Аркадий Корнблюм об измерении скорости гравитации

Аркадий Корнблюм, автор статьи

Согласно Общей Теории Относительности, гравитационное взаимодействие распространяется со скоростью света. С другой стороны, до настоящего времени нет надёжных экспериментальных фактов, подтверждающих это. Правда, в последнее время появились сообщения об измерениях скорости гравитационного взаимодействия.

Там в целом подтверждается равенство скорости распространения гравитационного взаимодействия скорости света. Но почему-то у многих преобладают скептические отношения к приведённым результатам. Что же касается альтернативщиков всех мастей, они предпочитают говорить об иных скоростях распространения гравитации — от бесконечной, до удвоенной световой.

Существуют ли иные, относительно простые, способы измерения скорости гравитационного взаимодействия? На мой взгляд, хотя бы один такой способ существует. Этот способ я предложил много лет назад, однако по ряду причин, сам поставить эксперимент не смог.

Мне не удалось убедить дирекцию организации, в которой я работал, и которая занималась проблемами иного рода, создать для этого что-то вроде лаборатории. Проблема заключалась в помещении — оно должно быть глубоко под землёй, чтобы защитить измерительные приборы от температурных и прочих помех...

Вероятно, я не был достаточно настойчив, а потом другие заботы и проблемы заставили меня забыть об этой затее. Публикации вроде упомянутой напомнили мне о старой идее.

Суть идеи проста. Известно, что свет от Солнца доходит до Земли за время порядка 8,5 минут. На первый взгляд, может показаться, что в момент, например, восхода, Солнце «на самом деле» находится уже гораздо выше над линией горизонта.

И если бы существовала возможность видеть «гравитационное» Солнце, могло бы оказаться, что положение «гравитационного» (назовём его чёрным) Солнца не совпадает с его видимым положением. Это дало бы возможность оценить отношение скорости распространения гравитационного взаимодействия к скорости света.

Именно такова была идея в своём исходном виде. Но, к сожалению, Солнце для этой цели не подходит. Не вдаваясь в подробности, отмечу только, что положения чёрного и обычного, видимого, Солнца совпадают вне зависимости от соотношения скоростей света и гравитации. Когда я это понял, это было для меня сильным разочарованием!

Однако существует ещё и Луна. И именно Луна может дать возможность измерить скорость гравитации. Положение на небосводе «чёрной», гравитационной, Луны может и не совпадать с её видимым положением. Разница во времени может составить всё те же 1,3 секунды (время, которое свет затрачивает на путь Луна-Земля), или расхождение примерно на 1/100 видимого поперечника Луны, если гравитация распространяется мгновенно.

Вполне солидная величина, и поэтому имеет смысл за ней поохотиться... Замечу, что возможное расхождение чёрной и видимой Лун обусловлено не суточным вращением Земли, а орбитальным движением Луны. Это, однако, может иметь значение только в случае, если будет зафиксировано несовпадение положений на небосклоне «чёрной» и видимой Лун — для анализа скорости гравитации — превышает ли она световую, или меньше её?

Как, однако, увидеть «чёрную», гравитационную Луну? На мой взгляд, если и не увидеть, то определить направление на неё достаточно просто. На неё указывает вектор градиента напряжённости гравитационного поля! Или, что то же самое, вектор приливных ускорений (или сил).

Рисунок 1. Приливные явления — гравитационные искажение сферической формы Земли. (Изображение с сайта 230nsc1.phy-astr.gsu.edu).

Мы знаем, что приливные силы деформируют Землю — она вытягивается, причём направление «вытягивания» как раз указывает на гравитационную, «чёрную», Луну (Рис. 1).

Существуют также и приливные силы от Солнца, но о них позднее. Конечно, по деформации Земли определить направление затруднительно. Известно, однако, что приливной «горб» определяет направление, составляющее с направлением на видимую Луну 3 угловых градуса.

Но никто и не заставляет определять направление по этому «горбу». Вместо этого можно просто точно измерять значение ускорения свободного падения или вес пробного грузика в некой точке... Что собой должен представлять график изменения веса за сутки? В самом первом приближении, это должен быть график функции вида

Здесь А — некая константа, характеризующая размах колебаний значений ускорения свободного падения (оценка приводится ниже), вызванных влиянием приливных ускорений, ω — круговая частота, соответствующая периоду в одни сутки.

За сутки указанная функция должна дважды принимать минимальнье значение, соответствующее максимуму приливных сил. Один из этих экстремумов соответствуют наивысшему положению Луны на небосводе. И вот именно тут есть возможность проверить, как соотносятся между собой время экстремума значения ускорения, и момента нахождения Луны в наивысшеи положении.

Рисунок 2. Измерение скорости распространения гравитации сводится к определению времени максимального приливного ускорения и сравнения этого времени с временем максимально высокого положения видимой Луны.

То есть, совпадает ли видимое положение на небосклоне «чёрной» и обычной Лун? Ну, а дальше — дело техники: если момент экстремума g совпадает по времени с моментом наивысшего положения видимой Луны — скорость распространения гравитации равна скорости света. Если будет зафиксировано несовпадение — это даст возможность оценить скорость гравитации (Рис. 2).

Конечно, в реальной жизни для выполнения таких измерений необходимо решить не одну проблему. Главное, кроме обеспечения защиты от всех «обычных» помех, необходимо учесть и исключить погрешность, вызываемую влиянием солнечных приливных ускорений, которые составляют до 44% от лунных.

Это можно осуществить при обработке данных, тщательно расчитав теоретически и вычтя вклад солнечных приливных сил. Можно подобрать оптимальное значение фазы Луны — наилучшее состояние, на мой взгляд, это ново — или полнолуние.

Идеально подходит момент полного солненчного затмения — эти моменты характеризуются минимом фазовой погрешности от влияния солнечных приливных ускорений. Необходимо добиться чрезвычайно высокой точности измерений.

Так, относительное изменение g (параметр А), связанное с приливными силами, составляет величину порядка (2*Е-7). Для того, чтобы зарегистрировать время максимума с точностью до десятых долей секунды, необходимо повысить чувствительность ещё на 4-5 порядков!

Это уже вырастает в серьёзнейшую проблему. Например, если представить себе пружину, растянутую грузиком на 20 метров, необходимо регистрировать изменение её длины в диапзоне плюс-минус (4-6) мкм. С разрешением не хуже 0,5-0,1 нм.

То есть, чувствительность измерений должна соответствоавть размерам атомов... В принципе, это возможно, хотя и достаточно сложно. Впрочем, это — лобовое решение. Уверен, что на сегодняшний день существуют более чувствительные и точные методики.

Необходимо... Да много чего ещё необходимо! Но главное — идея, думаю, ясна. И, на мой взгляд, вполне осуществима. Возможно, даже нет необходимости в создании специальной аппаратуры, детекторов, методик и тому подобного.

Измерения, вероятно, могут быть выполнены на многих из существующих астрономических обсерваторий. Более сложный, но, вероятно, тоже осуществимый способ — наблюдение за возмущением орбит ИСЗ и так далее.

Приглашаю обсудить вопрос: осуществимо ли подобное измерение? Кто возьмётся практически воплотить его в жизнь? Ставка может быть достаточно высока: мировая известность, вроде той, что пришла к Копейкину...