сергей Иванов  27 февраля, 14:59
    А там временем где-то в Индии...
    www.youtube.com/watch?v=MsnAtVybZ84
    И спрашивается, кому оно нужно? Видимо, для читстюль-снобов, которых сам знаю немало.
  • Олег Апарцев  27 февраля, 15:04
    Идея интересна, но вооружить такими приборами каждого желающего — создать почти неограниченный источник невротиков. А может даже полноценных психов.
  • Илья Киселев  27 февраля, 15:47
    Олег Апарцев 27 февраля, 15:04

Никогда ничем не травились?

• Дмитрий Сосин  27 февраля, 16:09
    При чем тут травиться. У E.coli есть сотни совершенно безобидных штаммов, которые вы с помощью этой хрени от патогенных не отличите. Точнее можно настроить такой прибор на идентификацию одного-двух штаммов патогенных бактерий, но патогенных бактерий огромное количество, как и безопасных для человека. По разным оценкам систематизировано и описано в научной литературе не более 2% всего видового разнообразия бактерий на Земле.
    Игрушка короче «для особо одаренных среди слаборазвитых».
  • Александр Химич  28 февраля, 01:11
    Вот и будут обнаруживать, систематизировать и описывать оставшиеся 98%, разве плохо? Такое подспорье в работе микробиологов. И дело не в мобильнике, как таковом, а в том, что аппарат получается дешёвый и доступный. А после систематизации скажем 30% видов бактерий можно вполне рассчитывать на переход количества в качество — новые (полезные) открытия.
  • Николай Семененко  29 февраля, 00:12
    оно находит только то чем «запралено». нового не найдет
  • Александр Химич  29 февраля, 05:03
    Логично. Хм. А если вести «свободный поиск»? Заправить какими-нибудь антителами «от фонаря» и искать, что клюнет? Взять у человека или живтоне образцы всех антител и пробовать по одному, получится полная карта всех микробов, с которыми он контактировал.
  • Сергей Скалба  27 февраля, 16:07
    А почему только болезнетворных? — пусть будет вообще для микробов. Мобильник тоже можно купировать. Останется устройство — рецептор, для определения наличия жизни, так сказать, «на вкус».
  • Василий Коровин  27 февраля, 17:24
    Угу. Осталось изобрести антитело к микробам вообще.
  • Сергей Скалба  27 февраля, 22:25
    Василий Коровин 27 февраля, 17:24

_Угу. Осталось изобрести антитело к микробам вообще.
    Точно, одно на всех, вроде «семейного ключа». Вот это будет молекула :)

• Саша Тень  27 февраля, 22:26
    Это антитело видимо должно будет обладать недюжинным искусственным интеллектом?
  • Сергей Скалба  27 февраля, 22:31
    Конечно, оно само будет говорить из айфона своему хозяину, о последствиях прелюбодействий.
  • Саша Тень  27 февраля, 22:34
    Его ж выкинут... :(
  • Сергей Скалба  27 февраля, 22:51
    А Вы знаете, может это конечно глупость, но я все о вашем вопросе — где инструкции?

Мне представляется, что новое возникает только в двух «узловых» точках существования: это на макро- и на микро- уровне. А все остальное делается по заложенной программе.
    На макро-уровне: это любовь, выбор партнера для продолжения рода. (а не борьба за мясо, и т.д.)
    На микро уровне — происходит непрерывно, это танец «танец хромосом», пресловутое веретено. Там тоже происходит выбор.
    Ну вот, осталось всего ничего — узнать как этот выбор происходит, его критерии. Т.е. кто о чем, авшивый о бане: в обоих случаях работает активная память, слздающая полезную информацию.
    Или Вы можете указать другие точки эволюции, или другой механизм?

