Учёные NASA предложили послать наноспутник за грунтом Фобоса

Даже столь малый аппарат способен автономно достичь марсианской луны и даже вернуться на Землю с образцами породы (иллюстрация Clyde Space).

Исследователи из Лаборатории реактивного движения объявили о принципиальной возможности отправки к Марсу недорогого аппарата, весящего всего пару-тройку килограммов. За счёт ряда любопытных приёмов такой миниатюрный разведчик мог бы совершить настоящую межпланетную экспедицию.

Задачу доставки крупиц грунта Фобоса на Землю авторы концепции возлагают на станцию, состоящую из пары сцепленных спутников стандарта CubeSat. Каждый такой аппарат имеет размер 10 х 10 х 10 см и весит килограмм или немногим больше. Обычно наноспутники запускают как попутную нагрузку на низкие околоземные орбиты. Но им по плечу и самостоятельные межпланетные миссии, полагают специалисты NASA.

Интересное совпадение – о том же самом буквально на днях заявили европейские учёные, создавшие для «кьюбсатов» ультракомпактный и лёгкий ионный двигатель. Но в предложении JPL речь идёт о небольшом (с поперечником всего в три-четыре метра) солнечном парусе, идентичном использованному на спутнике NanoSail-D.

Межпланетный CubeSat должен использовать самую современную электронику, разрабатываемую специально для наноспутников, и даже, возможно, экономичную лазерную связь, сообщает JPL (иллюстрация NASA, Jet Propulsion Laboratory).

Кажется, что подобная конструкция малопригодна для разгона аппарата до высоких скоростей и потому межпланетный перелёт едва ли будет возможен. Но исследователи нашли способ обойти ограничение, накладываемое малой тягой столь компактного паруса.

По информации Gizmag, JPL предлагает сначала перевести наноспутник с околоземной орбиты в точку Лагранжа L1 между Землёй и Луной. Здесь достаточно будет небольшого импульса в нужный момент, чтобы столкнуть аппарат на "межпланетную супермагистраль".

Эта незримая гравитационная ниточка соединяет точки Лагранжа разных планет Солнечной системы. По этой дорожке машину будет подталкивать тонкий баланс сил притяжения между спутником и рядом планет. В результате ему не понадобится высокая скорость для того, чтобы покинуть окрестности Земли и прибыть к Фобосу. Пусть сама дорога и займёт довольно много времени.

К настоящему времени в космосе побывали более двух десятков аппаратов типа CubeSat. В некоторых проектах типовые «кубики» инженеры соединяли по две-три штуки вместе, получая более крупные аппараты (но всё равно остающиеся в классе наноспутников) (иллюстрации NASA, Montana State University, Space Science and Engineering Laboratory, Utah State, amsatsa.org.za, space.t.u-tokyo.ac.jp).

На спутник Марса связка двух наносателлитов садиться не будет. В таком случае даже солнечный парус не сможет вернуть их домой. Гравитация Фобоса, конечно, мала, но ведь и парус развивает почти невесомое усилие.

Вместо посадки авторы концепции предлагают интересный трюк. Летящие по гиперболической орбите близ Фобоса аппараты разойдутся на некоторое расстояние, будучи соединёнными тросом. За счёт вращения связки часть с парусом окажется на более высокой «дорожке», а второй аппарат на очень короткое время подойдёт к поверхности луны и соприкоснётся с ней, причём со скоростью, близкой к нулю.

В этот момент сработает грунтозаборное устройство. В простейшем случае это может быть простая липучка, к которой прицепится несколько крупинок. Тут же трос между спутниками подтянет этот спускаемый аппарат вверх и вся связка начнёт разгон для возврата домой.

Для обратной дороги будет использоваться та же «супермагистраль». Путь долгий, но почти не требующий усилий со стороны космического аппарата. А после возвращения в окрестности нашей планеты «нанофобосгрунт» мог бы выйти на орбиту МКС, где его подобрали бы астронавты.

Пока никто не говорит, состоится ли такая экспедиция, но уже сама принципиальная её возможность выглядит очень заманчиво в глазах учёных. Да и агентству есть над чем подумать – типичная стоимость миссии CubeSat составляет всего $100 тысяч.

Европейцы создали миниатюрный двигатель для межпланетных миссий

2 апреля 2012

Третий европейский грузовик отправился к МКС

23 марта 2012

NASA и GM создали перчатку-усилитель

14 марта 2012

Андроид-астронавт впервые пожал руку человеку в космосе

21 февраля 2012

Швейцарцы приступили к разработке космического мусорщика

16 февраля 2012
  • Дмитрий Шуклин  4 апреля, 20:16
    Ой че сейчас будет :) 1. Эти бесстыжие завистливые подлецы испортили нашу АМС, а теперь еще и издеваются! 2. Вот насколько изящным может быть решение в стране где нет попилов и откатов и ведь еще и сделают данные собранные этаким аппаратом общедоступными!
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 10:57
    2 Дмитрий Шуклин

>Вот насколько изящным может быть решение в стране где нет попилов и откатов
    -------------------------------------------------------------------------------------------------
    Согласен в смысле изящества, хотя как-то это несерьезно все же, да и с изяществом преувеличено. Нет такого супер-хайвэй-я между планетами, чтобы плыть по нему безмятежно по парусом :-)

Насчет распилов и откатов тоже соглашусь с Вами. У них есть это тоже, но не является основой экономики и нормой жизни, как у нас.

• Хорошее замечание Дмитрий. Удачно что в начале, надеюсь это повлияет, и комментарии будут интересными. А не пустым спором, ворчанием и т.п., как обычно в таких темах.
  • Николай Семененко  4 апреля, 20:24
    спутники-акрабаты на веревке. ну-ну..
  • Александр Ромашов  4 апреля, 22:01
    Напоминает один беспосадочный способ подбора грузов на самолёт. Типа становится самолёт над грузом в вираж, выбрасывает (выстреливает) трос в сторону груза, где его ловят, неторопливо подцепляют к грузу — самолёт ходит кругами конец троса только вращается, но никуда не тянет. А как подцепили — всё! Плавно выходим из виража и подтягиваем груз в кабину. Сложнее, чем с вертолёта, но вполне выполнимо.

Правда, спутники в автоматическом режиме, да ещё такие тупые как микроспутники (где разместить то получится всего пару датчиков), да ещё (я так понял) на пролёте... когда получится — поклонюсь и молиться буду.

• Арсений Иванов  5 апреля, 03:08
    > да ещё такие тупые как микроспутники

Я бы был очень осторожен с такими выражениями. Специализированные схемы часто справляются с целевыми задачами на несколько порядков эффективнее универсальных процессоров. На моей памяти, самым убийственный случай, когда микропроцессор определял местоположение дверного проема по изображению с использованием БПФ в 100000 раз быстрее, чем аналогичный алгоритм на четырехъядерном Intel Xeon.

• Александр Ромашов  5 апреля, 15:35
    Проблема не в процессоре, они то мелкие и на них можно много возложить. А вот где в микроспутнике расположить нормальную камеру, а лучше радар или лидар??? единственный такой датчик больше формата микроспутника, а его ещё питать надо... «Тупость» была именно про это — придётся обходиться очень слабыми датчиками.
  • Кирилл Романенко  4 апреля, 20:32
    Мал да удал!
  • Технический бред, но зато БРЕД о котором можено долго и со вкусом рассуждать.
    Честно говоря у меня складывается впечатление что большая часть перспективной программы наса это как раз ни к чему не обязывающие разговоры.
  • Врэж Багратуни  4 апреля, 22:06
    Но идея очень и очень привлекательная. Лучше конструктивно подойти и подумать, а как бы всё ж таки осуществить такую миссию. Может чуть чуть размер спутников ионников увеличит. Пусть не пол стакана горючего потратится, пусть целых 2 стакана...
  • ----Вреж Багратуни 4 апреля---
    ---....Лучше конструктивно подойти и подумать....---
    /// А нет в ней ничего конструктивного , точнее — нет научной составляющей.
    Только рекламная и демагогическая .
    Но это у НАСА всегда на высоте...
  • Врэж Багратуни  4 апреля, 22:42
    Вы так категоричны в оценке. Вам, конечно виднее, но неужто настолько это немыслимо?
    А представте, как это было бы интересно, посылать недорогие всевозможные экспедиции из целого роя таких маленьких спутников по всей Солнечной системе.
  • Александр Иерархов  4 апреля, 23:01
    А зачем? Веб-камеру в него поставить?
  • ----Вреж Багратуни 4 апреля---
    ----....из целого роя таких маленьких спутников....----
    //// Только в том случае если элементы этого роя будут двигаться синхронно и  выполнять какие то распределенные функции в пределах одной задачи да и то эта задача будет ограничена чисто дистанционными наблюдениями — то есть в принципе то, что можно получить и с орбиты земли.
    здесь серьезная проблема связи, дистанционного управления таким роем и взаимодействия отдельных элементов.
    на сегодняшнем уровне микроминиатюризации все ресурсы съест такое взаимодействие на научную программу просто ничего не останется.
  • Кроме того, суммарная стоимость такого роя и его эксплуатации может оказаться больше чем одного серьезного спутника.
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 01:29
    Григорий, я это сам вижу так. Летит скажем рой из дюжины таких аппаратов согласованным строем (в ютюбе мы уже видели великолепные согласованные их полёты). В случае аварии не все погибают. Из этой дюжины два или три отвечают прежде всего за связь с Землёй и всех членов роя друг с другом. Другие две или три заняты другой нужной функцией. Они страхуют друг друга, дублируют. Их в конце можно ликвидировать, а можно, чтобы парочка аппаратов вернулась не Землю. Для этого в рое будут несколько аппаратов функция которых будет в конце миссии обеспечить возврат этих аппаратов...
    Разумеется, есть большой круг задач, который будет им не по силам.
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 01:36
    Веб камеру. Верно. Уже это будет отлично .
  • ----Вреж Багратуни 5 апреля---
    ---...Григорий, я это сам вижу так. Летит скажем рой из дюжины таких аппаратов согласованным строем....---
    /// Вреж.
    Это возможно — zhurnal.lib.ru/editors/k/koganickij_g_a/moonsrobot.shtml — если бы не одно но...
    Размеры солнечных батарей или изотопных источников этих аппаратиков.
    Собственно у них энергии и места для научной аппаратуры не остается да и дальняя связь должна репетироваться большим спутником ретранслятором а он для летящего по свободной траектории роя получится настолько большой и сложный что теряется весь смысл такой игры...
    А в ютюбе ... это называется симуляция во флэше... точнее спекуляция
  • сори — ссылка не работает

zhurnal.lib.ru/editors/k/koganickij_g_a/moonsrobot.shtml

• Врэж Багратуни  5 апреля, 01:49
    Может они могли бы и энергию передовать лазером друг другу. Тому, который в данный момент должен будет энергоёмкую функцию исполнять (например, связь с Землёй). Так сказать «Облачная энергия». О суперконденсаторах во пишут. Возможно всё ж таки можно найти решения их узких мест. В частности энергетическую проблему.
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 01:58
    Кстати, в вашей ссылке более детально описан метод их согласованной работы. Там возможны варианты. Например, я бы предпочёл, чтобы некоторые единички в основных имели бы не одну главную фуекцию, а два в сочетании с несколькими задачами вторичной важности...
    Главное энергетика. Но я вот одно из решений подсказываю. Перераспределение общей энергии между членами лазером или каким-то другим методом, например микроволновым...
  • ---Вреж Багратуни 5 апреля----
    ---...энергию передовать лазером друг другу...---

///Это из области ненаучной фантастики — одному надо на сотни километров попасть в кубик 10*10 а другому соориентироваться на излучатель + КПД передачи в точку приема будет процентов пять

• ---Вреж Багратуни 5 апреля---
    ----...я бы предпочёл, чтобы некоторые единички в основных имели бы не одну главную функцию...---

/// Опять проблема габаритов ...!!! Если можно впихнуть — то почему бы и нет..

