Американцы изобрели антирадиационные таблетки

Октадентат-HOPO захватил атом плутония (жёлтый) в своего рода клетку, чтобы далее вывести из организма (иллюстрация Zosia Rostomian, Berkeley Lab).

Новые экспериментальные препараты призваны быстро и эффективно выводить из организма человека радиоактивные элементы, попавшие туда вместе с загрязнёнными пищей, водой или воздухом.

Учёные из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли
создали новую группу химических соединений, способных захватывать для последующего вывода из организма актиноиды — радиоактивные элементы, наиболее опасные для здоровья при попадании внутрь.

Такие вещества могут загрязнять воздух, воду и продукты питания при авариях на АЭС, применении ядерного оружия или взрывах так называемых «грязных бомб». И до сих пор у людей было очень мало возможностей для качественной очистки организма от данных элементов.

Собственно в таком случае пока есть лишь один вариант – соединение DTPA, известное со времён Холодной войны. Но оно не слишком удобно (вводится внутривенно), захватывает не все виды актиноидов (в основном плутоний, америций и кюрий) и выводит (вместе с мочой) лишь их часть.

Потому Ребекка Абергель (Rebecca Abergel) и её коллеги из Беркли решили синтезировать более мощные инкапсулирующие вещества. После ряда модельных расчётов и натурных опытов были отобраны два кандидата: гидроксипиридонат-лиганды (сокращённо HOPO) – тетрадентат и октадентат. Их сродство с актиноидами и селективность биохимики назвали непревзойдёнными.

Ребекка Абергель – лидер команды исследователей, создавших новые очищающие соединения и ныне проверяющих их свойства. Эта работа ведётся в группе биоактиноидов (Bioactinide Group). Также в проекте принимают участие учёные из Калифорнийского университета (UC Berkeley) (фото Roy Kaltschmidt, Berkeley Lab).

Преимущества разработки перед DTPA существенны: тетрадентат и октадентат связывают большую номенклатуру актиноидов, в том числе смертельно опасные плутоний, америций, кюрий, а также уран и нептуний. И что ещё интереснее – новые агенты могут вводиться перорально. А это может быть крайне важно в случае массового заражения населения.

Теоретически, одна такая таблетка способна удалить из организма человека около 90% актиноидов за 24 часа (точное значение зависит от степени заражения), утверждают авторы изобретения. А приём по одной таблетке в день в течение двух недель должен очистить организм от актиноидов почти на 100%.

Исследователи выявили интересное различие между двумя родственными препаратами. Октадентат-HOPO лучше формирует комплексы с актиноидами и приводит к росту их общего количества, выводимого прочь.

Но зато тетрадентат-HOPO лучше проходит через мембраны и быстрее получает доступ к своим целям. Вероятно, наилучший результат будет достигаться при сочетании этих двух агентов.

Пока учёные проводили опыты лишь на животных и человеческих клетках. Эти эксперименты не только продемонстрировали большой очищающий эффект новичков, но и подтвердили, что данные препараты нетоксичны (в изученных дозах).

Теперь команда Абергель собирает дополнительные сведения и необходимые документы, чтобы получить разрешение на клинические тесты на людях.

Инженеры создали сканер бактерий для мобильника

27 февраля 2012

Биологи обнаружили у дрозофил самолечение алкоголем

17 февраля 2012

Чип-имплантат для инъекций впервые испытан на людях

17 февраля 2012

Создана система расширенной реальности для лечения астронавтов

14 февраля 2012

Химики впервые создали упорядоченные двухмерные полимеры

14 февраля 2012
  • Гайк Григорян  7 марта, 14:10
    -----------------------------------
    Мне вот любопытно кроме японских ликвидаторов другие кондидаты на подопытные кролики есть?

До сих пор думал что основная угроза при радиационном заражении стронций 90 он в костях оседает... на него припораы действуют?

• Александр Вихров  7 марта, 18:27
    Вряд ли. Всё таки размеры атома и свойства совсем другие.
  • Алексей Корепанов  7 марта, 20:03
    Любой житель украинского Кировограда.
  • Евгений Храмцов  7 марта, 14:37
    Тоже интересно, где и как будут проводить клинические испытания.