• Саша Тень  27 февраля, 22:54
    Хотел бы спросить вас, почему вы уверенны в том что эвыолюция существует? Не развитие конкретной личности скажем а эволюция.
  • Сергей Скалба  27 февраля, 23:03
    Не хочу показаться евреем (ой, щас меня выкинут), но а можно отвечу вопросом: а какие у вас основания говорить, что эволюции нет?
    Кстати, это очень верно: развивать можно интеллект, а личность, ее бессознательное — только эволюционирует (мне так кажется)
    Т.е. все что я осознаю — я могу и развить: мышци, память на стихи, логическое мышление и т.д. Но я не могу изменить то, что дано от природы, и сидит так глубоко, что не входит в область сознания.
  • Саша Тень  27 февраля, 23:15
    а какие у вас основания говорить, что эволюции нет?
    -------------------------------------------------

Вот про эволюцию говорят все, но при попытке как то вникнуть находятся остаки собственно сложившихся видов и кучу фантазий связывающих их эволюцией. Сколько вони с переходными формами от обезьяны к человеку. Но нет кажется. Фантазии есть...

• Сергей Скалба  28 февраля, 08:42
    Саша Тень 27 февраля, 23:15
    _Сколько вони с переходными формами от обезьяны к человеку. Но нет кажется. Фантазии есть...

Ход эволюции трудно воспринять как «движение». Это все равно как видеть движение часовой стрелки. Но все-таки она движется. Здесь минимальные интервалы времени — это 100 000 и более лет. Вся наша цивилизация — это уже не эволюция а скачек.
    По-видимому, переход от обезьяны к человеку тоже был скачком, вызванным возникновением вербального общения.

• Саша Тень  28 февраля, 20:18
    А я ж о чём? Я ж именно об этом... Всё надуманное оно незаметно... :)
  • Сергей Скалба  28 февраля, 22:01
    Как говорил Остап Бендер Кисе: пора лечиться электричеством, а то я стал нервным и подозрительным.
  •   27 февраля, 16:16
    Гм, прочитал оригинал, щас точно спою.
    К энтому девайсу типа «юный техник» прилагается насос и оный сиринж памп
    качак пробы аз 20 минут через капилляры. Так что насос невредно сбоку дорисовать.
    Заодно и стакан с пробой и трубки. Теперь наш портативный девайс испарился и имеет место быть
    в 10 раз большая бандура, коих я на своем веку собрал немало.
    ИМХО, это работа аспиранта, инженеры здесь пока и близко не ходили. 90% анжинерной работы
    данном случае будет как раз найти либо спроектировать насос. Либо придумать как
    без него обойтись. Все остальное — тест на беременность с флуоресцентным детектированием.
    ОМЧ не определит, а говна и без кишпалки огрести можно.
    Зато судя по текстуре детальки чепятали на 3д принтере :-)))
    Сенсор для домика Барби....
  • Виктор Юрченко  27 февраля, 19:33
    «Насос» может оказаться обычной пипеткой. Ну, а то что напечатали на 3D принтере, так это нормально для прототипа.
    Думаю такая штука будет полезной для полевых условий. Конечно, нормальный анализ на ней не сделаешь, но риск «влететь» можно уменьшить.
    Кстати, а где в оригинале написано о размерах насоса? Я прошелся по ссылкам и не смог найти.
  •   27 февраля, 19:45
    Виктор, размеры плунжерного (шприцевого) насоса известны любому кто имел с ними дело.
    Вон у меня на полке стоит, килограмма полтора.
    20 минут вы пипеткой умаетесь работать, а меньше не получится, всю пробу около кубика надо продавить
    через капилляры. LDL — 10 клеток на кубик, надо кубик иначе не будет обнаружения вообще.
  • Victor Hahn  28 февраля, 00:20
    Известны размеры, но я могу кубик образца продавить резиновой грушей. Такой же, как в парикмахерских пользуют (пользовали?).
    Я так элюэнт через хроматографические колонки гоняю. Ручная работа;-).
    Или надутую камеру от волейбольного мячика приспособлю.
  •   28 февраля, 00:35
    Вить, это тогда будет volleyball detection platform :-))))
  • Виктор Юрченко  13 марта, 16:19
    Alexey Shvarev 27 февраля, 19:45

