Эхо Большого взрыва в эволюции Наблюдателя

Наблюдатель творит Вселенную,
со временем познавая себя

Небольшое вынужденное отступление: не обращайте внимания на беснующегося в комментах Иерархова. Это Косых Сергей Рэмович — он тяжко болеет, бедняжка... да еще и личное. Но на ст.119 УК РФ Косых здесь уже твердо заработал, если только не признают психом.

За сим продолжим, извините. Если рассмотреть постулат Джона Уилера о сильном антропном принципе: "Наблюдатель нужен Вселенной для обретения ею бытия", то его можно переосмыслить и переформулировать иначе: «Наблюдатель создает свою Вселенную, познавая себя». Вопрос: «кто или что первично?» при этом не имеет смысла, поскольку обе сущности взаимосвязаны и неразделимы. В 1990 году Уилер высказал гениальную догадку, что информация является фундаментальной концепцией физики (а в принципе, и всего сущего в реальном мире. прим. автора). Согласно его доктрине «it from bit» , все физические сущности являются информационно-теоретическими в своей основе, чему находятся все новые подтверждения, с развитием наших знаний о мире и поступлением новых научных данных.

Наблюдатель, творящий Вселенную, – это один из тех самых наблюдателей, о которых упоминается в ТО или в КМ. Вид физических законов не зависит от положения или движения наблюдателя в пространстве и  времени. События и физические объекты при этом могут двигаться в любом направлении.

Совсем по-иному обстоят дела для классического наблюдателя, как макрообъекта, у которого есть память, в которую заносятся и хранятся наблюдаемые события. Когда мы переходим к рассмотрению сложных физических систем, взаимодействующих между собой, путем обмена веществом и энергией, и состоящих из большого числа элементов (которые, в свою очередь, могут представлять из себя сложные системы из других элементов), то такие системы описываются термодинамикой. В том числе, классической, в фундаменте которой — статистическая физика. Для термодинамических систем существует понятие необратимости процессов, с которыми тесно связано другое понятие физики -- «стрела времени».

Классический Наблюдатель, для которого верны законы классической термодинамики, локализован в пространстве и  наблюдает события, связанные со взаимодействием объектов, находящихся в памяти, размещая результаты этих наблюдений снова в память и строя таким образом свою хронологию событий – казуальную сеть памяти. Запись в память событий делает эту хронологию необратимой – в классическом мире работает принцип Ландауэра. Так постепенно, шаг за шагом, Наблюдатель формирует в  своей памяти мир событий, который представляется ему в виде артефактов и реалий окружающего мира, взаимодействующих друг с другом. Такого Наблюдателя следует писать с большой буквы, поскольку в его хронологии (и в связанной с ним системе отсчета СО) других наблюдателей быть не может — у каждого наблюдателя своя хронология событий.

Таким образом, наша Вселенная, какой мы ее наблюдаем, не просто антропоцентрична — она принципиально антропоцентрична, существуя в  казуальной сети памяти своего Наблюдателя, организованной по фрактальному принципу. Для такой Вселенной, существующей в казуальной сети памяти своего Наблюдателя, естественным образом разрешаются и  парадокс Ферми, и запреты на путешествия во времени в обратном направлении, введенные гипотезой защиты хронологии С.Хокинга, тесно связанной с принципом космической цензуры Р.Пенроуза, запрещающим существование голых сингулярностей.

Но пока оставим философию на потом, а сейчас немного ниже посмотрим на рисунок-схему эволюции Наблюдателя во времени с парой-тройкой простых формул и на таблицу скачков/переходов эволюции Наблюдателя (биосферы/ноосферы Земли), которая была получена с использованием этих формул.

Поверхность Земли – это термодинамически открытая система планеты, вращающейся вокруг Солнца, которая получает от него энергию, в виде фотонов света, определенного спектра, которые, будучи потребленными и переработанными в тонком поверхностном слое планеты, возвращаются в космическое пространство с иным тепловым спектром, пониженной температуры. Также из космоса могут поступать другие вещества, что могло быть особенно важно на первых этапах формирования органической жизни на планете. Такая система, видимо, обладая некоторыми достаточно уникальными свойствами и составом, с начала своего образования, начала эволюционировать, как первый протоорганизм, который, в результате длительной эволюции, породил все многообразие органической жизни, которое мы можем наблюдать сегодня. Все люди являются частью этой биосистемы, вместе с созданной ими техносферой или ноосферой.