Полагаю, можно работать с жителями зоны Чернобыля, Фукусимы, близ Тримайл-Айленда и пожалуй найдутся подходящие кандидатуры в челябинской области возле Маяк"а.

Но что-то мне подсказывает, что испытания будут проходить по другому.

• Николай Белойван  7 марта, 14:59
    Зачем ехать так далеко и искать добровольцев, если можно найти добровольцев поближе и вначале произвести радиационное заражение, а потом полечить.... логично же правда?
  • Арсений Иванов  7 марта, 16:16
    Интересно, кто же вам подпишет документы, разрешающие заражать людей и лечить их экспериментальным препаратом, если есть большая вероятность того, что после заражения вам будет нечем их вылечить? Не забывайте, что пентетовая кислота — это неидеальный препарат. И даже зараженных людей вам без разрешения никто лечит при помощи DTPA не даст.
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 17:44
    Я подпишу не вопрос !
  • Shamil Dzhanbolatov  10 марта, 22:34
    Также в Казахстане проводились взрывы атомных бомб, в том числе на солдатах принудительно проводились эксперименты с влиянием атомных взрывов на солдат, солдат заставляли смотреть на эти взрывы. Мне известны только солдаты казахской национальности, которых заставляли это делать близ бывшего Семипалатинска (ныне переименован), известный оператор тех взрывов также почему-то с мусульманской фамилией. И Китай проводил взрывы атомных бомб на территории тюркоязычных уйгуров, сей факт обсуждать запрещено в Китае.
  • Олег Сергиенко  7 марта, 16:46
    да идея хороша и не нова ( у меня была возможность ознакомиться с архивом ФМБА центра имени Бурназяна) там тоже чистили организм химией после чернобыля и не стеснялись проводить опыты, да и выхода то не было нужно было искать эффективные методы лечения.
    у меня только один вопрос к разработчикам. да если человек получил ударную дозу облучения его нужно спасать. но что будет если вы сконцентрируете всю гадостьв одном месте — почки мочевой пузыть и мочеточник. есть ли разница от чего человек умрет от облучения или рака
    хотя я все таки мыслю как дилтант и инженерное образовние это далеко не медицинское.
  • Юрий Новиков  7 марта, 16:59
    вы не сосредотачиваете гадость а выводите её так гадость лежит себе в клетках и разрушает, а тут гадость — атомы лантаноидов связываются и выводятся почками.
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 17:43
    да если человек получил ударную дозу облучения его нужно спасать.

Его уже не спасти ... тем более данным препаратом !

• Владимир Дегтярёв  7 марта, 20:49
    не путайте облучение и химическое заражение тяжёлыми элементами, от облучения данный препарат не спасёт, а вот от заражения может
    Владимир Дегтярёв

Олег Сергиенко выразился некорректно.

Облучение при взрыве скажем, или на АЭС — это конечно же отдельная песня.

Но всё же, что актиноиды, проникая в организм, тоже его облучают, изнутри. Там один из факторов поражения клеток — радиационный. И в этом плане предложенный препарат — некоторая надежда на спасение (если будет работать, как заявлено).

• Вад Перез  8 марта, 12:07
    Олег, вероятность возникновения рака зависит от времени, в течении которого организм будет облучаться (ну и от дозы, само собой). Если быстро выводить радионуклиды (=писить много), то по идее вероятность должна быть снижена.
    Ну и есть все-таки разница (в качестве жизни пациента) между раком костного мозга (если в него попадут радиоактивные элементы) и раком мочевого пузыря и, может, почек.
  • Алексей Заплатин  9 марта, 10:51
    Есть некоторая разница между облучением и накоплением радионуклидов. Быть облученным — получить ожог, радионуклиды — яд, разрушающий изнутри.
  • Вадим Леонов  29 марта, 13:46
    заставят пить раствор литрами.
  • Юрий Новиков  7 марта, 17:00
    :) ;) Когда то из мочи получали калий для производства пороха, не так давно — несколько веков назад... Теперь будем получать редко земельные изотопы..
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 17:49
    >Когда то из мочи получали калий для производства пороха,

Никогда такого небыло.Калий брали из золы а в моче азот.