Дела с таким насосом не имел, но у меня на столе обычный струйный принтер. А там этих капилляров... как собак нерезанных. А печатающая головка не полтора килограмма весит.
    Я это к тому, что для одноразового анализа (а девайс с капиллярами, как я понял, одноразовый) можно придумать что-то попроще и дешевле. Например, откачивать воздух из капилляров чтобы при разгерметизации жидкость сама туда всасывалась и т.п.
  •   13 марта, 21:52
    Виктор, а у меня через речку Арв в 500 метрах завод Ролекс который может сделать черта в ступе и с рогами.
    Дело не в том что можно в принципе сделать, дело в том что сделали авторы статьи.
    Они утверждают что сделали девайс. Они сделали только часть девайса, причем самую простую.
    Намазать меченые красителем антитела в капилляре дело нехитрое, светодиоды и фотодиоды в спектроскопии уже давно стандарт де факто. Девайса то нет. Ежели вы мне найдете микронасос способный надежно давать 50 микролитров в минуту
    и стоить 100 евро, я вас поцелую, ибо все волосья на жопе уже повыдирал в поиске.
    Да, и про принтер. Я долго жил в Корваллисе, Орегон. Там где стоит завод HP, самый первый. И я там бывал нередко и знаю сколько человеко-часов вложено в разработку головок для принтера. Так что пример плохой.
  • Виктор Юрченко  14 марта, 18:59
    Alexey Shvarev 13 марта, 21:52
    знаю сколько человеко-часов вложено в разработку головок для принтера.

Я не сомневаюсь, вложено много. Но дело ведь в цене продукта. Если производить миллионами штук, то всё вложенное «размажется» на всю продукцию и окажется совсем не дорогим. Струйные принтеры скоро будут стоить дешевле расходников. :)
    Кстати, а этот насос вам не подойдет?
    www.xrayoptic.ru/pump.htm
  •   14 марта, 19:23
    К тому же производительность зависит от ионной силы раствора (стр.8 статьи с описанием насоса).
    Мертвый объ
  •   14 марта, 19:24
    Хороший насос, только это макет, а не продукт. Такой макет я сам за неделю сделаю.К тому же производительность зависит от ионной силы раствора (стр.8 статьи с описанием насоса). Мертвый объ
  •   14 марта, 19:25
    Мертвый V насоса большой — нам надо не более 50 микролитров. На это мы пойтить не могем.
    В одном из проектов мы качаем кровь, а она встанет колом
    в капиллярах.
    И самое главное — рынок аналитических устройств невелик. Там просто нет физически таких объемов как скажем в печати изображений. Естьу меня и прецизионные миниатюрные плунжерные насосы размером с наперсток
    и электромагнитные клапаны с кончик карандаша. Но дорого. Нету у нас дешевой флюдики.
    Нафига мне, простите, сотовый телефон, когда я могу заказать в Китае 10000 штук специализированных плат по 20 долларов
    за штуку с функцией микропотребления и размером куда меньше?
    Резюме: будет спрос — завалим рынок химическими сенсорами без всяких сотовых телефонов.
  • Виктор Юрченко  14 марта, 19:30
    Alexey Shvarev 14 марта, 19:24
    Хороший насос, только это макет, а не продукт.

