Рубик и его кубик. Часть первая: раскрутка

По заверениям статистиков, этим занимался каждый восьмой житель Земли.

23-24 августа 2003 года в Торонто пройдёт официальный Чемпионат мира по сборке кубика Рубика. Предыдущее мировое первенство состоялось в Будапеште, в далёком 1982-м. Но, поскольку многие уже не помнят или ещё не знают всей правды об этом раскрученном предмете, начнём с незапамятных 1970-х.

В те годы на факультете интерьерного дизайна (Department of Interior Design) будапештской Академии прикладных искусств и ремесел (Academy of Applied Arts and Crafts) трудился Эрно Рубик (Erno Rubik), в будущем первейший официальный социалистический миллионер и бизнесмен.

Преподавал он венгерским студентам промышленный дизайн и архитектуру. Увлекался геометрией и трёхмерным предметным моделированием, находя его идеальным средством для развития в учащихся навыков пространственного воображения.

Эрно Рубик собственной персоной.

Предметным — потому что в те годы об учебных компьютерах, укомплектованных 3D программами, можно было только мечтать.

Кстати, чуть позже братская Венгрия станет одним из основных поставщиков допотопной, по теперешним представлениям, гражданской вычислительной техники в советскую метрополию.

Как это обычно бывает в случае с выдающимися изобретениями, проект кубика вынашивался не один год.

То, что потом стало цельным кубом, состоящим из 26 кубиков меньшего размера с загадочным механизмом на месте отсутствующего центрального элемента, поначалу представляло собой набор из 27 деревянных кубиков с разноцветными гранями.

По одной из многочисленных версий, посредством данного учебного пособия Рубик пытался втолковать непонятливым воспитанникам основы математической теории групп. Странно, ведь Рубик вовсе не был математиком, он обучался скульптуре и архитектуре.

Здесь мы видим всю подноготную кубика Рубика, плод долгих исканий изобретателя.

Официальная история гласит, что Рубик также вдоволь поэкспериментировал с бумажными, картонными и пластиковыми опытными образцами кубиков, прежде чем его осенила идея собрать разрозненные составляющие в единое целое.

Сверхзадача изобретателя была такова: заставить отдельные разноцветные кубики свободно вращаться на своих местах, не нарушая конструктивного единства всего приспособления.

Прежде чем заняться строительством большого куба 3 х 3 х 3, Рубик опробовал модели 2 х 2 х 2, элементы которых были скреплены упругими резиновыми стяжками. Впрочем, исследовались возможности применения магнитов, сложных выступов и углублений, но необходимой свободы перемещения каждого элемента получить не удалось. Опыт показал, что подобные варианты неработоспособны.

Вдохновение снизошло ленивым летним днем, когда отчаявшийся Рубик сидел на берегу Дуная и всматривался в прохладные струи. История эта напоминает классические случаи научного озарения — ньютоново яблоко или архимедову ванну.

Кубики СОМА, как и более поздний кубик Рубика, вызвали поток подражаний и продолжений.

Взгляд творца привлекла обычная речная галька. Подумалось, что её острые грани со временем стачиваются течением, трущим камень о камень, пока он не обретёт простую и совершенную форму. И тут-то Рубик решил как следует «обточить» свои кубики.

Естественно, пришлось отбросить всё лишнее. Как легко подсчитать, 26 маленьких кубиков имеют в общей сложности 156 граней. Из них Рубик смело отсёк больше ста и оставил всего 54 внешние грани: одноцветные у шести центральных кубиков, двухцветные у двенадцати боковых, и трёхцветные у восьми угловых.

На вакантное место единственного «внутреннего» кубика был помещен цилиндрический скрепляющий механизм, который был прочно связан со всеми наружными кубиками, но позволял им свободно вращаться друг относительно друга.

При этом связующий механизм непосредственно соединён только с центральными кубиками, а угловые и боковые держатся за них и друг за друга при помощи выступов точно рассчитанной формы.

Кубик Рубика в призматической ипостаси.

Геометрия куба такова, что его элементы можно вращать лишь послойно, гранями, девять штук сразу, зато относительно любой из осей координат. Естественно, разработка совершенной системы крепления потребовала определённого времени, но это было уже делом техники.

Побочным результатом найденной золотой середины между плотностью скрепления и свободой перемещения явился тот непередаваемый хруст, под аккомпанемент которого происходят все манипуляции с кубиком Рубика. Заметим также, что новенький и вдоволь покрученный кубики хрустят немного по-разному.

Прежде чем остановиться на привычных шести цветах, Рубик опробовал «раскраску» при помощи чисел и картинок, но эти варианты оказались не слишком удачными. Когда же со всей конструкторской работой было наконец покончено (в 1974-м), мгновенно стала очевидной уникальная особенность занятного предмета.

Вначале, при наклейке на грани куба разноцветных ярлычков, они делались однотонными. Но стоило лишь немного покрутить свежеиспечённый куб, и добиться первоначального единообразия становилось крайне сложно.

Впервые эта проблема возникла перед самим Рубиком и привела к чрезвычайно продолжительным мучениям. В аналогичной ситуации оказывался каждый, кто пытался восстановить цветовую гармонию.

Рукотворный памятник кубику в Кноксвилле (фото pressroom.com).

Для успешной сборки требовалось систематизировать кубоверчение. Рубик решил задачу за месяц. Как выяснилось позднее, при хаотичном перемещении граней ему не хватило бы и всей жизни: возможны 43 квинтильона различных расцветок граней и единственная – правильная.

В качестве первоиспытателей головоломки выступали друзья Рубика и студенты подведомственной Академии. Призрак свободного предпринимательства обходил соцлагерь стороной, и желание запатентовать конструкцию с сопутствующим извлечением скромной материальной выгоды пришло к Рубику ещё через какое-то время.

А ведь прецедентов в истории игр и головоломок было предостаточно. Самый яркий тому пример — фигура выдающегося американского затейника Сэма Лойда (Sam Loyd) и судьба его гениального творения, игры "15".

В 1870-е годы эта забава охватила миллионы людей по обе стороны Атлантики, привлеченных призом в тысячу долларов, полагавшимся за решение математически неразрешимой задачи.

Прямым предшественником Рубика может считаться датчанин Пит Хейн (Piet Hein).

Правда, Хейн — личность чрезвычайно разносторонняя, и походя придуманные в 1936-м кубики СОМА демонстрируют лишь одну из граней его таланта.

5 июня 1982 года. Мировой Чемпионат по сбору кубика Рубика в Будапеште (фото wrubik.free.fr).

Примечательно, что на звание самой успешной компьютерной игры всех времён и народов может претендовать, вместе с целым семейством своих клонов, незабвенный тетрис. В его основе лежат всё те же геометрические упражнения. Так что не одними «стрелялками» жив человек, во всяком случае, жил до последнего времени.

Но вернемся в 1975-й. В этом году Рубик получает венгерский патент на своё изобретение, но выпуск опытной промышленной партии кубиков тамошняя индустрия развлечений смогла осилить лишь к концу 1977-го.

Волею судеб автор данной статьи приложил руку к одному из первых образцов кубика, занесённому на российскую почву приезжим венгерским студентом. Впечатление было сродни тому, что производит на первобытного людоеда связка разноцветных бус.

Но до всемирного триумфа самой продаваемой в истории головоломки, которую держал в руках каждый восьмой житель планеты, кубику Рубика было ещё очень далеко.

Продолжение следует.