Астероиды опасны, а человечество пока бессильно

Компьютерная модель падения астероида на Землю (с сайта NASA).

Два астероида, прошедшие недавно в непосредственной близости от нашей планеты, заставили многих в очередной раз задуматься об опасности столкновения с Землёй «малых планет» и крупных метеоритов.

Сработают ли варианты «спасения мира» от метеоритов и астероидов, многократно виденные в таких фильмах, как Armageddon, 5th Element, Deep Impact и других, — неизвестно, потому как проверить такое на практике, по понятным причинам, невозможно.

Стивен Правдо (Steven Pravdo), менеджер программы NASA по наблюдениям за астероидами на околоземной орбите (NASA’s Near Earth Asteroid Tracking program), сообщил журналу Wired, что за астероидами ведётся беспрерывное наблюдение, а их возможные отклонения от траектории вполне прогнозируемы. Более того, существует и способы «борьбы» с астероидами.

По словам Правдо, помимо само собой напрашивающегося ядерного оружия, учёные предлагают множество разработок на случай «астероидной» угрозы, многие из которых неизвестны широкой общественности: например, предлагается присоединить к астероиду гигантский солнечный парус, который изменит его траекторию, или уничтожить астероид при помощи гигантского параболического зеркала, концентрирующего лучи Солнца.

Но Стивен Правдо считает, что, случись нечто подобное сейчас, по большому счёту, человечество не смогло бы предотвратить столкновение: «Если бы астероид YB5 вдруг направился к Земле, у населения планеты было бы только 10 дней на то, чтобы что-то предпринять. Например, на то, чтобы выяснить, какая часть Земли будет уничтожена, и направить туда соболезнования».

Между тем, по данным на 16 января 2002 года, учёные обнаружили 564 околоземных объекта, а специалисты считают, что для обычного человека вероятность быть раздавленным прилетевшим из космоса куском камня примерно равняется вероятности разбиться в авиакатастрофе — приблизительно 1 из 20 тысяч.

Американцы, взволнованные недавним приближением астероидов, активно обсуждали способы спасения человечества: например, создание колоний на Марсе для сохранения человека как вида.

Стивену Правдо и его коллегам из NASA достаточно часто приходится опровергать слухи и домыслы, чтобы успокоить обеспокоенных угрозой из космоса. Правдо объясняет, что в последние годы, благодаря развитию технологий и увеличенному правительством финансированию, удалось усовершенствовать методы наблюдения: «На сегодняшний день мы видим приблизительно 1200 из всех астероидов, которые проходят вблизи Земли и имеют диаметр около километра. К 2008 году мы будем видеть их все».

Правдо и его коллеги ведут наблюдения каждую ночь: при помощи мощных электронных камер они в разное время делают три снимка одного и того же «пятна» — предполагаемого астероида. Затем они совмещают полученные изображения и при помощи компьютера вычисляют, в каком направлении и с какой скоростью движется объект.

На то, чтобы высчитать, опасен ли тот или иной астероид для Земли, требуется несколько дней. По словам Правдо, всё это время он и его коллеги никогда не думают о том, что с Землёй может что-то произойти: «Это немного похоже на покупку лотерейного билета — вы ведь вначале смотрите, что там, и только потом начинаете радоваться победе или огорчаться поражению, а не наоборот».

Микробы выходят в открытый космос