Товарищи из универа тоже не серийный образец сделали.
    ОК, Алексей, для меня этот спор совсем не принципиальный. Я вижу, вы человек опытный и знаете о чем говорите. Будем считать, что вы меня убедили.
  •   27 февраля, 16:28
    Прочитав "«Since we already have > 5 billion cell-phone
    subscribers world-wide (as of 2011), where > 70% of these cellphones
    are being used in developing parts of the world,21 55 cellphones
    provide an extremely cost-effective and ubiquitous
    platform for conducting such screening tests, almost anywhere in
    the world...», я чуть не кончил. Когда ничего нового сказать
    в смысле химии не можем вспоминаем про негров в Африке
    с сотовыми телефонами :-))))
    А сколько в мире негров, тампонов, и презервативов! Вот это платформа, мощь и сила, стремительный домкрат.
    Например «Tampax-based sensing nano-platform enabled quantum-dot detection of sexually transmitted diseases among African-American
    science freaks» :-)))
  • Александр Репин  27 февраля, 17:38
    очень сложно вас читать, или вы так специально говорите (для особо «одаренных») ?
  • Генки Умайоши  27 февраля, 20:53
    А что? На докторскую тянет темка-то... Ну или, на крайняк, на Шнобелевку-то точно. Science frics только на women заменить, и можно подаваться. Грант на пару сотен тысяч дадут *8)))))
  • Генки Умайоши  27 февраля, 22:55
    Нет, кроме шуток -- представляете, вставляешь тула тампон, какой-ить фигней смоченный, потом светишь на него зеленой лазерной указкой --а он вам флуоресцирует всеми цветами радуги: красный-- триппер, филаретовый -- сифилис и так далее... Золотое же дно! В сто раз круче коэффициентов Шварева т формуле Дрейка*8))))))
  • Саша Тень  27 февраля, 22:58
    ------------------------------------------

.. и говорит «Прогноз: обьект вскоре застрелится...»

•   28 февраля, 00:11
    Пользуйтесь презервативами, джентльмены. Глядишь и хайтек не понадобится.
  • Генки Умайоши  1 марта, 20:00
    Видите ли в чем дело... та же гоноррея (и не только) у женщин часто протекает совершенно бессимптомно, однако приводит к куче неприятностей вроде бесплодия. Поэтому дешевый и массовый диагностический метод вполне тянет на грант *8))))) Хотя презервативы, конечно, маст.
  •   1 марта, 21:48
    Дык таких тестов в любой американской аптеке — вагон и маленькая тележка, можно и онлайн покупать.
  • Алан Гибизов  27 февраля, 17:38
  • Виктор Юрченко  27 февраля, 19:42
    Там неточно перевели, потеряли слово. Это полупроводниковые квантовые точки. В англоязычной статье: The device ... incorporates semiconducting quantum dots...
    ru.wikipedia.org/wiki/Квантовые_точки
  •   27 февраля, 19:46
    неужели :-)))))
  • Victor Hahn  27 февраля, 19:54
    Легко и весело критиковать чужие работы. Самоуважение пухнет как на дрожжах....
    Но, не стоит забывать, что большая часть работ делается именно руками аспирантов.

Авторы сделали простой и неприхотливый прибор, использующий в качестве датчика имеющийся практически у каждого телефон.
    Он вполне может работать без прецизионного насоса — благо особой точности от него никто не ожидает. Подачу анализируемого материала можно организовать хоть самотёком из капельной воронки. Реагенты тоже, скорее всего, грошовые.

Часто экспресс-анализ дешёвыми средствами позволяет сэкономить массу времени и сил.

«Больше всего меня убивает «смесь квантовых точек с антителами». Это все равно что смесь атомов какого-нибудь унунквадия с хлебными крошками.»
    — а ведь с какой-то точки зрения так оно и есть;-). Хиии.... Не убивайтесь понапрасну.

P.S.: Я лично сделал не одну сотню синтезов, иногда достаточно непростых, но я не смеюсь (обычно;-)), читая статьи других химиков. Люди работают, у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но лучше работать чем бездельничать или поливать чужое.

•   27 февраля, 20:09
    Ежели бы я сейчас не ебался с кулонометрической системой у которой похожая
    флюидика то наверное не писал бы иронические комменты.
    Мой уродец уехал на прошлой
    неделе в Тасманийское море и если что-то там не заработает, то 90% это будет насос.
    99% пресс-релизов от универов
    же полное фуфло, люди работают-то, а журналамеры гонят ботву. Примеры привести?
  • Victor Hahn  27 февраля, 20:39
    Тут иммунологическое устройство, по идее, оно должно быть менее чувствительно к потоку жидкости.
    И, повторюсь, это устройство для первичного анализа — лакмусовая бумажка так сказать. Качественный или полуколичественный анализ.