>Теперь будем получать редко земельные изотопы.

В статье описанны трансурановые а не редкоземельные ...

А редкоземельных металлов всего 17

69 Tm Тулий
    70 Yb Иттербий
    71 Lu Лютеций

• Алексей Корепанов  7 марта, 20:06
    «Долгое время европейцы использовали мочу для изготовления пороха. Это стало возможно благодаря азотосодержащим веществам «желтой воды»: мочевине и аммиаку. Как известно, основой для получения пороха является смесь, в состав которой входит 75% калиевой селитры (KNO3) 15% угля и 10% серы. Причем если последние два компонента – не редкость в природе, то природных запасов нитрата калия просто не существует. До 1830 года его получали на востоке из небольшого месторождения натриевой селитры в Индии, а в Европе использовалась моча».
  • Юрий Новиков  7 марта, 20:54
    :) вот за что люблю мембрану, фик ляпнешь что нибудь, враз поправят. Спасибо.
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 22:28
    Да анонимус все помнит и никогда ничего не прощает :)
  • Тимофей Ратманов  8 марта, 09:57
    сразу видно человеку читали курс технологии материалов или редкозема
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 17:51
    Ничего особенно нового ... очередной комплексон типа ЭДТА только чуток более селективный. Краун эфиры еще более селективны.
    И что ж никто не радуется этим самым эфирам, мучаются с новыми веществами? «А мужики-то и не знают...»
    А может они не совсем на те элементы селективны?
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 18:31
    И что ж никто не радуется этим самым эфирам

Радуются.

>А может они не совсем на те элементы селективны?

Крауны ... да уж селективнее некуда.
    Можно синтезировать под любой металл.

ru.wikipedia.org/wiki/Краун-эфиры

«Краун-эфиры используются для...»
    Что-то там не видно «внутреннего употребления». Их в человека-то не боязно запихивать? А то выходит — давно известна «панацея», а тут «Фукусима» и никто не рыпнулся, побежали народ отселять.
    И потом — «образовывать комплексы с ионами металлов» — это одно, а сделать так, чтобы потом это соединение выводилось из организма — несколько другое.
  • Генки Умайоши  7 марта, 19:44
    Леонид, так вот же: «Краун-эфиры используются [...] как лекарственные препараты, антидоты, пестициды...»
    Федотов, конечно, упертый ммм... человек, но передергивать не стоит. Хотя, конечно, может быть, что это предложение он сам и добавил *8))))))
    Генки Умайоши

Вы правы, это скорее я сам просто прочитал бегло и невнимательно, сорри.

Но вопросы остаются. Интересно было бы получить ссылку на применение их именно для выведения из организма плутония с нептунием, скажем. А не вообще «лекарственные препараты». А то правда выходит, что в Беркли изобретают уже изобретённое.

И, спрашивается, в той же Фукусиме — где они были, эти эфиры?

• Генки Умайоши  7 марта, 20:06
    Скорее всего, вывезти народ из зоны (которая сама по себе пострадала от землетрясения и цунами) просто дешевле, чем антидотами всех кормить.
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 22:32
    >И, спрашивается, в той же Фукусиме — где они были, эти эфиры?

А что фукусима ? От излучения краун не защитит .. только вывести может. Более того вывести только ионы металлов неметаллы типа йода уже не очень ...
    Проще вывести из зоны чем пичкать краунами.

Тем более у них скорее всего небыло их в наличии !

