Пропаганда: когда промывка мозгов становится бесполезной

Классический советский пропагандистский плакат.

Слова «пиар», «пропаганда» и «реклама» мы слышим каждый день. Реклама – это вообще нечто: иногда и впрямь кажется, что от неё никуда не скроешься. То ролики «Тампакса» норовят вклиниться посередине фильма «Jesus Christ Superstar», то документальный фильм о Чечне прерывается прославлением нового альбома «Отпетых мошенников».

На рекламу можно ругаться сколько угодно, однако она была и остаётся главным (а иногда и единственным) источником дохода для коммерческих СМИ, и значительным финансовым подспорьем для общественного транспорта.

Поэтому никуда от неё не денешься, особенно, если учесть безобразно низкие цены на рекламное время на российских телеканалах.

Но что поделаешь, так у нас всё устроилось, и вряд ли что-то изменится в ближайшее время.

Словосочетание Public Relations (PR или «пиар») наиболее активно вошло в нашу повседневную жизнь во время выборов 1998 и 2000 годов.

Роберт Де Ниро в роли пиарщика.

До сих пор немало людей склонны полагать, что и нынешнего, и предыдущего президентов выбрали, по сути, политтехнологи, или «пиарщики». Сами пиарщики, кстати, считают так же. Вернее, они знают (или думают, что знают), что на самом деле так и есть.

Как бы там ни было, воздействие на общественное мнение в период выборов всегда резко усиливается. Пропаганда и PR всех оттенков присутствуют обязательно.

Встречаются, впрочем, отдельные господа, которые убеждены сами и стараются убедить окружающих, что действенность «пиара» – это миф, выдуманный и активно культивируемый бездельниками, называющими себя «пиарщиками».

Тут, конечно, наблюдается солидное противоречие: если действенность PR – это миф, то как же это так пиарщикам удалось так лихо убедить целый мир в своей необходимости?

Почему любое коммерческое предприятие, в котором работает более 50 человек, уже старается наладить у себя внутренний PR и нанимает специальных людей, чтобы те строчили информационные бюллетени и «налаживали контакт между начальством и подчинёнными», словно какие-нибудь жрецы, доносящие до плебса волю сидящих в дальнем кабинете небожителей?

Дело, наверное, в том, что мы жили и живём в эпоху пропаганды.

Данный термин после распада Советского Союза приобрёл в нашей стране крайне негативный оттенок, в других же странах он был «предан анафеме» ещё раньше. На Нюрнбергском процессе.

Но, несмотря на это, пропаганда, как её ни называй, по-прежнему пронизывает всю нашу жизнь. Откуда она взялась?

Итак, сам термин произошёл от латинского слова propaganda, означающего «подлежащее распространению».

В 1622 году, на фоне полыхающей Тридцатилетней войны Римская католическая церковь осознаёт, что от насильственного обращения к католицизму в Европе придётся отказываться, и что нужен «другой подход». Этот подход должна была воплотить Конгрегация по распространению веры – Congregatio de Propaganda Fide.

Весь мир был разделён на 13 регионов, в каждый из которых назначались специальные представители Папы Римского – нунции. Основной обязанностью нунциев и всех конгрегации стала, естественно, пропаганды христианства (и католицизма).

До двадцатого века этот термин применялся не слишком активно, хотя явление, которое сейчас обозначается как «пропаганда» существует, видимо, столько же времени, сколько существует человечество.

Какие бы формы и технические средства не применялись бы, суть и предназначение всегда оставались одними и теми же: убедить, привлечь на свою сторону, устрашить, заставить поверить во что-либо... Иначе говоря, подействовать на общественное мнение.

Античные ораторы до сих пор считаются, и, видимо, всегда будут считаться основоположниками искусства пропаганды (а в определённых аспектах это действительно искусство).

Демосфен, великий оратор.

История донесла до нас некоторые их речи. Они действительно мастерски построены. Добавим сюда талант говорить – и сразу становится ясно, как Демосфен столько лет умудрялся удерживать афинян от добровольного подчинения царю македонскому Филиппу, да и его сыну Александру тоже.

История распространения христианства, основные его «документы», включая Новый Завет (особенно Евангелия, послания Апостола Павла, и Откровение от Иоанна), — всё это можно воспринимать как своего рода учебник пропаганды.