....Перераспределение общей энергии между членами лазером....---
    Там можно/заложено проще — магнитный замок с прямым электрическим контактом — это так же дает устойчивую механическую базу для выполнения работ.

• Арсений Иванов  5 апреля, 03:13
    > да и дальняя связь должна репетироваться большим спутником ретранслятором

Зачем? 100 спутников находясь на расстоянии 50м друг от друга представляют собой трансмиттер/ресивер 500х500 метров. Вам мало?

• ----Арсений Иванов 5 апреля---
    ----....представляют собой трансмиттер/ресивер 500х500 метров....---
    /// Дьявол кроется в мелочах -
    Вы представляете какие ресурсы нужны для пространственной, фазовой и информационной синхронизации такой аравы!?
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 03:54
    Всё ж как мне неспециалисту кажется, будет лучше если энергию из «общака» передавать друг другу дистанционно, не приближаясь друг к другу во время полёта.
    Вопрос, на какой дистанции будет оптимальным им держаться друг от друга. КПД передачи энергии по лазеру в вакууме космоса на какой дистанции будет самым оптимальным. Например 1 или 10 км. Как вы думаете?
    При наземных операциях может вы и правы, им лучше будет непосредственным контактом ссужать друг другу запасы энергии.
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 04:00
    Кстати, ведь можно, чтобы скажем три аппарата из дюжины специализировались именно сбором, выработкой и снабжением всех других членов группы дополнительной энергией .
  •   5 апреля, 04:00
    Врэж, свяжите их шпагатом, и проще и надежнее.
  • ---Вреж Багратуни---
    ---...выработкой и снабжением всех других членов группы дополнительной энергией....--
    /// к сожалению нет такого способа для таких маленьких аппаратов -
    это требует слишком больших ресурсов с ОЧЕНЬ низким КПД передачи
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 04:10
    Почему так иронично? Разве не здраво то что я предлагаю? (Энергия из общака). Мне просто очень нравится идея космических исследований, астероидов, внешних малоиследованных планет и их спутников недорогими группами из 12, 16, 20 или даже 40 аппаратами.
  •   5 апреля, 04:18
    А что ироничного вы таки здесь увидели? Поставьте на каждый микролебедку с проводом и пущай они там в космосе летають. Надо — подтянутся друг к другу, надо — разлетятся. И никаких лазарей, усе по проводам :-) ТРИЗовский метод маленьких человечков в действии :-)
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 04:18
    А если использовать не наноспутники, а скажем пикоспутники, или пусть немножко побольше. А лазерный луч разве много теряет при передаче энергии в вакууме? На таких небольших дистанциях и расфокусировки луча не будет.
  • ---Вреж Багратуни 5 апреля---

---...скажем пикоспутники...---
    /// Еще лучше метро спутники, но один... можно и второй — как ретранслятор и энерго станция.
    Правдо дешевле один но хороший....

---...На таких небольших дистанциях....---
    /// Проблема в поиске цели и ее удержании а это или — для хорошей фокусировки, большие ресурсы или — для плохой, большие потери.....

• Врэж Багратуни  5 апреля, 04:28
    В принципе, если хорошо обдумать, то может и так можно. Когда надо отцепятся. Хотя мне кажется микроволновой или лазерной передачей энергии удобнее. Но за ради высокого КПД можно и какми-то специальными проводами их связать. Я бы просто хотел, чтобы они не впрытик друг к другу летели.
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 04:38
    Когда-то эволюция смекнула, что более эффективным будет когда вместо одного большого тела (динозавр), будет одно, но так сказать распределённое тело (рой, стая, община...). Так и здесь. Вместо одного аппарата монстра, лучше согласованная хорошая группа.
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 22:16
    Большой корабль, похожий на кукурузину, напичканый миниспутниками. У цели все разлетаются по своим программа, а основной носитель будет отвечать за связь с Землёй и по возможности и необходимости может энергетически подпитывать своих отпрысков.
  • Врэж Багратуни  15 июня, 06:23
    В полёте «Паутина». Паутина из двух дюжин микроспутников связаных друг с другом тонкими нитями и лебёдками. Почему бы и нет.
  • Врэж Багратуни  15 июня, 06:24
    Некоторые спутники могут быть размерами и побольше.
  • Алексей Белоногов  4 апреля, 20:52
    > ...второй аппарат на очень короткое время подойдёт к поверхности луны и соприкоснётся с ней, причём со скоростью, близкой к нулю.

О неровности рельефа при таком маневре аппарат не стукнется? Большой камень на пути пролета аппарата — и конец межпланетной миссии.

• Александр Иерархов  4 апреля, 20:55
    Быстро пиндосики свою рекламную науку запустили...
  • Александр Иерархов  4 апреля, 20:56
    А в чём дело? Пусть посылают. Или оно заглохнет себе...
  • Антон Брандт  4 апреля, 21:11
    Сделали бы его по больше и по мощнее, чтобы он марсоходы подцепить и домой доставить.
    Вот это был бы профит!
  • Антон Брандт  4 апреля, 21:21
    Кстати, если вместо кубика с парусом, в точки Лагранжа доставлять кубики с ионниками, то можно сильно сократить время полёта.
    Запустить по всей сс овер9000 их, — организовать межпланетные коммуникации.
    И по цепочке передавать информацию на Землю.
    Так глядишь и из вояджеров смогли бы еще что то выжать.
  • Таир Бакиев  6 апреля, 00:13
    А толку? У Вояджеров скоро энергия закончится
  • Антон Брандт  6 апреля, 08:37
    Так она потому и кончится, что на отправку сигналов ее уходит слишком уж дофига.
    Для того и отключают сенсоры, чтобы продлить агонию.
    А так, представьте в течении года наклепать и запустить100500 этих кубиков по всей сс.
    На связь, аля нейронная сеть надеяться не приходится, но зону покрытия как для и-нета или сотовой связи организовать можно.
    Думается мне через 100лет будет в порядке вещей звонки с мобильного пределах сс, именно по такому вот принципу.
    А еще, тут кто то предлагал использовать такой вот массив кубиков как радиотелескоп — почему бы и нет?
    Стоят они, по сравнению с полноценными спутниками, копейки.
    Да еще и запас прочности у такой сети куда выше, даже если выйдет из строя тот или иной кубик, всю сеть это не обвалит.
    А в обычном спутнике перегорит какая-нибудь десятицентовая фигнюшка и будет он болтаться на орбите, как очень дорогое ведро болтов.
  • Николай Ярошенко  4 апреля, 22:21
    Если они такое провернут, то будет красиво... На фоне Фобос-Грунт )
    Хотя применение ионников тут выглядит заманчивым для начального ускорения.
    Может, им стоит еще прицепить третий кубик в качестве разгонной ступени? Потом шмякнуть его об Фобос и собрать поднявшуюся пыль, а назад уже двумя кубиками.
  • Имя Фамилия  5 апреля, 01:51
    Надо сделать третью безвозвратно отделяемую часть, которая забурилась бы в грунт и добыла истинно фобосовскую породу с некоторой глубины (вместо поверхностной чужеродной пыли), упаковала в контейнер и вытолкнула его наверх для захвата возвращаемым модулем.
  • Михаил Тоцких  5 апреля, 09:06
    третий кубик сделать из вольфрама и всадить в поверхность на второй космической... подгадать по времени и месту, и поднятую пыль собрать на какую нить тоненькую пленочку, микронной толщины, метров на десять квадратных
  • Сергей Голутвин  5 апреля, 02:23
    http://www.membrana.ru/particle/229 Межпланетная лоция...
    «Насколько можно судить из пресс-релиза NASA, карта [перемещения между точками Лагранжа] пока действительна только для околоземного пространства...»
    Следовательно, пока никто не просчитал энерго-экономичность и время перелета от Земли к Марсу и обратно через точки Лагранжа. Скорей всего, точки Лагранжа систем Солнце — Земля и Солнце — Марс гравитационно не связаны :((
  • ---Сергей Голутвин 5 апреля---
    ---...карта [перемещения между точками Лагранжа] пока действительна только для околоземного пространства..---
    /// А это их и не волнует — главное погудеть и погромче....

/// Как они такую мелочЪ будут лоцировать на больших расстояниях для определения маневра — тоже....

• Леонид Попов  5 апреля, 10:29
    Сергей Голутвин
    Вы сначала посмотрите на дату той новости, а потом заявляйте «скорее всего». В источнике прямо написано — трасса «между точками лагранжа Земли и Марса».
  • Сергей Голутвин  6 апреля, 00:00
    В первоисточнике
    www.gizmag.com/cubesats-phobos-nasa/22037/
    указано, что экономия энергии идет за счет гравитационных маневров около планет.
    Гравитационные маневры давно используются, например зонд «Галилео» летел к Юпитеру по траектории VEEGA (Venus-Earth-Earth Gravity Assist) с 18.10.1989 по 8.12.1995.
    Точки Лагранжа (L1, L2, L3 с неустойчивым равновесием, L4 и L5 потенциальные ямы) для Земли и Марса каким образом могут быть связаны? Только как удобные расчетные точки начала и конца траектории полета.
  • Врэж Багратуни  6 апреля, 03:40
    Не знаю где можно напрямую обратится к Лнониду.
    Леонид, вы писали, что хотели бы освещать на ваших страницах отечественные достижения. Я об этом и прошу.
    Вот прочитал в Голубятне компьютерры о проекте Compreno, компании ABBYY. Пишут, что это выдающаяся переводческая программа основанная на революционно новой идее. Если всё что пишут о этой программе всё верно, то это колосальной значимости событие и не осветить такое отечественное достижение грех.
  • Михаил Тоцких  5 апреля, 05:31
    Судя по фото — несколько процентов веса такого спутника, это разъемы и винты... неужели настолько сложно впаять платы напрямую, а сэкономленный вес пустить на что-т полезное?
    Пусть 100 $ за кубический сантиметр, относительно недорого, но все же около трети кубика занято пустотой...
  • Павел Капитанов  5 апреля, 08:45
    Видать колхозная сборка — не их конек.
  • Михаил Тоцких  5 апреля, 08:55
    То есть аккуратно спаять блоки — это колхоз?
    А собрать все на разъемах из чип и дипа и угробить кучу полезного веса и объема на куски китайского пластика — это не колхоз? ))))
  • Павел Капитанов  5 апреля, 10:44
    0. Разъем разъему рознь, и не все из них куски кетайского пластика, вы так не считаете?
    1. Разъем натипу пси, который там изображен, занимает места сколько относительно пайки? 5 кубиков? Сколько он весит? Грамм 10?
    2. Вы уверены, что изображен серийный образец? Он уже не требует донастройки? Если потребует, вы будете выпаивать платы строительным феном?
    3. 100$ за кубический сантиметр, это что, 100 000$ / 1000 см^3 ? Вы уверены, что экономическая эффективность запуска подобного устройства расчитывается именно так?