Если эта приспособа что-нибудь увидит в пределах своих возможностей и результат окажется волнительным, то образец отошлют на основательный прибор, которому и доверия побольше.

Про фуфло знаю. Но в этой куче иногда попадаются нетривиальные вещи. Только часто их не замечают или замечают поздно. И примеров тому немало. Весьма;-).

•   27 февраля, 20:49
    дык оно и не чувствительно к потоку.
    Но ежели заменить сотовый телефон на флуоресцентный микроскоп, то статью выпинали
    бы из Analyst, с точки зрения иммунологического теста там ничего нового нет.
    С тем же успехом я могу взять свои результаты по ионным оптодам
    и еще раз опубликовать заменив дорогущий и громоздкий осветитель ксеноновый DG4
    на зеленую лазерную указку. Пробовал — работает указка для возбуждения на 532 нм!
    Плебсу указка понятна, а DG4 нет :-(
  • Генки Умайоши  27 февраля, 20:58
    Вот сразу видно, человек долго по заграницам работал, оборудование на складе заказывал, а чего не было, покупал. Я, когда в ЦЕРН приехал, по первости поверить не мог, что ни по помойкам шариться не надо, ни питерские жетончики в метро вместо пластиковых сцинтилояторов использовать. Кроме шуток -- реально ездил в командировку в Питер, чтобы купить 500 жетончиков...
  •   27 февраля, 21:05
    Гм, меня на работе ценят именно за умение использовать жетончики :-)))
    Мой аспирант (француз) уже выдрессирован:
    — не украл, а взял взаймы
    — посмотри на помойке (притащил микроволновку — отличную фарадееевскую клетку)
    — спроси у Кати (аспирантка в соседней группе), не даст — стащи
    — нарисуй и выточи
    — вырежь из консервной банки
    — сходи в лавку
  • Victor Hahn  27 февраля, 21:31
    Алексей,
    так смысл работы в использовании дешёвого и доступного. Без дорогих и/или громоздких приборов и компонентов.
    Добиться простыми, доступными средствами достойного результата — тоже немалое мастерство.

«С тем же успехом я могу взять свои результаты по ионным оптодам
    и еще раз опубликовать заменив дорогущий и громоздкий осветитель ксеноновый DG4
    на зеленую лазерную указку.» — так и надо сделать. И это без шуток.

А причём тут плебс? Или тот, у кого нету оборудования на сотни тысяч/миллионы евро или долларов по определению плебс и в принципе не может получить достойных результатов?

Хииии..... А я не брезгую силикагель в колонке промыть ацетоном и по-новой попользовать:-). И растворители из синтезов регенерирую частенько.

Когда мы с тобой учились, это было в порядке вещей.

• Victor Hahn  27 февраля, 21:33
    Такие жетончики в Москве были. А в СПб не припомню такого.
  •   27 февраля, 22:06
    Вить, светодиодных флуориметров размером со спичечный коробок
    еще в 2008 м на ПИТТКОНе было хоть жопой ешь.
    и были они дешевле сотового телефона :-)))
    Так что сделали это уже, причем давно сделали. Дасгупта с Инглом баловались со светодиодными
    спектрофотометрами еще 10 лет назад, Ингл в Oregon State сидел в соседнем офисе, и его аспиранты вечно
    возились с микрофлюидикой и светодиодами :-)))
    Эту статью взяли только из-за сотика, где еще камеры есть? В айфоне? Айпаде?
    Следующая статья будет про айпад.
  •   27 февраля, 22:09
    И что б ты мне кондово-лапидарность на вид не ставил, держи:
    www.nanometer.ru/2009/05/19/12427520122530_155490.html
    мы, ето ниверситеты не кончали :-))))
  • Victor Hahn  27 февраля, 22:21
    Не сомневаюсь, что всё использованное известно уже давно и активно используется. Но тут дело в том, что нет нужды покупать детектор и систему обработки данных — они уже готовые. В перечне покупок остаётся только блок колонок и система подачи образца. Всего не укупишь:-). Особенно за свои кровные.