Но вернёмся к тому веку, в котором родилось абсолютное большинство населения Земли, то есть веку двадцатому.

Термин «пропаганда», как уже сказано, нечасто употреблялся для обозначения пропагандистской деятельности. Зато в прошлом столетии пропаганда показала себя во всей красе.

Будет уместным сказать, что вместе с началом массового производства материальных товаров, в массовое производство попала и пропаганда.

Кроме того, практически вся первая половина двадцатого века – это либо войны, либо активная подготовка к таковым, и именно тогда пропаганда приобретала свой нынешний вид.

Первая мировая война, революция в России, затем «передышка», во время которой в униженной и разорённой Германии начинает набирать силу Национал-социалистическая рабочая партия. В 33-м году Гитлер приходит к власти (почти совершенно законным путём), и с этого момента в Германии начинает устанавливаться тоталитарный режим, по сути лишь в частностях отличающийся от советского строя.

Нацистский пропагандистский плакат времён Второй Мировой Войны.

Очень интересно видеть советские и немецкие пропагандистские плакаты предвоенного и военного времени. Они похожи, причём самым отвратительным образом.

И ведь это естественно: у обоих режимов были сходные цели – мобилизовать население на «великие свершения», ещё более сходные методы воплощения этих целей в жизнь.

И потому всё заполонили плакаты со счастливыми матерями и детьми, могучими рабочими, квадратномордыми, но симпатичными солдатами и древними героями, а также толстопузыми врагами отечества. Капиталистами или евреями.

Советский пропагандистский плакат военных времён.

Когда война перекинулась на территорию Советского Союза, военная пропаганда велась с обеих сторон. Причём с советской стороны она поначалу была крайне неумелой: немецкого солдата, которому только что пообещали огромное количество земли и толпу грязных славян-рабов во владение, призывали «вставать под социалистические знамёна».

Но это продолжалось недолго. Советские пропагандисты у своих же врагов учились тому, как надо вести пропаганду. А успех пропагандисткой деятельности напрямую зависит от знаний об её объекте.

Нижеприведённые плакаты относятся к военным годам. Оба призывают вступать в народное ополчение. Кажется, прочие комментарии излишни.

Нет смысла пересказывать все «подвиги» нацистской или советской пропаганды – их сходство во время войны очевидно.

Отметим только, что когда нацистская пропаганда в общем, и деятельность «любимого министра Гитлера» Йозефа Геббельса в частности разбирались на Нюрнбергском процессе, попытка определить пропаганду как «упорядоченную деятельность по оказанию влияния на общественное сознание» натолкнулась на яростное сопротивление, и особенно — со стороны представителей Советского Союза.

Советский и немецкий агитплакаты одинакового содержания.

Это совершенно естественно, поскольку в такой форме советская пропаганда оказалась бы приравненной к нацистской, а это уж было совершенно недопустимо.

Кроме того, конкретно нацистская пропаганда должна была подвергнуться и подверглась осуждению именно за то, что в её основе было мифическое представление о превосходстве одной нации над всеми остальными. К сожалению, несмотря на Нюрнбергский процесс, эти идеи по-прежнему имеют немало почитателей.

Как бы там ни было, а «лапидарное» определение насчёт «воздействия на массовое сознание», по сути, оказывается совершенно правильным. Более того, нельзя упускать из виду, что некоторые ключевые методики ведения пропаганды были взяты на вооружение и активно применялись везде, во всём мире.

В настоящее время понятие пропаганды в общественном сознании связано главным образом с военной сферой или политикой (а в особенности — с тоталитарными режимами и романами Оруэлла). PR и реклама больше соотносятся с социальной и экономической сферами.

Однако это, по большому счёту, лишь разные названия одного и того же явления – попыток оказать влияние на умы, распространить какое-либо учение, внушить какую-либо мысль, обратить в свою веру, наконец. И методы те же.

Родство какой бы то ни было пропаганды, рекламы и public relations подтверждается иногда даже слишком наглядно.

Например, презентация операционной системы Windows XP началась с того, что хор американской Евангелической церкви с надрывом распевал America the Beautiful (это что-то вроде национального гимна США). Уж не говоря о том, что это коммерческое шоу происходило в израненном и измученном Нью-Йорке всего через полтора месяца после террористических атак.