• Дмитрий Федотов  7 марта, 22:34
    > А то правда выходит, что в Беркли изобретают уже изобретённое.
    Там возможно тонкость что данное соединение в отличии от краунов более биодоступно ... и растворимость в воде выше к примеру.
    Но это так в виде гипотезы....
  • Дмитрий Федотов  7 марта, 22:37
    Нет не добавлял !
  • Вад Перез  8 марта, 12:00
    Леонид, а Вам не кажется, что отселяют еще и чтобы от внешней радиации людей защитить? В пределах зоны эвакуации дозы такие, что можете хоть домик себе из этого хелатора себе сделать и в нем закрыться—и не поможет.
  • Валентин Клинков  8 марта, 12:13
    вот-вот... в воде растворимость слабая. так что для выведения из организма плохо подходит, или не подходят вообще.
    хотя название красивое — краун))
  • Дмитрий Федотов  8 марта, 16:45
    Краун это корона. молекула похожа на корону ...

>вот-вот... в воде растворимость слабая.

Ну растворимость можно повысить навесив гидрофильных групп.
    Например амино или гидрокси группы.

• Олег Сазонов  8 марта, 19:01
    Для выведения из организме нужны не самые селективные комплексоны, а только те, которые быстро выводятся из организма.
    В заметке об этом есть пара слов. Константа нестойкости комплексного иона при этом не играет решающего значения — начиная с некоторой величины, разница в несколько порядков уже не имеет значения.
  • Дмитрий Федотов  12 марта, 23:25
    ВЫ путаете селективность и константу стойкости ... они не связанны.
  • Олег Сазонов  15 марта, 11:46
    Вообще-то связаны...
    Но речь не об этом, а о том, что важна и скорость выведения из организма. Зачем нужен сверхвысокоселективный комплексон, который задержится в организме на несколько недель, если есть к примеру вдвое менее селективный, который выведется через пару часов?
  • Дмитрий Федотов  15 марта, 17:50
    Вообще-то связаны...

Вообщето нет ... разные характеристики.

• Олег Сазонов  17 марта, 09:06
    А если подумать?
    Не связанные или ортогональные характеристики изменяются независимо. Давайте уменьшим стойкость комплексного иона до предела... Селективность тоже исчезнет, так как она по сути является разницей констант нестойкости комплексона по отношению к разным ионам металла.
  • Дмитрий Федотов  18 марта, 23:35
    А если уже подумать ?

Берем сульфиды ...сульфид свинца-серебра-ртути.
    Константа стойкости велика ... селективность нулевая всязывает как свинец так и ртуть одинаково хорошо.

Краун эфиры крайне селективны ... банально геометрически ион большего размера просто не влезет в макроцикл.
    Вне зависимости от стойкости.

Вывод это разные характеристики ...
    Стойкость комплекса это одно.Селективность к определенному иоду сосвем другое.

•   18 марта, 23:50
    Олег, вы правы, только не разницей. Отношением. Разница — в логарифмической шкале :-)))
  • Дмитрий Федотов  20 марта, 10:06
    Давайте уменьшим стойкость комплексного иона до предела...

Тогда вообще нет предмета для разговора это как деление на ноль :)

• Олег Сазонов  20 марта, 19:19
    Спасибо, что заметили. Я намеренно так написал, так как применение рК более удобно и предпочтительно.
  • Олег Сазонов  20 марта, 19:20
    Предмет разговора есть при взаимопонимании. Вы же зачем-то упираетесь, хотя ваша неправота очевидна.
  • Олег Сазонов  20 марта, 19:23
    Вы неправы — если не влезет, то и стойкость нулевая.
  • Дмитрий Федотов  20 марта, 19:25
    если не влезает то и нет предмета для разговора.

О стойкости чего вообще говорить ? Дырки от бублика ?

•   20 марта, 20:32
    Дмитрий, термодинамическая селективность
    равна отношению констант устойчивости соответствующих комплексов.
    Это определение :-) че здесь спорить, она так вводится
  • Сергей Асташкин  20 марта, 20:46
    -- Чем шире спектр комплексообразователя — тем хуже для организма, всегда найдётся неприятный эффект.. Поэтому «заточенные» краун очевидно предпочтительнее.. вопрос тут именно об актиноидах f — элементах (родственников лантаноидов) .. Но основная часть радиоактивных осколков после яд. взр и утечки из реакторов далеко не актиноиды .. полониий, стронций, тритий и т.д....так что вобще не понятно что они так радуются и чему ?
  • Сергей Асташкин  20 марта, 20:55
    -- Крауны образуют устойчивые комплексы и хорошо растворимы.. лучше чем тетра- и окта- гидрооксипиридонаты, тут скорее всего дело в параллельном гепатопротекторном эффекте этих соединений.. Что же касается вывода радионуклеидов — там не всё так розово ..
  • Дмитрий Федотов  21 марта, 19:46
    Еще раз отправляю вас к сульфидам свинца ртути и пр.

