Археологи нашли древние города при помощи спутников

Останки очень старых поселений, наподобие кургана Tell Brak, показанного здесь, теперь могут быть найдены дистанционно. На аналогичное обследование обширных территорий непосредственно на месте ушли бы годы (фото Jason Ur).

Специалисты разработали новую методику обработки спутниковых изображений, которая позволила выявить на северо-востоке Сирии несколько тысяч ранее неизвестных поселений. Самые старые из них имеют возраст восемь тысяч лет.

Непосредственно на земле догадаться о скрытых под слоями песка и земли останках крохотных городков или деревень очень трудно. Однако они не исчезают бесследно. Накапливаемые столетиями органические отходы и мусор, разбитый кирпич и, конечно, ирригация изменяют структуру поверхности. Получается антропогенная почва (anthrosol).

У такого грунта чуть иные спектральные особенности, чем у нетронутых территорий. Это свойство и использовали Джейсон Ур (Jason Ur) из Гарвардского университета (Harvard University), и Бьорн Мензе (Bjoern Menze) из Массачусетского технологического института (MIT) для поиска древнего жилья из космоса.

По информации Nature, учёные составили программу, которая объединила современные цифровые карты со старыми спутниковыми фотографиями (начиная с 1960-х), причём выполненными в разные времена года.

Автоматический анализ позволил выявить в северной Месопотамии на участке площадью 23 тысячи квадратных километров множество предполагаемых поселений. Всего на карту было нанесено 14 тысяч пунктов.

Точные данные по высотам рельефа от топографической космической миссии SRTM позволили оценить размер и срок жизни этих городков (от объёма накопленного антропогенного материала зависит размер кургана). При этом особое внимание учёные уделили малым селениям.

«Традиционная археология обращена к крупнейшим объектам (дворцам, большим городам), но мы склонны игнорировать поселения на другом конце социального спектра, — говорит Ур. – Однако люди, которые мигрировали в города, пришли откуда-то, и мы должны „нанести“ этих людей на карту».

Анализ расположения скрытых поселений выявил множество связей между ними (фото Menze, Ur/ PNAS).

Обработка спутниковых снимков принесла интересные открытия. Так, вопреки распространённым представлениям некоторые более-менее крупные населённые пункты в древней Месопотамии возникли вовсе не вблизи рек и не в местах с большим числом осадков.

Это ставит вопрос о куда более сложной взаимосвязи урбанизации и орошения земель и даёт дополнительные ключи к пониманию раннего этапа развития человеческой цивилизации.

Новые карты должны помочь археологам при раскопках. «Каждый, кто направится в этот район для будущих исследований, уже будет знать, куда идти, — поясняет Джейсон. — Теперь нет необходимости в начальной разведке».

(Статья, посвящённая работе Ура и Мензе, вышла в PNAS.)

Открыта стотысячелетняя фабрика красок

14 октября 2011

Учёные обнаружили любовь древних женщин к странствиям

2 июня 2011

Спутники помогли обнаружить исчезнувшие пирамиды Египта

30 мая 2011

Детали одной из первых битв в истории раскрыты археологами

23 мая 2011

В России найдена последняя стоянка неандертальцев

20 мая 2011
  • Юрий Новиков  20 марта, 20:43
    внимательно смотрят на Сирию. Скоро они места массовых захоронений.
  •   20 марта, 20:45
    Отлично! Вот только точную карту публиковать не надо. А то всяких «археологов любителей» там как песка. Не стоит им помогать.
  • Евгений Храмцов  21 марта, 03:14
    Черные археологи говорят спасибо)
  • так можно до очень интересных выводов докопаться...
    если знать размер поселения, период существования и связи.
    можно трындец до чего докапаться...
  • Алексей Останин  21 марта, 09:00
    Теперь вопрос в распространении этих карт между археологическими сообществами мира. Как это будет делаться и будет ли возможность проводить исследования в той же Сирии, с учетом её политической нестабильности
  • Shamil Dzhanbolatov  25 марта, 01:42
    Интересно. Спасибо. Рад
  • Олег Терешков  25 марта, 23:53
    ждём фильмов от дискавери
  • Максим Крутько  26 марта, 03:10
    Ну что сказать, лишний раз убеждаешься в том, что микропроцессоры -- лучшее изобретение человечества)) Именно они выводят нас из глухого невежества к новым знаниям. Подумайте над этим. И здесь археология один из многих областей применения.

По поводу «черной археологии». Так чего боятся-то, врядли в мессопатаских гетто будет найдено что-то кроме горшков и капролитов))