Как показано Георгием Гладышевым, заглядывающим иногда к нам сюда на Мембрану и являющимся ее глубокоуважаемым автором, эволюция живых биологических (и даже социальных) систем может быть описана в рамках квази-приближений стационарной термодинамики с использованием различных термодинамических функций состояния — свободной энергии Гиббса, прежде всего. Гладышев выявил и сформулировал закон временн`ых иерархий, который позволяет выделять из природных открытых полииерархических живых систем квазизакрытые квазиравновесные (линейные) моноиерархические системы gladyshevevolution.wordpress.com/.

Временн`ые скачки/переходы восходящей эволюции единственного известного нам Наблюдателя, обосновавшего свою штаб-квартиру на планете Земля, вращающейся вокруг Солнца, могут быть аппроксимированы простыми эмпирическими соотношениями, представленными ниже на рисунке 1, в виде концентрических окружностей с радиусом TN, отсчитываемым от центральной точки космологической сингулярности Большого взрыва , в которой возникло время и началась эволюция Вселенной.

Временн`ой горизонт восходящей эволюции Наблюдателя, к которому сходятся скачки эволюции биосферы/ноосферы Земли, изображен в виде внешней окружности, радиуса Тs, когда должно быть достигнуто состояние, так называемой, технологической сингулярности , дальше которой сложно делать какие-либо прогнозы о  эволюции Наблюдателя, и что происходит с Наблюдателем при Т > Тs неизвестно. В нижней части рисунка изображена стрела времени Наблюдателя, который эволюционирует, начиная от точки космологической сингулярности и заканчивает свою эволюцию в некой точке технологической сингулярности.

Рисунок 1. Символом Т  обозначено время.
Что за загадочная «технологическая сингулярность», которой заканчивается восходящая эволюция Наблюдателя, зачатого и выросшего из космологической сингулярности Большого взрыва и локализовавшегося в биосфере/ноосфере Земли? Что за будущее она нам сулит?

Стрелу времени на рисунке 1 можно перевернуть, поместив точку технологической сингулярности в центр, а отсчет времени вести от космологической сингулярности, расположенной теперь на внешней границе круга с радиусом Ts, как это изображено на рисунке 2. В принципе, в точке Тs технологической сингулярности эволюция Наблюдателя заканчивается, достигнув некой конечной цели или конечного состояния. Это напоминает коллапс вещества в черную дыру, при котором достигается максимальное значение энтропии в заданном объеме пространства, ограниченном радиусом Шварцшильда. Только в данном случае речь идет о достижении некоего состояния с минимумом энтропии (максимум информации), или лучше говорить в терминах минимума свободной энергии Гиббса для некой образовавшейся в биосфере планеты структуры. Но что можно утверждать определенно, что жизнь (и разум), их эволюция – феномен информационный, который может быть описан с помощью физики и имеет при этом глобальный – т.е. вселенский масштаб (!)

Рисунок 2.
По сути это тот же рисунок 1, только стрела времени Наблюдателя перевернута и космологическая и технологическая сингулярности поменялись местами.
В левом верхнем углу, по назойливой просьбе Иерархова, дано схематичное изображение Уробороса — не смог отказать зловредному старикану))

Ниже в таблице рисунка 3 даны времена основных переходов/скачков в эволюции биосферы/ноосферы Земли, рассчитанные от Рождества Христова по формулам рисунков 1 и 2.

Рисунок 3.
В таблице представлены временн`ые переходы эволюции Наблюдателя, рассчитанные по формулам, представленным на рисунке 1,2. Приведено их соответствие некоторым известным событиям, характерным для этого времени, в эволюции биосферы, истории человечества, социальных и технологических достижений.