К слову, если вы залезете в ракету, то внутрях у нее обнаружите кучу металлических огромных разъемов, весом чуть по кило каждый. А могли бы тупо припаять. Вот идиоты.

• Сергей Асташкин  5 апреля, 06:38
    --- Какая чушь.. там взлететь с поверхности не представляет труда, предлагаемый вариант- совершенно дикий по сложности и глупости.. перед ним даже вырезать аппендикс через зад- ковыряние в носу.. нет проблем прилететь взять песочек и взлететь обрано .. господи.. совсем народ заклинило..
  • Юрий Панов  5 апреля, 08:33
    Ускорение свободного падения 0,0084—0,0019 м/с
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 08:40
    -- По моей оценке на пару порядков меньше..
  • Михаил Тоцких  5 апреля, 09:00
    О как! ))) Сергей, простите, а вы из какой паралельной реальности появились? В той где живем мы, все же 0,0084-0,0019 )))))
  • Юрий Панов  5 апреля, 09:19
    а как вы оценивали ? масса и плотность известны. или вы предположили что он гораздо более пустотелый ?
    в таком случае с фобоса наверняка могло бы «сдувать» частицы грунта при сильных солнечных вспышках. и он весь,такой красавчик,в облаке пыли мотался бы.
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 09:22
    -- Он наверняка почти не имеет пыли ..Марс всё «стаскивает» именно из-за ничтожного тяготения..
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 09:44
    -- примерно 1,5*10 ^(-3) м/сек^2 .. посмотрел в справочнике.. так вроде должно быть. в первом данные существенно отличаются.. Кстати, было бы удобно сначала сесть на фобос взять там пробу ,потом на Деймос и тоже взять пробу и уже потом — обратно ..
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 10:23
    -- Диаметр там а не радиус.. так что получится — 6* *10 ^(-3) м/сек^2
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 17:12
    -- А скорость вообше смешная — 7.8 м/сек — на 1 кг — 30 дж ?!
  • Юрий Панов  5 апреля, 08:34
    на фобосе пукнуть, извиняюсь, страшно — не дай бог в космос унесет, а они придумывают цирк с веревками
  • Михаил Тоцких  5 апреля, 09:02
    так ведь пук еще с собой привезти надо )))
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 10:31
    -- Смешно.. идиотизм выше крыши..
  • Юрий Панов  5 апреля, 19:27
    да не, в чем-то он прав. рабочее тело и двигатель везти надо.
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 20:36
    -- даже ТРД — 10 грамм..
  • Юрий Панов  5 апреля, 20:58
    ага. вот и получается — то ли мы чего-то не знаем, то ли НАСА не пойми зачем расписало эту межпланетную акробатику... пропиариться лишний раз
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 21:28
    -- Сама идея заманчива, так можно исследовать сотни объектов одновременно.. и дёшево..
  • Александр Гэдзь  5 апреля, 09:22
    Весь ваш антиамериканизм забодал.
    Если бы ваш Роскосмос сделал бы хоть сотую часть того, что сделало НАСА.
    Где ваши нанотехнологии? В Сколково, вместе с нанопрезидентами. Вот их и запускайте, хоть на Фобос, хоть на Деймос.
    А НАСА грунт с Фобоса привезёт раньше, если японцы или китайцы не опередят.
  • Сергей Асташкин  5 апреля, 10:34
    --Причём здесь антиамериканизм ?? Бред изволите нести, никто ни америку ни кого ещё не упоминал . Шли бы вы отсюда ..тут и без вас политики хватает..
  • Александр Гэдзь  5 апреля, 17:31
    Сами бы шли отсюда. В основном засоряете комментаторские колонки и уводите обсуждения в другую сторону.
    Пока!
  • Юрий Панов  5 апреля, 09:22
    вот, кстати, читаю сейчас историю аппаратов «фобос» — ну это прямо шекспировский «макбет» в космическом исполнении... какие-то постоянные неудачи, мистика )
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 09:54
    С суперкомпактным двигателем для кубисата, на который ссылается эта статья, по-видимому не все так гладко, как представляется с подачи авторов концепта

При описанной в статье www.membrana.ru/particle/17817 миссии к Луне аппарат с массой 500 граммов должен будет выбросить около 200 грамм ионов, чтобы ускориться на 5 км/сек. Таким образом, весь запас ионной жидкости будет превращен в ионы ! Это вряд ли возможно сделать хотя бы из-за проблемы разделения разноименных ионов. Настолько эффективно — 100% — они просто не разделятся. А это означает, что запас электролита придется увеличить на порядки. А это убивает преимущества электролитного движка перед обычным микро ЖРД.

Затея с парусником, плывущим по «межпланетной автостраде», очень любопытна с технической точки зрения. Хотя на Марс, на мой взгляд, нужно лететь по взрослому, а  не играть в такие «бирюльки» :-)

Вообще по поводу хайвэя между точками Лагранжа есть сомнения, о которых я сейчас отпишусь.

• Сергей Асташкин  5 апреля, 10:32
    -- Дак а что.лет через 50 вернуться..
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 10:52
    Прочитал ссылку www.jpl.nasa.gov/releases/2002/release_2002_147.html к которой ведет информация о межпланетном суперхайвэй-е, описанном в этой статье.

Вообще-то в NASA ничего такого вроде безмятежного плавания между точками Лагранжа не планируется. Речь идет лишь о том, чтобы использовать точки Лагранжа систем Земля-Луна и Земля-Солнце в качестве стартовых и промежуточных платформ для экономии топлива при межпланетных полетах. Между точками Лагранжа различных планет нет непрерывных магистралей, вдоль которых результирующая гравитация равна нулю. Журналисты всегда преувеличивают и раздувают сенсации :-)

• Евгений Храмцов  5 апреля, 11:15
    Дмитрий, а к слову, не подскажите, где можно почитать, как спутники ускоряются за счет гравитации крупных небесных тел? Не могу понять физику процесса. Ведь по идее, на сколько объект ускорился, подлетая к планете — на столько и замедлится удаляясь.
    Спасибо.
  • Имя Фамилия  5 апреля, 11:23
    Скорость не меняется, меняется вектор, вот и всё. Без точки опоры это сделать намного более топливозатратно. Или я что-то путаю?
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 11:45
    Уважаемый Евгений Храмцов,
    мне трудно дать Вам конкретную ссылку. Введите в Google что-нибудь вроде «гравитационная праща», и наверняка получите кучу ссылок :-)

Насчет физики процесса, Ваши сомнения понятны и обоснованны.
    Очень хороший вопрос, на который я чуть позднее попробую ответить (нужно собраться с мыслями) :-)

• Михаил Пашук  5 апреля, 12:10
    Эффект увеличения скорости за счёт прохождения рядом с гравитирующей массой обусловлен тем, что за счёт набранной во время ускорения скорости время торможения будеть меньше.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 12:12
    Отвечаю, Евгений, на Ваш отличный вопрос (100 млн. $ :-) ) .

Если бы космический аппарат двигался в гравитационном поле строго одного космического тела, то ДА, Вы правы, он бы не смог разогнаться за счет гравитации. Но тело не одно ! Сначала аппарат разгоняется за счет гравитации Юпитера, допустим. Затем, отойдя от Юпитера на достаточно большое расстояние, он уходит в зону доминирующего влияния Солнца, и Юпитер фактически перестает его тормозить. При этом в процессе приближения к Юпитеру Солнце не мешает ему разгонять аппарат, поскольку аппарат имеет третью космическую скорость

По моему как-то так все происходит :-)

• Михаил Пашук  5 апреля, 12:13
    Меняются и вектор и скорость по абсолютной величине.
  • Михаил Пашук  5 апреля, 12:18
    Гравитационый мнёвр — goo.gl/mnaZv
  • Геннадий Бражник  5 апреля, 12:28
    Это гравитационная инверсия
  • Михаил Пашук  5 апреля, 12:32
    Для объяснения феномена разгона КА Солнце привлекать не нужно. При пролёте КА мимо удаляющейся (относительно КА) планеты происходит разгон, и торможение при пролёте мимо приближающейся планеты.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 12:43
    Если Солнце не привлекать, то рассмотрим в системе отсчета, связанной с Юпитером. Тогда приращение скорости за счет притяжения будет «съедено» при удалении на то же расстояние — закон сохранения энергии. Евгений Храмцов будет прав. Поэтому без Солнца не выйдет, как мне представляется.
  • Михаил Пашук  5 апреля, 12:44
    Посмотрите на рисунок по ссылке, что я привёл и сразу всё станет ясно.
  • Михаил Пашук  5 апреля, 12:46
    Нет, не будет съедено, поскольку Юпитер тоже не стоит на месте.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 12:50
    А что должно быть понятно ? Что солнце не участвует в процессе ?
    Не нужно так ссылаться на рисунки. потому что я могу ответить: «смотрите мой коммент». Объясните внятно свою позицию.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 12:56
    В системе отсчета, связанной с Юпитером, несомненно будет съедено.
    В этой системе отсчета Юпитер неподвижен вообще-то.
  • Михаил Пашук  5 апреля, 13:05
    Для расчёта траектории КА, естественно, что необходимо принимать в расчё гравитационное воздействие Солнца (да и не только Солнца), но вот для объяснения эффекта ускорения КА при пролёте мимомо небесного тела, имеющего значительно большую массу по сравнению с КА — не нужно.
    Поэтому я и рекомендовал посмотреть рисунок по ссылке goo.gl/mnaZv , ИМХО, после его просмотра не должно возникать никаких вопросов.
  • Михаил Пашук  5 апреля, 13:11
    Если посчитать интеграл по ускорению между двумя эквипотенциальными точками орбиты КА при пролёте мимо движущегося тела то он в большенстве случаев не будет равен нулю. Т.е. КА будет либо ускоряться, либо замедляться.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 13:14
    У меня и так нет вопросов. Это ведь Вы мне возражаете :-)
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 13:22
    Зачем считать интегралы ? Люди хотят понять физику без интегралов. Попробую объяснить иначе.