Потом Альянс производителей программного обеспечения для бизнеса (Business Software Alliance – BSA) добился того, чтобы великий муфтий Египта шейх Атта Алла издал «фатву» или «фетву» (нечто вроде религиозного указа) против компьютерного пиратства. Дескать, пиратство есть худший вид воровства, и потому запрещено исламом.

На Западе потом многие смеялись: эдак дело дойдёт до папских булл, осуждающих формат MP3. Понятно, что в BSA не думали о том, какое наказание назначается в исламских государствах за «воровство».

Христос, помнится, пинками вышиб из Иерусалимского храма торговцев, и тем самым, казалось бы, закрыл вопрос о возможности смешения религии и бизнеса.

И тем не менее в случае с рекламой, пиаром и пропагандой мы снова наблюдаем какое-то уж слишком тесное сближение этих двух явлений.

Лучше всего это показано в насквозь хулиганском, и настолько же насквозь христианском фильме «Догма». Там американский католический епископ предлагает ввести новую символику: вместо распятого страдальца — подмигивающий по-рекламному «дружище Христос».

«Дружище Христос». Кадр из фильма «Догма».

Можно приводить бесчисленные факты, цифры, результаты исследований, доказывающие действенность пропаганды, а стало быть, и рекламы (которая в Латинской Америке, кстати, называется Propaganda Commerciale), и Public Relations.

Говорить, что никакого пиара и пропаганды не существует в природе, как минимум, наивно.

Та же реклама, например, уже давно вышла за «положенные» рамки, и уже давно является не только средством оповещения и привлечения потенциальных клиентов к каким-то товарам и услугам. Реклама стала мощным орудием формирования общественного вкуса. Большая часть людей, к сожалению, достаточно инертна и придерживается принципа «лопай, что дают».

Отсюда и засилье самой низкопробной попсы в теле- и радиоэфире, а заодно и в торговых палатках. Отсюда обилие пресных телесериалов для домохозяек и популярность «Телепузиков».

В рассказе Генри Каттнера «День не в счёт» главный герой говорит: «Во всём виновата система штамповки мозгов. Едва подрастёшь, как тебе начинают забивать голову. Фильмы, телевизор, журналы, кинокниги — все средства воздействия идут в  ход. Цель одна — тебя заставляют покупать. Всеми правдами и неправдами. Прививают искусственные потребности и страхи до тех пор, пока ты уже не можешь отличить настоящего от поддельного».

Это, может быть, прямой, явной пропаганды «искусственных» потребностей и нет. Ведь это правда, что никто не гонит нас плетью в магазины, покупать новые альбомы «поп-звёзд», хотя руководители крупных американских лейблов и кинокомпаний, судя по всему, только и мечтают об этом.

Никто насильно не сажает двухлетних детей перед телевизорами, когда там появляются четыре «инопланетянские» физиономии или когда из чьих-то карманов начинают лететь всякие монстры.

Йозеф Геббельс, классик искусства пропаганды.

Дело в том, что существует закон эффективного внушения. Его, кстати, вывел всё тот же Йозеф Геббельс.

Закон формулируется следующим образом: для того, чтобы что-то внушить большому количеству людей, это надо повторять, повторять и ещё раз повторять. И тогда люди с охотой поверят даже в то, что белое на самом деле чёрное.

Собственно говоря, не это ли и происходит? Конечно, пропаганда и все её производные не обязательно вляются злом. Вопрос в том, кто ею занимается, и с какой целью. А также в том, на кого эта самая пропаганда ведётся.

И если уж говорить о пропаганде в негативном смысле, то сопротивляться ей можно. И это не так уж и трудно. Человеку достаточно понять, что такое пропаганда, и научиться выявлять её в общем потоке информации (даром, что он уже почти достиг «вещественной» плотности).

А научившись, человеку уже гораздо легче самому для себя решать, насколько совместимы внушаемые ему идеи с его собственными представлениями о том, что хорошо, а что плохо.

И тогда пропаганда становится бессильной. Почти.



Секс и насилие мешают телерекламе

17 июня 2002

Трёхмерная фотография — новая технология наружной рекламы

7 июня 2002

LG устраивает «За стеклом» в универмаге

13 мая 2002

Онлайновая реклама заставит себя смотреть насильно

10 апреля 2002

Надоели баннеры? Размещайте рекламу в космосе!

19 декабря 2001