Как видно из представленной таблицы, к настоящему времени произошло 18 (может быть 19) крупных эволюционных скачков/переходов. О них и их количестве известно, к примеру, из работ А.Д.Панова или С.П.Капицы, на которые я  уже давал ссылки в своих первых статьях. А.Д.Панов этим летом представил краткий интересный и содержательный доклад на международном конгрессе «Глобальное будущее», в рамках проекта GF2045. В этом докладе упоминаются и выделенные Пановым точки эволюционных переходов/скачков на его графике универсальной эволюции жизни.

Главное отличие выделяемых Пановым и другими авторами точек эволюционных переходов от того, что представлено здесь, это то, что отсчет ведется от космологической сингулярности Большого взрыва, как стартовой точки эволюции Наблюдателя и Вселенной, что более логично. Вторая важнейшая точка на кривой эволюционного развития жизни связана с формированием Солнечной системы и планеты Земля, как выделенной в пространстве Вселенной системы отсчета, связанной с  Наблюдателем термодинамически открытой системы, из которой формируется его уникальный взгляд на Вселенную. Ну, и третье — времена эволюционных переходов рассчитываются по эмпирическим формулам, а потом находится, что же интересного или существенного в это время могло происходить в истории Земли.

Хорошее совпадение расчетных времен эволюционных переходов с археологическими, историческими и другими данными совпадают с самыми общими нашими представлениями о сути прогресса и указывает на то, какие события следует считать главными или кто/что являлся лидером эволюциив определенное время. Следовательно главные особенности эволюции, в которой обнаруживаются закономерности, описываемые простыми формулами, в основе которых лежит классическая термодинамика, уловлены верно. Хотя настоящая физическая теория, конечно, еще ждет своего часа.

Как видим, классический Наблюдатель эволюционирует во времени (это главный параметр эволюции), при этом временные интервалы скачков эволюционных переходов непрерывно уплотняются, в геометрической прогрессии, вместе со сменой лидеров эволюции биосферы/ноосферы. Собственное время развития лидеров эволюции до следующего скачка также непрерывно уменьшается и в настоящее время составляет порядка времени жизни одного поколения человека. Это означает, что человек уже перестает быть лидером эволюции – лидер меняется.

Следует обратить внимание, что сингулярности в начале и в конце эволюции Наблюдателя, когда пространственные размеры или характерные времена эволюции становятся очень малы, указывают на то, что классическая физика для этих состояний не работает. Мир становится существенно квантовым и привычные причинно-следственные связи классического мира Наблюдателя, в котором все мы существуем, нарушаются. Каким образом, происходит переход от мира классической физики к квантовой в окрестности точек сингулярности – вызов новой физики. И если проблема космологической сингулярность в ОТО известна давно и ее пытаются как-то решать, то технологическая сингулярность и связанная с нею физика еще даже не осознана!

Так что же может означать для человечества эта «технологическая сингулярность»? Сложно сказать — происходящее на верхних этажах эволюции не обязательно должно касаться тех, кто располагается на ее нижних этажах. Новым лидером эволюции сейчас стало технообщество, вооруженное компьютерами, интернетом, био- и нанотехнологиями, которые порождают киборгов, искусственные организмы и искусственный интеллект. Уже создали, так называемый, «усиленный интеллект» человека с  доселе невиданными возможностями. На днях объявлено об одном из первых успешных проектов искусственного мозга, который уже умеет весьма сложно оперировать с символами и объектами реального мира. И поскольку эта эволюция происходит непосредственно благодаря нашим усилиям, то конечно мы в ответе за собственное будущее, которое, непременно, сильно изменит нашу жизнь. Эта проблема осознается, и над ней всерьез задумываются – не окажется человек лишним, в конце концов?

Впрочем, об этом и других интересных вещах можно будет порассуждать в следующей статье.

Сергей Новиков, декабрь 2012

PS пока статья сырая — буду править

Тэги:
физика , секреты живого мира , космология , эволюция

• Сергей Новиков  11 декабря, 12:16
    немного подправил статью.
    главный посыл в том, что все мы существуем в _классическом мире с причинно-следственными связями, который существует, как переход (во времени) между двумя квантовыми его состояниями — в начале и в конце эволюции Вселенной и Наблюдателя, в которых причинно-следственные связи пропадают. как-то так..