В системе отсчета, связанной с Юпитером, за счет ускорения КА от Юпитера угол между его траекторией и радиус-вектором станет острее (достаточно нарисовать картинку). Поэтому уменьшится проекция силы тяжести от Солнца на траекторию движения КА, которая тормозит КА. Поэтому скорость аппарата возрастет. А поскольку ускорение инвариантно относительно (инерциальной) системы отсчета, то и относительно Солнца скорость КА возрастет.
    Так работает гравитационная праща.

• Михаил Пашук  5 апреля, 13:22
    Всё правильно, относительно Юпитера кинетическая энергия КА не изменится, но ведь нас интересует скорость КА по отношению к другим объектам, иначе зачем нам было бы использовать гравитационный манёвр.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 13:34
    Кинетическая энергия не изменится, если не учитывать Солнце. А с учетом Солнца она возрастет.
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 14:49
    Всем большое спасибо.
    Нужной ссылкой оказалась, как обычно, вики). Я был прав, что относительно объекта, гравитацию которого мы используем для ускорения, кинетическая энергия КА остается неизменной. Не додумался выйти за рамки этой СО и увидеть ключевой момент, что относительно Солнца объект тоже движется. Закон сохранения энергии срабатывает за счет того, что увеличение кинетической энергии КА идет за счет её уменьшения у небесного тела.
    Все разложилось по полочкам.
    Приятной плюшкой оказался эффект Оберта.

Должен констатировать, что это самый конструктивный мой диалог на просторах Мембраны по соотношению написанного/прочитанного текста к объективной новой(для меня) информации.

Зотьеву и Пашуку бью челом. :)

• Дмитрий Зотьев  5 апреля, 15:00
    Евгений Храмцов,

Ваш вопрос о гравитационной праще был очень хорош. Согласен с тем, что объяснение из Педивикии есть самое простое. Хотя оно не отвечает на Ваш вопрос о том, почему при удалении КА от условно Юпитера эффект ускорения не съедается обратно гравитацией. Ведь можно также точно сказать, при удалении КА от Юпитера его энергия уменьшается, а у Юпитера снова возрастает :-) Нужны более тонкие рассуждения.

• Александр Иерархов  5 апреля, 15:00
    Прочитал и несколько удивился даже(иначе б не написал). Я думал это всем известно...
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 15:14
    Без учета влияния Солнца оба процесса — ускорение и торможение будут вполне симметричными во времени.
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 15:51
    /// Я думал это всем известно...

Это точка зрения человека у которого круг общения ограничен интеллектуалами. На самом деле закон всемирного тяготения известен в лучшем случае 1% из «всех». А физика гравитационного маневра понятна еще 1% из этого процента).

Я так же удивлялся, когда после 8 лет работы в IT-индустрии попал на должность прораба промышленного строительства. Когда передо мной стояли люди 30+, проработавшие на стройке 10+ лет, женатые с детьми, русские, закончившие школу. И слова «периметр» и «окружность» вообще не вызывали в их мозгу никаких ассоциаций.

С тех пор, когда я ИТ-индустрию поменял на С/Х — я сделал для себя великое открытие, что 95% людей беспросветно тупы и невежествены.

Что же касается нас, интеллектуалов (и скромников), то у всех у нас есть те или иные белые пятна в знаниях — у каждого свои. Именно по этому ни Вы, ни я не выиграем миллион во всем известной передаче.)

• Евгений Храмцов  5 апреля, 15:52
    /// Это гравитационная инверсия

К сожалению, гугл не знаком с этим словосочетанием.

• Ольга Добрая  5 апреля, 16:17
    --Евгений Храмцов 5 апреля, 15:51
    /// Я думал это всем известно...

и это о чем вам какбы говорит?
    Что необходимо окружение свое обучать бесплатно и бескорыстно! А не трендеть тут что: вы слишком невежественны и тупы, и говорить мне с вами противно!

ЭТО относится не только к вам Евгений, а ко всем остальным тут " «интеллектуалам»...Иначе наша страна так и будет в полной П

• Евгений Храмцов  5 апреля, 16:37
    /// Хотя оно не отвечает на Ваш вопрос о том, почему при удалении КА от условно Юпитера эффект ускорения не съедается обратно гравитацией.

Лично мне стало понятнее. Как обычно, все дело в относительности между разными СО. В системе координат Юпитера траектория движения КА — гипербола. Скорости до и после маневра совпадают.
    Далее, возможно буду выражаться не совсем корректно, но постараюсь выразить своими словами.

В солнечной СО у нас скорость после маневра больше чем до. И связано это с движением Юпитера и вектором КА. В СО Юпитера относительно СО Солнца, мы сначала как бы складываем скорости Юпитера и КА, а после «гравитационного дна» вычитаем (в случае, когда траектория КА проходит «за» Юпитером). Получается, что в системе Юпитера у нас скорость до и после маневра одинаковы относительно Юпитера. А в солнечной СО видим прирост скорости.

Т.е. в СО Юпитера эффект ускорения съедается обратно гравитацией, но так как сама СО движется, получаем эффект, что Юпитер «увлекает» за собой КА.
    Соответственно, чем сильнее гравитация тела, тем гиперболу с меньшим радиусом кривизны мы сможем описать КА. Тем больше будет вычитание/сложение скоростей в СО тела, относительно СО Солнца. Тем больший прирост скорости сможем получить.

• Михаил Пашук  5 апреля, 16:38
    Я всё же думаю иначе. И в объяснении эффекта ускорения и торможения КА при пролёте мимо планеты Солнце не играет прямой роли. Думаю, эффект можно наблюдать и в модели взаимодействия двух тел.
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 16:39
    Правильнее было бы мне говорить не скоростей, а векторов :)
  • Геннадий Бражник  5 апреля, 17:01
    Лучше сказать вектора скорости, потому что если Вы пересечете область гравитационного резонанса, то вектор скорости Юпитера поменяет свой знак, ну и тогда ...
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 17:37
    Ольга, любая страна большее время находится в полной П в социальном и экономическом смысле — почитайте историю. Весь путь человечества — через тернии к звездам :)

Что касается развития духовного и научного, то в этом смысле всегда движителем цивилизации было намного менее 1% населения, которые хоть как-то причастны к прогрессу. Остальные — практически бездумная масса потребителей и создателей валового продукта так необходимого для прогресса. Как известно, новые технологии дорогие и для того, чтобы их производство было рентабельно нужен минимальный рынок сбыта. На сегодняшний день он составляет 1 млрд. потребителей. И если сегодняшний глобальный рынок сегментируется на несколько частей или сильно упадет покупательская способность, то высокотехнологичные производства встанут. Факт.

Что касается взращивания этой однопроцентной интеллектуальной среды, её мотивации и движения, то не переоценивайте себя или меня — возможные усилия столь мизерны, что можно приравнять к нулю. Вот когда вымрет большинство власть имущих с феодальными стереотипами, строящие себе дачи по 3000м2 в Новой Зеландии(да, я про Абрамовича) и им на смену придут идейные ребята вроде Гейтса, Маска, Кармака, Бренсона — тогда будет результат.

Что касается меня лично, то я не люблю делать бесполезные вещи. Поэтому я никогда никому не рассказываю о его невежестве и глупости. Во-первых, за частую человек не способен это осознать аргументы. Во-вторых, его эго всячески воспрепятствует восприятию этой информации.

Я с большим удовольствием обучаю людей и делюсь информацией, не жалея на это времени и сил... если меня попросят, желательно два раза, на всякий случай.
    Потому что совет — это когда спрашивают. А когда Вы рассказывает «как надо» без вопроса — это навязывание своего мнения.
    Потому что когда Вы начинаете излагать информацию, когда у Вас её не спрашивали — Вы умничаете. Если у Вас спросили, а Вы объясняете слишком долго и/или подробно — это скучно и нудно. Большинство людей на любой вопрос хотят получить ответ в одном, максимум двух предложениях. Желательно со всеми понятными словами и без сложных деепричастных оборотов. :)

Так что это камень не в мой огород. Я несу свет знаний всем, кроме случаев, когда «не в коня корм». Когда на прошлой неделе ко мне подошла девочка 15 лет и спросила как работает микроволновка, то я с удовольствием потратил 15 минут времени и объяснил.
    Но я даже не буду пытаться обсуждать теорию эволюции со Свидетелем Иеговы или ярым христианином :).
    Все же случаются еще казусы, когда я по самаритянски без вопроса пытаюсь объяснить человеку, что никакой планеты Нибиру быть не может. Но, во-первых, я не авторитет в сравнении с какой-нибудь газетой «очевидное и невероятное». Во-вторых, я же объясняю с научной точки зрения. А ученые могут и не знать как и где её искать. В большинстве умов человеческих астрономия ведь на уровне времен Коперника :)
    В-третьих, человек себе с удовольствием боялся планеты Нибиру, а тут я пришел и начал все портить. Так что всегда есть вариант "я в домике" «мировой заговор». Эту карту вообще бить не чем.

И честно говоря, « необходимо окружение свое обучать бесплатно и бескорыстно» — под сидячую задницу портвейн не течет. Хотят обучаться — гугл, вики, форумы в помощь. Вот я сегодня с их помощью обучился физике гравитационного маневра.
    А вот тягу к знаниям должны прививать в родители и школы, а не я 30-летним оболтусам :)

• Евгений Храмцов  5 апреля, 17:47
    Похоже Вы с Дмитрием говорите одно и то же разными словами.
    Скажем так. Солнечная гравитация не участвует в эффекте гравитационной пращи. Точнее участвует, но для эффекта не является необходимой. Само же Солнце выступает точкой отсчета.

Можно рассмотреть на примере. Есть в космосе одинокий коричневый карлик без планет, находящаяся далеко от других звезд. Мы производим гравитационный маневр возле него. Относительно центра галактики мы увеличили скорость. Относительно коричневого карлика — нет.
    Безусловно, коричневый карлик движется с какой-то скоростью относительно центра галактики.

• Ольга Добрая  5 апреля, 18:17
    с последним вообще не соглашусь...в гугле и вики хорошо искать, когда знаешь что искать...а когда не знаешь...то этот инструмент бесполезен также как и книги. Нужна наводка. и эту наводку может дать человек-знающий.

а по поводу рассуждений нашей сегодняшней картины — ну никак я не состыкую глобальный рынок с предложением поучить вокруг людей.
    я просто объясню на примерах: у меня есть коллега. Несмотря на свои годы — он излишне наивен, мало начитан и ограничен — и он же приходит и начинает мне рассказывать то, что навязывает ему СМИ. Такие люди не способны читать между строк, не способны анализировать что происходит в реальной жизни, а не то что им показывают. И вот они дружною толпою идут и голосуют за Жириновского, потому что он «говорит правильные и умные слова», верят в Нибиру, потому что по ТВ3 сказали, что она летит к нам, верят в дом 2, и во много еще чего верят, что противоречит логике думающего человека. А живем то мы все в одном обществе...и тихое наше «лучше не высовываться» или «я самый умный и тихо пережду» — может обернуться против того же золотого процента, про который вы говорите.

