Блондинка блуждает по комнате, то и дело пятернёй прикладываясь к стенам. Она молчит, но в помещении то слышится шведская речь, то играет музыка. А блондинка всё прикладывает и прикладывает ладони, улыбается. Ну нравится ей, что висящая на стене бумага издаёт разные звуки. Эта шумная новинка — бумага нового поколения.
«Руками трогать!» — таким мог бы быть рекламный девиз бумажных интерактивных стендов. Но шведские учёные, разработавшие опытные образцы, со слоганом пока не определились. Им и так есть чем заняться. Например, чернилами, содержащими частицы серебра и за счёт этого проводящими ток, без использования которых бумага разговаривать отказывается напрочь.
А новость заключается в том, что Микаэль Гулликссон (Mikael Gulliksson) и его коллеги из университета средней Швеции (Mittuniversitetet) создали работающую модель интерактивной стенгазеты или доски объявлений, или настенного комикса, или бог знает чего. Нет, ну, правда, из-за широты сферы применения обозвать новинку, скажем, интерактивным билбордом — некорректно.
Впрочем, тут нам на помощь приходят сами учёные, которые назвали свой проект «Бумага-4» (Paper Four). Они объясняют, что до сих пор в истории цивилизации были три бумаги с принципиально отличными функциями: во-первых, это носитель информации (папирусы, книги, газеты и так далее), во-вторых, упаковка и, в-третьих, средства гигиены. А «Четвёртая», как новое поколение, дескать, открывает следующую главу в истории бумаги.
На днях два прототипа высотой почти в 2 метра команда Гулликссона установила в шведском городе Сундсвалле (Sundsvall), точнее – в тамошнем университетском городке.
Первый стенд сделан в виде карты города: прикасаясь к фотографиям различных достопримечательностей, можно прослушать информацию о них.
Второй выполнен в виде витрины музыкального магазина: на бумаге напечатаны обложки различных альбомов и при прикосновении покупателя стенд начинает проигрывать те или иные музыкальные композиции. Кнопки управления воспроизведением также напечатаны.
Да что рассказывать — смотрите демонстрационный видеоролик (файл MPEG, 30 мегабайтов).
Хотя порассказать есть о чём, нужно же объяснить, как это всё устроено. В общем, эти стенды — многослойные. Первый слой сделан из очень прочного (толщиной в 3 сантиметра) картона, формирующего его основу (кстати говоря, этот суперкартон является отдельной разработкой под названием Wellboard).
Второй – основной функциональный слой — бумага, на которую нанесены разные «дорожки» и «узоры» из токопроводящих чернил, подключённые к источнику питания. В нём же содержится напечатанная система датчиков, которая реагирует на прикосновения человека по принципу сенсорной панели ноутбука, проигрывая (а также приостанавливая и перематывая) те или иные аудиофайлы.
Третий слой – простой лист бумаги, на котором напечатаны картинки и прочие элементы дизайна. Внешне всё вместе это выглядит вполне буднично, пока не начнёшь «распускать руки».
Учёные подчёркивают, что хранители информации не встроены в бумагу, аудиофайлы расположены на внешнем компьютере (это может быть и наладонник, и MP3-плеер), который воспроизводит их с помощью напечатанных же динамиков. Да-да, динамики тоже из бумаги!
Для их правильной работы в листе толстого картона проделаны углубления, а на промежуточном слое бумаги нанесены (в несколько уровней) новые проводящие чернила, формирующие электромагниты. Деталей авторы новинки не раскрывают, но говорят, что при прохождении тока электромагниты вибрируют, приводя в движение бумажную мембрану, создающую звук.
Так как «Четвёртая бумага» (не считая подложки из картона) изготавливается практически по той же технологии, что и обычная печатная продукция, она безопасна для окружающей среды, легко перерабатывается и стоит недорого. Напечатал новый лист, сорвал старый, скомкал и в ведро.
Новинку разработчики предлагают использовать в туристических местах в качестве говорящих карт, в магазинах для выдачи информации о товарах и, понятное дело, в рекламных целях. Однако не прямо сейчас — Paper Four нуждается в доработке.
В настоящее время шведы трудятся над уменьшением размеров своей интерактивной «целлюлозы». И, возможно, в ближайшем будущем говорящая реклама появится, например, на обёрточной бумаге или пачках сигарет. Стало быть, шума вокруг нас заметно прибавится, что, честно говоря, радует не очень.