но почему и как возникает пространство-время, в виде классического перехода между двумя этими квантовыми состояниями, пока определенно сказать не берусь. можно попробовать это обсудить.

• Александр Иерархов  11 декабря, 12:26
    Что ты гоpussy, мы в ньютоновом мире существуем. А ты www.odnoklassniki.ru/profile/505230601554 ваапче в кэфире... :-D
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:27
    «Итак, господа, с легкой руки уважаемого С.Скалбы, спонтанно образовавшийся на Мембране наблюдательный совет комитета WL (название каждый волен трактовать, по-своему) продолжает обсуждение феномена жизни и разума с разных позиций, отстаиваемых заинтересованными авторами, оппонирующими, в том числе, и невнятному сколковскому проекту GF2045.»
    -------------------------------------------------------------------------------------------------------

Скалба удостоился Лизания... :-D

• Сергей Новиков  11 декабря, 12:37
    а что ты так нервно суетишься в моих темах, рархер?
    я там тебе и Уробороса изобразил, чтобы ты отстал, наконец)))
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:38
    Большой прогресс для строителя после Бори-сантехника... :-D
  • Александр Иерархов  11 декабря, 13:00
    Сергей Новиков 11 декабря, 12:37
    чтобы ты отстал, наконец))
    -------------------------------------------------------------------------------

Это ты ко мне пристал. Это была ошибка, пидаров www.odnoklassniki.ru/profile/505230601554 пришибаю...

• Сергей Новиков  11 декабря, 13:12
    ну, я ж говорил, что от перевозбуждения щас начнешь продуцировать извращенные образы из нэта.. представляешь себя наблюдателем? ты — не он! ))))
  • Александр Иерархов  11 декабря, 13:14
    Го-Pussy, тык я Косых или полковник ФСБ а? :)))))))))))))) :-D
  • Сергей Новиков  11 декабря, 13:17
    Косых, Косых -- больной шизофренией и представляющий себя (и весь окружающий тя мир) в собственных извращенных представлениях))
  • Сергей Новиков  11 декабря, 13:17
    образАх то есть
  • Александр Иерархов  11 декабря, 13:18
    У Го-Pussy хроническая белочка на почве альцгеймера... :`(
  • Сергей Новиков  11 декабря, 13:22
    как ты можешь представить ся полковником, если тобой, пинками и приказами, управляет сержант, стоящий выше тя в иерархии!??

ну, совершенно явно нарушены причинно-следственные иерархические образы и связи))

• Александр Иерархов  11 декабря, 13:23
    Если нарушилися связи у Пусси то пора ширять галоперидольчик... :-D
  • Сергей Новиков  11 декабря, 13:39
    вынужденно добавил в начало статьи коммент, чтобы немного пояснить ошарашенным людям причинно-следственные связи твоего бесогонского поведения))
  • Александр Иерархов  11 декабря, 13:54
    «Небольшое вынужденное отступление: не обращайте внимания на беснующегося в комментах Иерархова. Это Косых Сергей Рэмович — он тяжко болеет, бедняжка... личное.»

ГоPussy опять ширки не хватило... :`( Портрет ГоPussy — www.odnoklassniki.ru/profile/505230601554 Истиный, Классический даун, инвалид детства «Сергей Новиков»... :-D

• Сергей Новиков  11 декабря, 14:01
    угу. ссылку на историю болезни я там тоже привел.
    диагноз твоих извращенных идей и навязчивых образов абсолютно понятен ;)
  • Александр Иерархов  11 декабря, 14:04
    Кстать я ж вчерась был фээсбэшным полковником... Когда очко Миньетарскому Гопуся лизало... :-D
  • Александр Иерархов  11 декабря, 14:07
    О, то да... История инвалида детства Сергея Новикова. Чего там у тебя в диагнозе? Врождённая Дебильность? Ну вот вишь гопуся, в твоём досье всё есть... :)))
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:36
    Причинно-следственная последовательность — продукция самого наблюдателя. То что следствие следует за причиной должно быть че-то обусловлено. И само понятие «за» тоже, то есть сама последовательность. Это кому интересно. А то Гоpussy бредит тут...
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:36
    «че-то» — чем-то
  • Сергей Новиков  11 декабря, 12:39
    Александр Иерархов 11 декабря, 12:36 : «Причинно-следственная последовательность — продукция самого наблюдателя»

ну, повторил, еще раз, что говорю и я.. что дальше?