• Дмитрий Зотьев  5 апреля, 19:18
    Михаил Пашук

Вы не правы в том, что Солнце не играет существенной роли при гравитационном разгоне от планет. Попробую объяснить иначе и точнее. Праща работает следующим образом.

Космический аппарат (КА) разгоняется гравитацией планеты и выходит на сильно вытянутую эллиптическую орбиту вокруг нее. Затем, по мере удаления от планеты, все большее влияние имеет солнечная гравитация,а влияние планеты становится малым. Поэтому КА уже не вернется к Юпитеру, а покинет Солнечную систему. Итак, эффект гравитационной пращи есть продукт взаимодействия Солнца и планеты.

• Дмитрий Зотьев  5 апреля, 19:19
    ... с космическим аппаратом :-)
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 19:22
    Евгений Храмцов,

Я не чувствую, что мы с Михаилом говорили об одном и том же. Хотя возможно, что я просто его не понял.

• Дмитрий Зотьев  5 апреля, 19:30
    Евгений, если Вы рассматриваете события
    в системе отсчета Юпитера, то ни о каком увлечении КА Юпитером говорить не приходится — планета неподвижна в этой системе.

Верным было мое исходное объяснение 5 апреля, 12:12, которое я  уточнил 5 апреля, 19:18 . Все то, что Вы пишите, не очень далеко от иcтины :-)

• Дмитрий Зотьев  5 апреля, 19:41
    Евгений Храмцов

>Это точка зрения человека у которого круг общения ограничен интеллектуалами
    Евгений, это точка зрения тролля (Теня-Иерархова), у которого нет никакой точки зрения по поднятому Вами, весьма нетривиальному вопросу. Как и практически по всем остальным обсуждаемым вопросам тоже. А круг его общения очень точно охарактеризовал
    Алексей Шиварев в своей метафоре о пакостнике, смотрящем на мир из дырки деревенского сортира.

Тролль же ничего не сказал по делу кроме того, что он думал, что это всем известно. А Вы купились на его обычную буффонаду :-) Обратите внимание, что тролль ничего не пишет по теме, целясь исключительно в личность. Не спешите в другой раз оправдываться перед троллями. Вы задаете тему интересной для многих дискуссии, а тролль лишь гадит повсюду. Оно не стоит Ваших оправданий :-)

• Врэж Багратуни  5 апреля, 21:00
    Так может, дорогой Евгений, миру нужен просвещённый диктатор? Выбери меня, выбери меня! :)
    Он скажет — Берусь разрешить семь наиважнейщих проблем человечества. В том числе проблему, всеобщего мира, исцеления от всех болезней, обретеня новых миров, бессмертия, возвращения молодости. А потом, потом будет очищающий ураган и покатятся головы зла аки качаны капусты... :)
    Правда ведь, звучит красиво? :) Я бы приветствовал такого.
    Говорят мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Забыли добавить и момент очищения. Мужчина так же долженизбавить мир хотя бы от одного зла.
    Обычно зло спекулятивно и ехидно вопрощает — А судьи кто?! Ответ совершенно до наивности простой, ответ такой — Я.
    Зло гневясь продолжает — А по какому такому праву? Ответ — «Такова моя Воля», я так хочу!
    Помните, именно так ответил Нео в конце фильма Мартица. Никто вроде бы не возражал его словам. Потому что другого ответа и быть не может. Всё остальное это словоблудие, которому надо поставить конец. Тем более если этот человек действительно сумеет разрешить столько проблем человечества.
    Я приметил, что в наш нынешний век, любая аргументация позиции оспаривается и абсолютно в счёт не берётся. Только сила и воля, всё остальное откровенное словоблудие. Посмотрите, что творят в мире Америка и банкиры. Поэтому я и нашёл прибежище в единственно верном ответе — «Я» и «Такова моя воля!».
    В любом случае грядёт диктатор и он именно это будет если не говорить, то иметь ввиду. Другого спасения нет. Всё иное постепенное сгнивание и военный Армагеддон. Лучшего не дано. Всегда и везде у людей выбор только между плохим и худшим.
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 21:10
    А потом у всего мира пояаится наконец-то цель в жизни, мечта — Избавится от этого диктатора. Это уже само по себе отлично. И совсем не важно, что он столько их проблем разрешил, подарил им мир и бессмертие. Мир не обязан и не должен быть благодарным кому бы то ни было. В том числе и своему спасителю. Помните, как легко и изящно англичане прокатили своего спасителя, толстозадого губошлёпа Черчилля. Люди в любом случае назовут деяния этого их Спасителя — вакханалией!
  • Ольга Добрая  5 апреля, 21:23
    выбрать надо женщину — тобишь меня. Уж я то наведу порядок...:-)
  • Врэж Багратуни  5 апреля, 21:50
    Но к лицу ли это женщине? Женнщина — диктатор, это как оборотень. Вот нахлобучить на пьедестал божества женщину, я согласен. В этом случае, наконец-то люди сами будут чувствовать свою ответственность за всё что происходит на земле. Делегировать свою ответственность женщине мало кому из нормальных людейв голову придёт.
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 22:11
    Позвольте, тогда что Вы скажите о моем примере с коричневым карликом в посте от 5 апреля, 17:47?
    Если гравитация Солнца — обязательное условие для гравитационной пращи, то в примере с коричневым карликом скорость не увеличится.
  • Ольга Добрая  5 апреля, 22:25
    Евгений, да погодите вы тут со своими карликами...мы тут важное обсуждаем: о женщине диктаторше...что вы по этому поводу думаете? даете добро?
  • Валентин Смирнов  5 апреля, 22:31
    Нам бы Маргарет Тетчер, вот она действительно бы порядок навела!
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 22:43
    /// Евгений, это точка зрения тролля

Дмитрий, что касается троллей, то я больше переживаю о Вас. Вы судя по всему человек эмоциональный.
    Я же хладнокровный агностик с любовью к апории и софизму. С неплохой логикой, сильным критическим мышлением и опыте в дебатах. А так же углубленных познаний НЛП, базовых — в психолингвистике и классическом психоанализе.
    На меня нужен толль не менее 85 уровня). На просторах Мембраны такие еще не завелись).
    Я и сам, честно говоря, любитель тонко потроллить людей с перегретым ЧСВ, религиозных фанатиков и больных СПГС, но стараюсь не уходить надолго на темную сторону :).
    Хотя на Мембранке пару раз не сдержался. Из последнего немного потроллил Коганицкого с его спиральными противокорабельными ракетами.

• Дмитрий Зотьев  5 апреля, 22:46
    Евгений Храмцов

Так я ведь уже сказал, что Ваши рассуждения не очень далеки от истины. Здесь пишут по сути то же самое galspace.spb.ru/orbita/12.htm
    Однако мне кажется ошибочным изложенное в статье по ссылке мнение о том, что эффект гравитационной пращи обусловлен сложением скоростей планеты и аппарата. Без учета Солнечной гравитации ускорение аппарата привело бы к нарушению закона сохранения энергии, о чем Вы верно заметили в начале дискуссии (хотя и  другими словами) Это также нарушило бы закон сохранения импульса.

Таким образом, в эффекте активно участвует Солнце, и только законом сложения скоростей его не объяснить.

• Евгений Храмцов  5 апреля, 22:54
    Ну, не знаю. В педивикии достаточно однозначно сказано, что закон сохранения энергии(и импульса, соответственно) соблюдается так как насколько вырастает импульс КА, настолько же он уменьшается у Юпитера.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 22:56
    Евгений,

мы явно по разному понимаем термин «тролль». Троллинг — это не есть критика кого-то и чего-то. Это устраивание скандала ради него самого. Обычно имеет целью опорочить человека, с которым тролль не способен выдержать дискуссию по существу. Активно применяется в идеологический битвах на просторах рунета, причем как правило под предлогом защиты интересов России от супостата.
    Клептофеодальному режиму практически нечем отвечать на критику, поэтому тучи агит-провокаторов усердно поливают грязью всех, кто настроен критически или просто высказывает нечто, что противоречит идеологии режима.

• Евгений Храмцов  5 апреля, 23:00
    Так все сходится. Ведь когда мы рассматриваем СО Юпитера, то его импульс в этой СО равен нулю.
    Хотя Ваши сомнения тоже понятны. Солнце ведь тоже движется относительно центра галактики. А значит как минимум часть комет и астероидов должны не вращаться по сильно вытянутым элиптичским орбитам, а ускоряться и улетать.
    Но, опять же, возможно, все малые небесные тела летящие по таким орбитам улетели и остались только устойчивые.
  • Александр Иерархов  5 апреля, 23:01
    Троллинг — это не есть критика кого-то и чего-то. Это устраивание скандала ради него самого.
    --------------------------------

Что мы и наблюдаем в писаниях др. Зотьева...

• Евгений Храмцов  5 апреля, 23:03
    У меня классическое, лурковское определение тролля :)
  • Александр Иерархов  5 апреля, 23:06
    -----------------------------

Др. Зотьев, а каким образом в этом участвет солнце? Происходит передача импульса от Юпитера к телу в какой-то системе координат на связанной с Юпитером и телом. Любой. При чём здесь солнце?

• Александр Иерархов  5 апреля, 23:07
    Евгений Храмцов 5 апреля, 23:03
    У меня классическое, лурковское определение тролля :)
    -----------------------------

Не удержусь что бы не спросить. Др. Зотьев этому определению удовлетворяет?

• Евгений Храмцов  5 апреля, 23:09
    Нет, практически во всех социумах за время их эволюции были короткие периоды матриархата. Они себя совершенно не оправдали. На то есть масса причин, но обсуждать это не вижу смысла.
    Сейчас возможно нахождение женщин в парламентах, кабинетах министра и даже в президентских креслах. Просто потому, что сейчас дерьмократия — один человек ничего не решает. По большому счету все публичные личности мало что решают. Сейчас решает капитал, который в руках у людей в тени ибо «деньги любят тишину». Меняются правительства, режимы, а у руля все те же.

Женщину в виде божества — легко. Есть божества животные, растения — тут без разницы.

• Дмитрий Зотьев  5 апреля, 23:10
    далась вам эта педивикия :-) Вы прямо сейчас можете зайти в эту статью в педивикии и написать в ней что угодно. Правда если напишите очевидную чушь, то быстро удалят. А если сделаете неочевидную ошибку, то так и останется, пока кто-нибудь другой не исправит. Википедию пишут все желающие. Или Вы думаете, что там есть некое экспертное сообщество ? Это очень хорошее дело, и я сам часто пользуюсь, но не приводите пожалуйста Вики в качестве научного аргумента. Если Вам кроме этого сказать нечего, то давайте просто закончим в конце-то концов :-)
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 23:20
    /// Так может, дорогой Евгений, миру нужен просвещённый диктатор?

