Экспедиция на Марс: миссия невыполнима?

Кадр из фильма «Миссия на Марс».

После того, как многострадальный «Мир» почил, наконец, в мрачных глубинах Тихого океана, пилотируемая экспедиция на Красную планету стала единственной надеждой на возвращение престижа российской космической отрасли.

Учитывая экономическое положение страны и изменившиеся политические реалии, российское космическое ведомство не рискует вступать в новую гонку с американцами.

Напротив, русские учёные настойчиво предлагают сотрудничество своим европейским и американским коллегам. Но не факт, что у них что-то получится.

Идея, разговоры о которой время от времени поднимались на поверхность периодической печати, обрела очередное дыхание в пятницу 28 июня, когда директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Николай Анфимов обнародовал план пилотируемой экспедиции к Марсу. Судя по его словам, учёные, наконец, определились со своим видением концепции полёта. Напомним, что ещё год назад речь шла сразу о двух вариантах.

Первый вариант предполагал отправку к Марсу относительно лёгкого корабля, который должен был доставить на околомарсианскую орбиту межпланетный жилой комплекс (МЖК) массой 70 тонн и два марсианских взлётно-посадочных комплекса (ВПК) массой по 35 тонн каждый.

Главный недостаток такой схемы — чрезмерно длительный срок экспедиции, включающий в себя и те два месяца, которые корабль провёдет на земной орбите, разгоняясь до необходимой начальной скорости. Основное достоинство — относительная дешевизна.

«Протону» предстоит возить на орбиту блоки для строительства марсианских кораблей.

Второй вариант, которому, возможно, суждено осуществиться, заключается в отправке уже не одного, а сразу двух кораблей: пилотируемого и автомата.

На первом полетит только международный экипаж из четырёх-шести человек, а второму — грузовику — предстоит нести на своем борту научно-исследовательское оборудование и уже упомянутую пару взлётно-посадочных комплексов.

В соответствии с разработанным планом, для успешного осуществления полёта будет использована солнечная энергетическая установка, необходимая для питания электрических реактивных двигателей суммарной мощностью 6 МВт, а пилотируемый корабль вдобавок обзаведётся ещё и собственным разгонным блоком на жидкостно-реактивных двигателях суммарной тягой порядка 30-40 тонн.

При таком сценарии космонавтам потребуется всего 440 дней, чтобы добраться до Марса, выполнить научную программу и вернуться домой.

Ожидается, что стоимость экспедиции составит около двадцати миллиардов долларов. Причём, Россия в состоянии покрыть лишь менее трети этой суммы.

Теперь дело, казалось бы, за малым: закончить опытно-конструкторские работы, построить корабли, подготовить экипаж и найти на всё это каких-то 14 миллиардов долларов. Но именно последний вопрос внушает наиболее серьёзные опасения.

Mars Odyssey (иллюстрация NASA).

Несмотря на то, что заявление Анфимова прозвучало на волне всеобщей эйфории, поднявшейся после того, как американский автоматический зонд Mars Odyssey обнаружил на Марсе значительные запасы воды, момент для выдвижения новой инициативы был выбран крайне неудачно.

Во-первых, Европейское космическое агентство (ESA) с самого начала весьма скептически отнеслось к дате предполагаемого запуска: 2014 или 2015 год от Рождества Христова.

По мнению европейских специалистов, такой грандиозный проект не сможет стать реальностью в столь сжатые сроки: «Нам потребовалось 20 лет, чтобы построить Международную космическую станцию и тяжело представить себе, что экспедиция на Марс станет возможной ранее 2025 года».

Во-вторых, имеются определённые сложности и в отношениях с американскими партнёрами из Национального агентства по аэронавтике (NASA). Несмотря на то, что между учёными двух стран сформировались вполне дружелюбные отношения, так сказать, на низком уровне, чиновники NASA не горят особым желанием сотрудничать с русскими.

За океаном всё ещё помнят громкие публичные скандалы и подковёрные конфликты, периодически разгоравшиеся по мере монтажа МКС. Чрезмерный рост расходов на её строительство (а станция обошлась NASA на 60% дороже первоначально планировавшейся суммы), стоил NASA резкого сокращения правительственного финансирования остальных космических программ.

Стоит ли говорить, что львиную долю вины за своё нынешнее незавидное положение американцы кладут на совесть российских смежников, постоянно срывавших взятые на себя обязательства?

Европа — один из спутников Юпитера.

В частности, под вопросом находится миссия на Европу — одну из крупнейших «лун» Юпитера, чей покрытый толстым слоем льда океан может оказаться ещё одним вместилищем жизни. Пусть и не разумной, но жизни!

Повисла в воздухе и планировавшаяся ещё недавно отправка автоматического зонда к Плутону, намеченная на 2006 год.

Если корабль не будет запущен в положенный срок, об исследовании этой самой далёкой и самой маленькой планеты Солнечной системы можно будет забыть ещё лет на сто.

А Марс? Марс — вот он, под боком. С Марсом можно и погодить.



Теория панспермии подтверждается астрономами

10 июля 2002

Ракеты на химическом топливе доживают последние дни

10 июля 2002

Обнаружена ещё одна планета

10 июля 2002

Самый большой в мире телескоп будет стоить миллиард евро

9 июля 2002

Эксперимент на орбите может изменить жизнь на Земле

9 июля 2002