Устойчивость крайне велика. Селективность нулевая.
    Сульфид не отличает свинец от ртути или серебра связывает ВСЕ.

Ближе к теме NaЭДТА связывает широкий спектр ионов тяжелых металлов. Не различая их вовсе.
    Он НЕСЕЛЕКТИВЕН. Хотя и комплекс прочный.

Вывод селективность это одно свойство прочность комплекса другое. Они ну никак не связанны.

•   21 марта, 20:03
    Уважаемый Дмитрий, гм, давайте начнем с простых вещей.
    Вам известно понятие «произведение растворимости»?
    Посчитайте пожалуйста равновесные концентрации ионов свинца, ртути и сульфида
    над соответсвующими осадками. Вам в помощь:

ПР PbS 3 x 10^-29
    ПР HgS 1.6 x 10^-52

Чтобы не было обидно представьте что у вас 10^6 литров раствора.

• Дмитрий Федотов  23 марта, 19:04
    вам известно понятие «произведение растворимости»?

да

•   23 марта, 19:12
    уже неплохо, значит вы легко можете посчитать селективность сульфид иона для пары свинец/ртутЬ:-)
  • Евгений Петров  8 марта, 12:33
    Это же antirad из Fallout!
  • Аристарх Маяков  11 марта, 07:37
    а так же S.T.A.L.K.E.R :-)
  • Сергей А  9 марта, 04:00
    так, я не понял.
    шо, роботы для фукусимы уже не нужны?
  • Shamil Dzhanbolatov  10 марта, 22:44
    «почти на 100%.»

_Не забывайте. А от последствий точечного облучения при лечении рака эти препараты используются?

• Дмитрий Федотов  12 марта, 23:23
    А если головой подумать ?

Выводят радионуклеиды ... уран плутоний и т.д. в терапии рака используют внешнее облучение — гамма ... никаких радионуклеидов не вводят и они не образуются в организме.

• Shamil Dzhanbolatov  13 марта, 00:24
    «А если головой подумать ?
    Выводят радионуклеиды ... уран плутоний и т.д. в терапии рака используют внешнее облучение — гамма ... никаких радионуклеидов не вводят и они не образуются в организме.»

_Поэтому многие лысеют после лучевой терапии?

• Дмитрий Федотов  13 марта, 10:44
    При чем здесь лысение и радионуклеиды ?
  • Дмитрий Федотов  14 марта, 00:54
  • Shamil Dzhanbolatov  15 марта, 00:28
    «Джамбо если твою «светлую» голову облучить хорошей дозой ренгена то ты тоже облысееш. И никаких нуклеидов замечу !»

_А что ж тогда рентгеном не лечат?

• Сергей Исаков  15 марта, 11:55
    Мне казалось, что лысеют не от облучения, а от химиотерапии вообще-то. (в данном контексте)
  • Дмитрий Федотов  15 марта, 17:51
    Лысеют и от радиотерапии ...
  • Дмитрий Федотов  15 марта, 17:51
    Выпадение волос это лечение по вашему ?
  • Shamil Dzhanbolatov  16 марта, 02:19
    «Выпадение волос это лечение по вашему ?»

_Не по моему. Так лечит медицина наша, вот к ним вас и отправляю.

• Дмитрий Федотов  16 марта, 13:57
    Не лечит а это побочки !

А ваша как лечит ?
    Молитвами к Аллаху !

• Shamil Dzhanbolatov  22 марта, 16:28
    «Не лечит а это побочки !

А ваша как лечит ?
    Молитвами к Аллаху !»

_Побочки, значит действует радиация, и это не аллергия... В том числе молитвами. И имел в виду обычную медицину в больницах везде по миру.