Миру нужна меритократия с честно и хорошо работающими внутренними органами. А во главе — ЧПР(Человек Принимающий Решения) по ключевым моментам и спорным вопросам с ограниченным сроком правления по возрасту(до 60-65лет) и адекватности действий(грубо говоря до импичмента). Ибо любое распыление власти на группу людей — это разделение ответственности со всеми вытекающими и ситуация «у семи нянек — дитя без глаза».
    Длительный срок правления ЧПР связан с тем, что есть долгосрочные перспективы(как минимум 20 лет) и еще потому что «не власть портит людей, а боязнь её потерять». Отменить мораторий на смертную казнь и монетизировать тюрьмы.

Ближе всего к этому сейчас Китай. Поэтому именно они лет через 20 примут эстафету у США в звании сверх-державы.

• Евгений Храмцов  5 апреля, 23:33
    Мне есть что сказать.
    То что в результате гравитационного маневра импульс КА увеличивается — это факт. И это не за счет двигателей КА.
    У нас вопрос в чем: либо здесь участвует только Юпитер или Юпитер+Солнце.
    Дело в том, что в обоих случаях у кого-то из них или у обоих должен уменьшаться импульс настолько, насколько он увеличивается у КА. Согласны?
    В любых других случаях у нас будет нарушение закона сохранения импульса.
    Так что Ваш аргумент:"Без учета Солнечной гравитации ускорение аппарата привело бы к нарушению закона сохранения энергии" имхо не говорит в пользу модели Юпитер+Солнце т.к. закон сохранения импульса будет соблюдаться в обоих случаях.
    Тут, по видиму, как Вы сказали «все тоньше» и нужны другие аргументы, чтоб склонить весы в пользу модели Юпитер+Солнце, против модели одного Юпитера.
  • Евгений Храмцов  5 апреля, 23:34
    /// Не удержусь что бы не спросить. Др. Зотьев этому определению удовлетворяет?

нет.

• Александр Иерархов  5 апреля, 23:38
    Ну др. Зотьев щас появится устроить склоку. И все увидят как это «нет»...
  • Александр Иерархов  5 апреля, 23:40
    А так же вопрос к др. Зотьеву. Скажите др. Зотьев, квазар на краю вселенной участвует в гравитационном манёвре?
  • Врэж Багратуни  6 апреля, 00:11
    Боюсь, системности не хватает в ваших рассуждениях. Здесь всё гораздо сложее и глубже. Причины ирешения лежат на уровне аж эволюционных механизмов развития. А вы в основном о улучшении деталей говорите. Впрочем, возможно и я ошибаюсь, хотя искренне верю, что нашёл какие-то существенные детерминанты.
    На этих страницах не стоит особо в этом распространяться.
  • Сергей Голутвин  6 апреля, 00:46
    У женщины преобладает энергия сердца. Для военной диктатуры не подходит. Но полностью соответствует духовному лидеру — шаману!
  • Дмитрий Зотьев  6 апреля, 02:29
    Евгений

Да фиг с ним, с импульсом :-)
    Я уже начинаю сомневаться в своей правоте. Подумаю немного, потом отпишусь.

• Александр Иерархов  6 апреля, 02:35
    Евгений

А вы всё рассматривайте в одной системе отсчёта. Необязательно связывать её с солнцем кстати. И все вопросы по импульсу исчезнут.

• Евгений Храмцов  6 апреля, 03:41
    /// Причины ирешения лежат на уровне аж эволюционных механизмов развития.

Я в этом совершенно убежден так как сильно симпатизирую точке зрения социал-дарвинистов в этом вопросе и вообще слабо верю в свободу воли.
    Но вопрос был о чем? О диктатуре, а это форма правления. Я Вам по форме правления и ответил. Вы же теперь упрекаете меня в простоте и поверхности мышления, ссылаясь на подсознательную мотивацию в виде врожденных инстинктов, стереотипов и рефлексов. Это совсем другая плоскость.
    Я программист по образованию, вроде с системностью проблем не возникало :)

• Евгений Храмцов  6 апреля, 03:43
    /// А вы всё рассматривайте в одной системе отсчёта. Необязательно связывать её с солнцем кстати.

Интересное предложение. Предложите варианты?

• Евгений Храмцов  6 апреля, 03:45
    /// Подумаю немного, потом отпишусь.

Ждем-с.)

• Александр Иерархов  6 апреля, 04:06
    Евгений Храмцов 6 апреля, 03:43
    Предложите варианты?
    ---------------------------------

Само по себе интересный вопрос. Все варианты вроде при вас. Вы же ищите ка его импульс девается вдруг не так ли? А импульс того ж Юпитера разный в разных системах отсчёта. Как и КА маневрирующего. Скорость и импульс КА не изменится в любой СО покоящейся или равномерно движущейся относительно СО юпитера. И изменится в любой другой. Как только вы в рассуждениях проманипулируете СО импульс может исчезать вдруг. Ну или появляться... :)

• Врэж Багратуни  6 апреля, 05:11
    Мне трудно судить о образе мыслей программистов, фрилансеров. Жаль я сам не программист иначе бы сейчас создавал и раскручивал свои идеи программ и сайтов. Хотя самое главное не это.
    А фрилансерами могут только программисты быть? Это очень утомительная работа? Я сейчас с удовольствием работал бы дистанционно, по компу. Например корреспондентом популярного журнала в Брюсселе. Когда то журналистом работал в Москве.
  • Дмитрий Зотьев  6 апреля, 08:35
    Евгений,

Михаил Пашук оказался прав. Вы со своими рассуждениями, стало быть, тоже. Закон сложения скоростей действительно объясняет эффект гравитационной пращи. Я просто нарисовал картинку, из которой это видно. Космический аппарат должен подлетать к планете с обратной стороны по отношению к направлению ее движения, так чтобы вектор его скорости имел тупой угол с вектором скорости планеты. Тогда после облета планеты по дуге, скорость аппарата относительно Солнца возрастет.

Но в дальнейшем из точно таких же соображений она может уменьшится. Аппарат также может остаться на эллиптической орбите вокруг планеты, став ее спутником. Поэтому аппарату необходимо заранее разогнаться до достаточно большой скорости и так выбрать траекторию подлета к планете, чтобы выйти на гиперболическую орбиту.

Было очень интересно обсуждать это вопрос, хотя провокатор Иерархов-Тень и здесь испортил атмосферу. Эта тварь бегает за мной повсюду и гадит. Это что-то с чем-то :-)

• Ольга Добрая  6 апреля, 09:11
    программисты бывают разные — желтые, белые, красные....вот про того коллегу рассказывала, который ограниченный, он тоже программист, не мешает ему программить и в тоже время быть тупым. Хотя нет это грубо...не умеет анализировать.
  • Дмитрий Зотьев  6 апреля, 09:20
    Люди вообще все разные. Но профессия программиста, при прочих равных, действительно стимулирует развитие системного и логического мышления :-)
  • Александр Иерархов  6 апреля, 16:14
    Дмитрий Зотьев 6 апреля, 08:35
    ----------------------------------------------

А карфаген должен быть разрушен!. А почему без цитат? Нет их да? Тогда вас банить надо...

• Евгений Храмцов  6 апреля, 17:48
    Значит разобрались. Повезло, далеко не в каждом вопросе можно прийти к однозначному ответу.

/// Было очень интересно обсуждать это вопрос
    Взаимно.

• Дмитрий Зотьев  6 апреля, 18:34
    Cпасибо за Ваш интересный вопрос и обсуждение, Евгений, а также Михаилу Пашуку . Благодаря настойчивости уважаемых оппонентов, я лично узнал нечто новое для себя :-)
  • Александр Горев  5 апреля, 13:26
    Хорошая тенденция.
    Надо к этому и идти — сделать десятка 3 таких микроспутников — и выкидывать на орбиту — а там кто куда — кто на фобос, кто на венеру, кто вслед за пионерами. Хоть от кого-то толк может будет.
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 13:36
    Сначала нужно добиться того, чтобы описанный статье спутник долетел до места. Пока не очень видно, как это произойдет.
  • Геннадий Бражник  5 апреля, 14:12
    Хотел бы внести свои «пять копеек» в вопрос гравитационного маневра или гравитационной инверсии сил взаимодействия.

В общих чертах механизм этого явления описан в моей последней статье.
    Из него следует, что вектор силы импульсного взаимодействия любой планеты всегда направлен по радиусу от планеты.

Следовательно, подлетая к планете Вы тормозитесь, из-за разницы силового импульсного ньютоновского взаимодействия, а улетая от планеты, Вы ускоряетесь за счет сложения сил.

Остальное в деталях — границы зон, угол подлета, угол вылета и т.д.

Гравитация — это не притяжение материального тела
    Гравитация — это сжатие тела окружающей средой

• Александр Горев  5 апреля, 15:24
    что понимается под «окружающей средой» ?
  • Иван Иванов  5 апреля, 15:04
    Да нормально все будет. В се правильно делают — youtu.be/ap1Mq0fIidQ
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 15:18
    А что правильно ? Мифическая межпланетная магистраль ?
  • Григорий Орехов  5 апреля, 17:49
    Если вдоль этого тунеля действует какая-то сила, хоть и маленькая. Представьте какая сила действует в таких же тунелях между звездами! И самое главное, где они начинаются? Может путь к другим зёздам не так уж и далек?
  • Петр Адакимчик  5 апреля, 18:45
    Все эт конешно хорошо, главное во всех этих действиях то, что они выбивают деньги на те или иные исследования, бюджет насса не резиновый, вот и выбивают деньги как могу на те или другие исследования. Особенно когда многие программы попросту сворачиваются. Вот и результат чем больше шума, тем больший вариант что дадут зеленые бумажки).
    Магистраль возможно и не существует, но все же должна быть траектория с минимальным воздействием гравитации других объектов. Рассчитать ее заранее можно , только не на 100% ибо не настолько мы хорошо знаем свою солнечную систему. А навигационный компьютер в один микроспутник не запихнуть со всей сопутствующей аппаратурой. Возможно в будущем на новом технологическом уровне и будут шнырять по нашей солнечной системе куча маленьких спутников.
    Но на текущем этапе я вижу только одно их использование. Для перелета между планетеми нужен один большой спутник, который и будет нести на себе армию миниспутников разного назначения (или универсальных — позволяющих менять их назначение в зависимости от прошивки, причем перепрошить можно и  в процессе эксплуатации). По прибытию на место стартует куча мелких , основной же остается на месте и руководит их работой, а также и связывается с землей)). Таким образом рещается вопрос с дальней связью. Только вот смысла в этом пока мало, в смысле практического использования. Так что это отработка новых технологий ориентированных на будущее.
  • О ну как обычно. Нашлась больная тема. В комментариях куча пустого спора, сомнений ворчания. Даже читать не хочется. Тяжело среди всех выискивать интересные.
    Ну если пустая реклама — ну пусть рекламируют (Реклама двигатель процесса). А что это на самом деле — время покажет!
    По мне так хорошая идея, для данной задачи. Хотя продолжительная слишком — но цена!
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 23:04
    >Ну если пустая реклама — ну пусть рекламируют
    ----------------------------------------------------------------------------
    То есть при обсуждении статей можно только восхищаться и радоваться тому, что реклама движет прогресс ? Любая критика есть ворчание ?
    «По мне так хорошая идея» — это бессодержательное высказывание. Вы как раз и ворчите, ничего не написав про существу :-)
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 23:17
    Уважаемый Александр Себряков, если Вы не мои замечания имели ввиду, то прошу извинить за этот пост. Который, впрочем, вполне беззлобный :-)
  • Павел Здоревский  5 апреля, 22:19
    )
  • Дмитрий Зотьев  5 апреля, 23:28
    Из сообщения Сергея Новикова от 25 декабря, 00:58

«а вот без Вас, Иерархов, атмосфера на форуме действительно станет почище и приятней -- так что скатертью дорога! (пока серьезно светиться здесь не начали ;))»

Увы Сергей Новиков, эта особь до сих пор прекрасно себя чувствует и светится, как 150 ваттная лампочка. У нее ведь высокая миссия — радеет за Рассею (в путинском варианте).