• Александр Иерархов  11 декабря, 12:40
    Гоpussy, держи Уробороса за яйцы... :-D
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:44
    «Вселенная не просто антропоцентрична — онапринципиально и даже глобально (!) антропоцентрична, существуя только в памяти своего Наблюдателя.»

Какой прогресс! Это «поворот для Скалбы»? :-D

• Сергей Новиков  11 декабря, 12:52
    спасибо, что правишь стиль. я эт место уже подправлял ранее, а там опять этот ляп??.
    убрал глобальность — лишнее;)
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:54
    Гоpussy глобально дурак. Так пайдёт? :)))
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:56
    С натренированым языком. Сколько Гоpussy очков вылизал, опытноя...
  • Александр Иерархов  11 декабря, 12:51
    «Согласно его доктрине ’it from bit’, все физические сущности являются информационно-теоретическими в своей основе»

Слышь, дурачёк... Ну к обьясни нам что оживляет, то есть обрабатывает информацию. Мир динамичен, «информационные сущности» не застывшие. Ну давай Гоpussy, это тебе не чужие слова повторять... :)))

• Сергей Новиков  11 декабря, 13:06
    ты опять перевозбудился, рархер. к чему бы это? фанат? ;)

щас опять начнешь новые образы своего кумира Новикова в нэте искать — извращать реальность)))

• Александр Иерархов  11 декабря, 13:11
    Зачем искать если есть настоящее никчемо www.odnoklassniki.ru/profile/505230601554 :-D
  • Сергей Новиков  11 декабря, 13:13
    больной извращенец))
  • Александр Иерархов  11 декабря, 13:20
    Так ширнися... :-D
  • Shamil Dzhanbolatov  10 марта, 23:09
    Допустим скорость наблюдения не может превысить скорость света, но может быть меньше этой скорости. Чем больше дискретность, «разрешение», информативность, багаж памяти=знаний «внутри» наблюдателя — тем более быстрее эволюция. Если мир будет полностью скопирован в памяти, то внешний бесконечный мир энтропии, хаоса, пустоты, нуля — исчезнет — это аналог большого взрыва. Если же память будет абсолютно пуста, если она будет мала — если все будет в онлайне, если не будет наблюдения, жестко связанного с памятью, то и наблюдение будет минимальным, человек как-бы интегрируется в хаос, в ничто, в пустоту, где любая информация образуется и тут же уничтожается со скоростью или близкой к скорости света скоростью. Он будет наблюдать только одно — пустоту, постоянную динамику, без «замороженных» в памяти информационных квантов — это сжатие Вселенной. Парадокс? — хаос есть знание обо всем, которое наблюдается со скоростью света, все знание, все варианты информации — наблюдаемы. Приходим к странному выводу — знание обо всем, — цель эволюции — наблюдение хаоса, случайности, пустоты, ничто. Говорят Бог есть все, мы — ничто. Только так мы можем воссоединиться с Богом в вечности. Но такое не возможно без большого взрыва, без уничтожения хаоса, энтропии, хаос содержит в себе и информацию о Большом Взрыве. А что содержит в себе Большой Взрыв, какую пользу, информацию несет? Он нужен только лишь для того, чтобы противостоять хаосу, всезнанию, наблюдению всего. То есть наблюдению Бога! Бог и есть все, цель эволюции — воссоединение с Богом! Наблюдение и сравнение сингулярности и мира после Большого Взрыва — и есть наша цель — отдаление и приближение к Богу. Чтобы получить Знание, как хорошо, что Бог нас создал и помогает Нам. Потому что невозможно ценить добро, не испытав зла.