Наличие айфона/айпада/их грядущего аналога в будущем стоит ожидать. В него можно установить более мощное ПО.
    Повторю свою мысль — такие штуки — это не удел хорошо оснащённых лабораторий.

Моё ИМХО — ребята нужное дело делают.

• Сергей Скалба  27 февраля, 22:28
    Вот если он еще,как 3D-принтер зубы умел протезировать.
  • Генки Умайоши  27 февраля, 22:50
    По-моему они сначала появились в Москве, потом в питере, потом в Москве стало еще что-то, а в питере еще они были. Впрочем, может, вы и правы, не помню, в Питер могло быть за чем-то еще, в любом случае, ездили либо в Гатчину, либо в Радиевый, а мелочевка вся --это так, по ходу действия.
  • Генки Умайоши  27 февраля, 23:03
    Alexey Shvarev  27 февраля, 22:09
    И что б ты мне кондово-лапидарность...
    ----------------------------------------------------------------
    Алексей, респект и уважуха.
  • Victor Hahn  27 февраля, 23:21
    Алексей,
    я не понимаю значения термина «кондово-лапидарность», а с тем кто и что варил.... Да, у полупромышленных работ есть своя специфика. Смахивающая на романтику;-).

Я всегда предпочитал доли или единицы граммов целевых соединений и многостадийные — бывали и 12-13 стадийные — синтезы. И меня всегда отличало желание держаться в тени. У меня даже публикаций нет;-).

•   28 февраля, 00:04
    Вить, свой кусочек хлеба с маслом и икрой у тебя и без публикаций есть ;-)
  •   28 февраля, 00:50
    вам самому респект: про жетоны повеселили, я уже сегодня использовал как положительный пример
    в воспитательной работе. А то мои чего удумали: ищут тонкие трубки из нержавейки, а иголки от шприца не увидели :-))
  • Сергей Асташкин  28 февраля, 05:11
    -- Только я придумал и уже давно ещё круче .я уже тут говорил пару строк.про это: долговременный датчик .а не заменяемый с антителами.. Который в состоянии обнаруживать даже прионы ..
  •   28 февраля, 10:37
    Асташкин, рекомендую с утра 100 гр коньяка, а то ваш поток пиздежа невероятно мутен. Я понял лишь, что в своем деревенском сортире вы уже все придумали :-)))))
  • Сергей Асташкин  28 февраля, 13:08
     — А я вам сочувствую.. головка у вас савсем плахая стала, забыли про свою толссстуюю дисссертацию .. в которой: что вы там поняли когда читали ?? Что то там пра електроды .. и проча муть .? А учиться всё равно нада.. хоть когда-нить понять что тебе написали .. А на унивеситет ссылаться нехорошо, они ещё поумнеют, а вы уже.. увы..
  • Сергей Асташкин  28 февраля, 15:30
    -- Насчёт мутен ,у меня тут столько всего нового, а у вас только разводилово руками .. А вы хотели чтобы я вам тут фсё готовенькое пёк ?? Вы бы хоть что-нить, обмолвилиься новеньким.. а то слушать вас, как вчерашнюю газету читать..
  • Сергей Асташкин  28 февраля, 05:26
    --Вообще мысль, что в моб. можно и должно держать девайсы типа радиометров и таких — очень даже правильно,и правильно,что оне должны быть приставками,т.к. «Лавуазье» и «Кюри» не все хотят быть и имеют надобность.. (потому что данные можно сваливать в память .и удобно.всё равно их таскаешь,у меня в сумочке полный набор «хочу всё знать»).