Если бы достойные люди почаще вели себя по-мужски (ибо здесь доминируют мужчины ), троллей давно бы загнали под шконку.
    А так сайт напоминает пансионат благородных девиц, где все брезгливо зажимают носики от срача, но не хватает духу пнуть гадящего тролля.

• Александр Иерархов  5 апреля, 23:33
    Жирный тролль ярко в своём репертуаре... :))) Оцените господа!!!
  • Валентин Смирнов  5 апреля, 23:40
    Дмитрий. вы что же. предлагаете всем нам разделиться по политическим, национальным, религиозным, половым и другим признакам? Но ведь есть вещи, которые нас всех объединяют, а не разъединяют!
  • Александр Иерархов  5 апреля, 23:44
    Именно. Вы Валентин уловили суть. Именно этого и хочет др. Зотьев. И вечные склоки между группками... Не буду говорить на что это видимо похоже, сами догадаетесь...
  • Дмитрий Зотьев  6 апреля, 01:12
    Не передергивайте пожалуйста.
    Я просто предлагаю ограничить прикрывшимся патриотизмом негодяям, а пока я наблюдаю только двух таких (Иерархов-Тень и Каганицкий), свободу испражнений на этом сайте. Хотя мне в принципе все равно. Нравится вам такой сайт, где две сознательно гадящие твари лезут в каждую дырку и заливают дерьмом серьезные и интересные людям темы, то и  на здоровье :-/
  • Александр Иерархов  6 апреля, 01:15
    Успокойся уже, Жирный Тролль...
  • Дмитрий Зотьев  6 апреля, 02:27
    А зачем мне успокаиваться ? Разве не ты за мной бегаешь по всем темам и дрищешь, как из краскопульта, Иерархов-Тень ? Это тебе неймется, грязный провокатор. Нашел занятие по уму и способностям :-)
  • Александр Иерархов  6 апреля, 02:31
    Так не успокаивайся Жирный Тролль. Долби. Может Леонид заметит. Должен же он таки оценить тот факт что Жирного Тролля не устраивает что кто-то где то пишет... Это очень интересный и показательный факт... :)
  • ----Валентин Смирнов 5 апреля----

--...всем .....разделиться по половым и другим признакам?...---

/// Так уже и есть четкое разделение — посмотрите на лексику.

С одной стороны зотьев и его аналы и их анальные проблемы а с другой стороны нормально мыслящие и сомневающиеся люди....

• Знаете в чем проблема таких статей и таких обсуждений, особенно если склоку ведут швыревы и зотьевы, которые способны только компилировать надув щеки чужие работы, не понимая даже их сути, а иногда и абсурдности!?

Такой разговор идет только об изделии в котором используется какой либо технический эффект а не о концепции.

Концепция вне логики и способности компиляторов.

А насчет концепции !?

Давайте возьмем тот бредок/технические решения, что есть на этой странице мембраны и объединим это в концепцию.

Ну, например – микроспутники; тонкопленочный фотоэлемент; солнечный парус и электрореактивный чип на ионной жидкости…

Сделаем допущение, что все это работает в условиях космоса.

Что на выходе!?

Разрезной парус диаметром примерно 100м (четыре или шесть лепестков) в который способом объемной печати РАСПРЕДЕЛЕНЫ полсотни ионных МИКРО чипов управляемых по типу развертки в плоских пленочных кинескопах.

В центре такого «цветочка», также методом объемной печати выполнена схема управления и полезная нагрузка (аналитические приборы).

Вся система вращается с круговой скоростью примерно 10об/мин (для критиков — я не считал) – этого на мой взгляд вполне хватит, что бы сохранить форму, компенсировав работу распределенных ионников.
    Перераспределяя мощность ионников, можно деформируя лепестки, за счет управляемой прецессии, совершать маневры.

Даже антенна для дальней связи не нужна – её роль, при определенных условиях могут играть сами лепестки или их структура.

Что на выходе!?

Вполне солидный аппарат весом примерно десять килограмм, в котором полезной нагрузки не менее трех килограмм.

Способный годами ускорятся и совершать маневры.

Не имеющий ни одного болта или разъема.

Аппарат, который может продолжать функционировать даже если половина движков выйдет из строя и большая часть площади фотоэлемента потеряет свои свойства (лишь бы не разрушилась механически).

Вот это пример решения на уровне КОНЦЕПЦИИ.

Дерзайте и не гавкайтесь с анналами….

• Александр Иерархов  6 апреля, 14:24
    А зачем? ТОт ионник помоему масштабируется без проблем. Как увеличением размеров и площади поля сопел так и наращиванием модулей. Тягу можно сделать нужной для конкретного спутника. Но правда сразу встанет вопрос о питании таких двигателей. Видел упоминание о раработке в россии ядерного источника 200 квт, но во первых этого мало, во вторых когда доделают то? Тут же Зотьевых кучами. Вот бы сплавить их куда а...
  • Александр Иерархов 6 апреля
    А зачем?.....масштабируется без проблем....для конкретного спутника ....
    .... вопрос о питании .... ядерного источника 200 квт..... этого мало, во вторых когда доделают то?....

//// Вы сами и ответили на этот вопрос — на выходе получится дорогущий спутник с ядер реактором и довольно низкой надежностью...

А по предложенной схема — легкая штамповка, способная двигаться за счет комбинированной схемы — парус _ионник.
    Задач под нее достаточно много — от формирования антен с большой аррептурой до физических исследований структуры около солнечного пространства

• Александр Иерархов  6 апреля, 15:44
    Даж не спорю :) Только большие и дорогущие могут выполнять кучу дел. Полёты к планетам, спуск на них всяких марсо- и венеро- ходов, которым тоже такой источник энергии нужен если они не только с веб-камерой. Пояс астероидов... Облако оорта...
    А с тех нано... Ну что, они могут? Исследовать солнечный ветер?
  • ---Александр Иерархов 6 апреля---
    ---....Пояс астероидов... Облако оорта
    .Исследовать солнечный ветер?.....---

/// Разговор идет не про нано (это полнейший бред с надуванием щек) а про предложеннйю концепцию.
    Спутник способный нести уже сегодня ну например ... в Облако оорта 3кг полезной нагрузки это уже серьезно.
    Да и два таких разнесенных на пару миллионов км спутника с гамма или нейтронными детектора — мечта многих современных ученых

• Александр Иерархов  6 апреля, 16:02
    Григорий... Там не три надо. Хотя бы 300... Лучше 3 тонны...
  • Александр Иерархов  6 апреля, 16:03
    Да и два таких разнесенных на пару миллионов км спутника с гамма или нейтронными детектора — мечта многих современных ученых
    -------------------------------------------------

И таким детекторам нужно куча всего. Типа атомных часов, связи... Куда 3 кг?

• ---.Александр Иерархов 6 апреля---
    ----....И таким детекторам нужно куча всего....----

/// Если рассматривать на современных спутниках такого рода чисто научную часть: без источников питания, ориентации, связи и прочего — то наверно как раз и есть те 3кг
    А зачем часы на спутнике — дост на земле.
    Если конечно сам эксперимент не состоит в проверке энштейна — тогда они и есть главный прибор...

• Александр Иерархов  6 апреля, 17:51
    Часы на спутнике для синтезированой апертуры интерферометра который вы упоминали...
  • ----Александр Иерархов 6 апреля---
    ----....Часы.....для синтезированой апертуры интерферометра.....----
    /// Проще с земли отработать/посылать во время хксперимента два синхронизирующих лазерных импульса...
  • Александр Иерархов  6 апреля, 18:35
    Нужно знаьб расстояния до спутников в такой схеме не правда ли? И очень точно. Если уж фантазировать...
  • Александр Иерархов  6 апреля, 18:42
    Так что уж точно лучше иметь на спутниках что то что сохранит достаточный синхронизм достаточное время. Это как раз атомные часы и есть...
  • Александр Иерархов  6 апреля, 18:53
    Кстати а почему вы против «нормальных» спутников? Отдача явно больше от них. Ни одно нано не сможет сделать того что они. А да, рыночная экономика, а быдлу электорату пофиг что там на марсе...
  • Александр Иерархов  6 апреля, 19:03
    Кстати замечу что мощный электрореактивный двигатель будет потреблять мало рабочего тела за счёт высоких скоростей истечения. Эта скорость и зависит от мощности источника питания собственно. Если вопрос с источником решится такие системы станут может и дешевле чем ЖРД...
  • ---Александр Иерархов 6 апреля---

---...сохранит достаточный синхронизм достаточное время....---

/// Ну вот вы сами себе и ответили — нужно не просто время (оно ведь ... такое относительное) а сторонний импульс синхронизирующий между собой эти два спутника.

--- вы против «нормальных» спутников? ---

/// Нет конечно.
    Просто два нашим ональных «орла» встали в позу (орла) и начали (как у них принято) нести околонаучный бред на эти темы, вот я и мудро и напряженно посмотрел на Собственный Указательный пальц и разглядел там концепцию в которой даже этот бредок может работать и причем вполне поилично.

--Александр Иерархов 6 апреля---
    ---....мощный электрореактивный двигатель будет потреблять мало рабочего тела за счёт высоких скоростей истечения....

///О!! Вот это как раз и ключевое, о чем никто не подумал — соотношение мощности и количества рабочего тела.

Кстати об уровне безграмотности наших орлов в физике говорит фраза в статье Великого и ужастного — «© ....магнитное сопло лаваля....»

Кому не лень могут прорисовать движение ионов в таком сопле (на неоднородной магнитное поле накладываатся неоднородное электрическое) — на выходе ионы тормозятся и начинают вальсировать....

• Александр Иерархов  7 апреля, 00:06
    Григорий Коганицкий 6 апреля, 22:48
    Ну вот вы сами себе и ответили — нужно не просто время (оно ведь ... такое относительное) а сторонний импульс синхронизирующий между собой эти два спутника.
    ----------------------------------------
    ну хорошо. два аппарата на гелиоцентрической орбите. Для ширины базы орбиты гдето в райне сатурновой. Как синхронизировать непрерывно?
    ===========================
    Ссылка правда из википедии, то есть где по быстрому нашлась https://secure.wikimedia.org/wikipedia/en/wiki/Magnetoplasmadynamic_thruster
    Теперь связываем с этим разработку ядерного источника о котором я писал. Они как-то стыкуются по параметрам...
    ---...../Как синхронизировать непрерывно?.....----

/// Так как это делается всегда — подаются импульсы точного времени из третьего (общего для них) источника.
    процессор на каждом аппарате просто пересчитывает его через дальность до посылающего.
    А вот эта дальность очень критична для такого эксперимента и обязательно постоянно пересчитывается по отраженному импульсу.

/// По второй части -
    таких различных схем великое множество
    НО, почему то всегда приводят схемы и рисунки лабораторных установок которые крутят в условиях земли а не вакуума... :о))

На этом зотьев кстати и купился по безграмотности — обратите внимание на его «двигателе» мощнейшие фланцы, которые должны противодействовать давлению атмосферы — в вакууме это не нужно а его хохма с  «магнитным соплом лаваля» — он (или у кого он содрал) принял за магнит массивный конусный катод для плазменной лабораторной установки...

• Александр Иерархов  7 апреля, 02:04
    его через дальность до посылающего.
    -----------------------------------------

На параметре «дальность» будет нарушение синхронизма.
    ==========================
    Насчёт в условиях земли то фигня. Испытываются в вакуумных камерах. А рисунки чаще всего от фонаря вообщето... А что «раструб сопла» :))) в вакууме в этих двигателях это пятое колесо до цыганского воза это вы правы...

• ---Александр Иерархов 7 апреля----
    ---....На параметре «дальность» будет нарушение синхронизма....---
    /// Не хочу спорить — слишком специальный вопрос.
  • Александр Иерархов  7 апреля, 18:13
    Ну почему ж он специальный? Он простой. В проекте «Радиоастрон» применялась петля родиоФАПЧ. Но я думаю на таких расстояниях в этом возникнут трудности....
  • ---Александр Иерархов 7 апреля----
    ----...на таких расстояниях в этом возникнут трудности....---
    /// Вот и я думаю что возникнут ... и не такой простой вопрос для нашего уровня ..
    Кстати, а причем здесь автоподстройка фазы — вроде, как раз ведь и измеряется сдвиг фазы при синхронизации по времени!?
  • Александр Иерархов  7 апреля, 19:59
    вроде, как раз ведь и измеряется сдвиг фазы при синхронизации по времени!
    --------------------------

Верно. Но в сигнале ж. Относительно временных меток. А вот эти метки, «тики часов» то есть нуждаются в установке. А в радиоастроне одна станция была на замле и синхронизация была достаточна с ней.

• ---Александр Иерархов 7 апреля----
    ---....Но в сигнале ж. Относительно временных меток.....---
    ///Не суть важно, хотя для меня «петля....ФАПЧ» это просто тупая взаимная автоподстройка фаз двух сигналов для сложения и выделения на фоне шумов.
  • Александр Иерархов  7 апреля, 23:05
    ФАПЧ делает частоты опорного и подстраиваемого сигнналоа абсолютно равными. Хотя впрочем на радиоастроне двое атомных часов, рубидиевый и водородный. Даже на таком расстоянии...
  • ---Александр Иерархов 7 апреля---
    ---......на радиоастроне двое атомных часов....
    /// В вике немножко иначе описано — для меня, как радиолокаторщика несколько более понятно —
    « © .... синхронизации их работы от единого стандарта частоты (метод РСДБ) ... Она включает ... параболической антенны ....электронного комплекса, содержащего приёмники, малошумящие усилители, синтезаторы частот, блоки управления, преобразователи сигналов, стандарты частоты, высокоинформативную систему передачи научных данных ....»
     — но не буду спорить.....
  • Александр Иерархов  8 апреля, 00:50
    Поспорим может что двое? :)
  • Александр Иерархов  8 апреля, 00:52
    «Спутник располагает также собственными бортовыми рубидиевым и водородным стандартами частоты для независимой синхронизации частоты и радиометрического режима» www.federalspace.ru/main.php?id=363
  • ---Александр Иерархов 8 апреля---
    ---...Поспорим....--

/// Вы меня случайно с зотьевым не перепутали!?
    Если вам это так важно, дайте ссылку...

• Александр Иерархов  8 апреля, 00:56
    Так что наноспутники это предмет выбивания грантов. Бабло причина короче. И всё...
  • ---Александр Иерархов 7 апреля---
    ---......на радиоастроне двое атомных часов....

/// Это то что вы раньше писали.

Стандарты Частоты и Часы это разные вещи
    РЕЗЕРВНЫЕ стандарты частоты это колибровочные девайсы основная работа идет через НАЗЕМНЫЙ опорный сигнал -
    " © синхронизацию работы бортовой научной аппаратуры космического аппарата от наземного водородного стандарта чистоты....
    Все частоты комплекса КРТ синхронизованы с высокостабильными опорными сигналами, передаваемыми наземными станциями слежения, которые оборудованы водородными стандартами частоты....
    спутник располагает также собственными бортовыми рубидиевым и водородным стандартами частоты.... "

• Александр Иерархов  8 апреля, 01:17
    Дык вот эти рубидиевый и водородные стандарты на борту и есть атомные часы которые сохраняют достаточную синхронизацию в течении достаточного времени...
  • Александр Иерархов  8 апреля, 01:18
    Или вы их со стрелками представляете?
  • Александр Иерархов  8 апреля, 01:24
    Ну если вам нужно где их назвали часами то www.astronet.ru/db/msg/1253834

« ...без атомных часов на борту команде „Радиоастрона“ работать было бы значительно труднее...»

• ---Александр Иерархов 8 апреля---
    ---...Или вы их со стрелками представляете?...---

//Да понимаешЪ, я, наверно по глупости, всю свою проф. жизнь считал что часы делают на базе стандарта частоты а не наоборот.
    Ладно — считай что ты победил и спор закончен.

• Александр Иерархов  8 апреля, 01:37
    А я воевал? Нада ж...
  • Дмитрий Зотьев  6 апреля, 08:58
    Уважаемый Леонид Попов,

а куда Вы пропали из своей статьи, вокруг которой кипят такие страсти ?
    Демонстративным нежеланием реагировать на говносрач парочки троллей — Каганицкого и  Иерархова-Теня, Вы какую имеете разумную цель ? Хотите, чтобы мне скорей надоело уворачиваться от грязи и я бы совсем ушел с сайта ? Или ждете формального предлога, чтобы меня забанить ? Я Вам мешаю что ли как-то ? Может быть смущаю ? Ничего не понимаю !

Ведь в данном случае сайт, как средство массовой информации, предоставляет трибуну для грязных оскорблений и клеветы и, фактически, поддерживает это безобразие. Или Вы полагаете, что я сам провоцирую этих троллей ? Тогда просто оцените соотношение оскорбительных выпадов в мой адрес и моих ответных грубостей — получите примерно 7 : 1 . Не говоря я уже о том, кто выступает в роли инициатора скандала.

Это детский сад по Вашему, когда все мои статьи залиты гавном, и каждый пост сопровождается залпом высеров со стороны анонима Иерх-Тень ? Как можно это игнорировать ? Может быть снизойдете все же, чтобы изложить свою официальную позицию, как члена редакции ?

• Александр Иерархов  6 апреля, 14:12
    Весьма доставило, весьма... :)))
  • Александр Иерархов  6 апреля, 14:18
    Скажите др. Зотьев, вы коллег и сослуживцев уже всех эээ... перегрызли?
  • Петр Адакимчик  6 апреля, 15:33
    Григорий Коганицкий — вся беда в том что здесь мы можем лиш фантазировать на тему, что будет если совместить ту технологию с другой и получим вот это. Все это конечно красиво, только вот дальше теорий это не пойдет, по нескольким причинам: а)финансовым; б) отсудствие коллектива способного заняться данной разработкой; в)не факт что продадут патент на ту или иную технологию(то есть придется с ноля свои подымать. Есть и другие, но достаточно помоему и первых трех. И в большинстве люди не задумываются, что доже козалосьбы простейшие повседневные вещи в иных условиях работать небудут. К примеру, возмем электронику, те чипы что успешно работают в земных условиях в космосе работать небудут — температурные режимы разные, да и радиация значительно выше чем на земле, а нужно получить недорогой миниатюрный чип). Как ктото говорил выше -дьявол кроется в мелочах. Еслиб все было просто то еще в первую мировуюб былиб реактивные снаряды, а то и в средние века).
  • Александр Иерархов  6 апреля, 16:00
    ----------------------------------------

А как поднимать если с этого нет дохода, то есть он в далёком будущем. А с айфончика с перделками есть профит. Та экономика что хвалёная рыночная в сущности паразитическая. В ней невозможна разработка нового, только использование старого для вышибания бабла. Дело шло только пока положение спасал «образ врага». Но вот пугало исчезло...

• Александр Иерархов  6 апреля, 16:01
    Но вот пугало исчезло и ионники ужалися в размерах. Не нужны...
  • ---Петр Адакимчик 6 апреля---
    ---...Григорий Коганицкий — вся беда в том....---

///Вся беда в том, что научные вопросы пытаются решать/обсуждать научные импотенты специализирующиеся на анальных вопросах.

Я же просто привел пример, как можно решить КОНЦЕПТУАЛЬНО если слегка напрячь мозги (если они имеются)

Как сказал в свое время мой первый бос — «техническая проблема это столбик в степи — настоящий джигит его может обоссать с разных сторон...»
    Главное не слишком тужится и надувать щеки — а то чревато...

• ---Петр Адакимчик 6 апреля---
    ---....Еслиб все было просто то еще в первую мировуюб былиб реактивные снаряды, а то и в средние века).....---
    ///В средние века у китайцев уже были а Чуть позже — кажется англы, снесли Капенгаген их массовым применением.
    В крымскую войну это было уже штатное оружие а вот КОНЦЕПЦИЯ массового применения и необходимы для этого технологии возникли в 30х годах 20го века...
    Главное начать, а там во вкус входишь.
  • Петр Адакимчик  6 апреля, 19:18
    Пугало никуда не исчезло. Человек такое животное, что если проблемы даже нет то он ее найдет) или искусственно создаст. А перспективы это не столь отдаленное будущее — ресурсы на исходе, хош не хош, а к черту на кулички попреш. Вопрос только в том кагда то или иное государство решит что настала пора).
  • Shamil Dzhanbolatov  30 апреля, 00:51
    Предлагаю игнорировать старперов коммунистов-атеистов хающих запад, но почти все поголовно сидящих там, которые здесь только для того, чтобы найти дурачка-спонсора, чтобы идеть на его шее. Таких старперов как Вреж, Иерархов, Коганицкий, Асташкин и т.п. Превратили славный современный сайт с новостями науки с Запада в клуб вспоминателей СССР и врагов США.
  • Антон Брандт  4 апреля, 03:24
    NASA приостанавливает сотрудничество с Россией, за исключением работ на МКС

упс. вот ведь незадача, да?

источник www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=5694