Старейший туннель под рекой соединил три века Лондона

В этой части лондонской подземки всегда горит яркий свет. А поезда — замедляют ход, чтобы пассажиры могли лучше рассмотреть уникальное сооружение, работающее с 1843 года (фото Brunel Museum).

Гости Олимпиады-2012, как и жители Лондона, будут наслаждаться поездкой по кирпичному туннелю под Темзой, которому на тот момент исполнится почти 170 лет. В XIX веке его называли восьмым чудом света. А современные инженеры называют его просто чудом техники, ибо без серьёзной реставрации туннель этот до сих пор исправно служит людям и нисколько не протекает.

Туннель под Темзой, строившийся между 1825 и 1843 годами, будет включён в обновлённую и расширенную линию метро East London Railway. Её частичную реконструкцию и значительное удлинение, как на север, так и на юг, британцы намерены завершить к Олимпийским играм 2012 года (ввод новых станций намечен на 2010-2011 годы). В свою очередь, линия эта станет частью новой внутригородской железнодорожной системы, названной London Overground.

Старая-новая линия (расширение которой обойдётся в $2 миллиарда) пройдёт через 406-метровый туннель под рекой, история которого весьма интересна.

Туннель Брюнеля в середине XIX века. Справа: работы в туннеле, 1830 год (иллюстрации с сайта wikipedia.org).

Возведение его началось более 182 лет назад, а открытие состоялось 164 с лишним года назад.

Проектирование и строительство уникального сооружения вёл гениальный инженер Марк Брюнель (Marc Brunel), которому помогал его сын Изамбар (Isambard Brunel).

Вид туннеля на юг со стороны станции Wapping (вверху) и вид на север со стороны станции Rotherhithe (фотографии Brunel Museum).

Ныне это чудо инженерной мысли (Thames Tunnel, смотрите также — Thames Tunnel) является старейшим среди туннелей всего лондонского «подземелья». Он же — первый в мире туннель, проложенный в мягком грунте под водой, причём под судоходной рекой. И он же — первый, где строители применили огромный проходческий щит, постепенно продвигаемый в толще земли, за которым сразу собирались кирпичные стены.

Любопытно, что первый туннель такого рода Марк мог бы построить ещё раньше, причём в Санкт-Петербурге, под Невой! В 1814-м проект своего туннеля Брюнель представил царю Александру I, но тот, в конце концов, решил возвести в намеченном инженером месте мост. Тогда британский мастер французского происхождения стал обдумывать план возведения туннеля под Темзой. Он был не первый, кто попытался это сделать. Но прежние попытки проваливались именно из-за ненадёжного грунта. Зато Брюнель стал первым, кому это удалось. Благодаря проходческому щиту.

Так шло строительство туннеля. Рабочим пришлось бороться с наводнениями и пожарами (иллюстрации Brunel Museum и с сайтов bbc.co.uk, wikipedia.org).

Щит, кстати, изобрёл тот же Брюнель-старший. Правда, вместо машин грунт здесь выбирали сразу 36 шахтёров, располагавшихся каждый в своей ячейке щита. После выемки грунта на несколько сантиметров щит сдвигали немного вперёд.

Это была непростая работа, учитывая постоянно просачивающуюся воду (дно реки располагалось всего в нескольких метрах выше сводов этого двойного туннеля). Несколько наводнений в забое унесли жизни семи рабочих, а однажды чуть не погиб Изамбар Брюнель. Мало того, на подземной стройке не раз вспыхивал болотный газ. И всё же работа завершилась триумфом. В первый же день после открытия удивительного сооружения через туннель прошли 15 тысяч человек.

Слева: первоначально туннель был пешеходным. Справа: поезд прибывает на станцию Wapping, 1870 год (иллюстрации с сайта wikipedia.org).

В использовании туннеля было несколько периодов. Вначале по нему гуляли пешеходы. Здесь даже был торговый пассаж. В 1869-м в туннеле Брюнеля проложили рельсы городской железной дороги. А в 1948 году его включили в состав лондонского метро (London Underground). Ныне туннель соединяет станции Wapping на севере и Rotherhithe на юге.

Надо сказать, что музей Брюнеля (Brunel Museum) расположен в том месте, где над туннелем стоит «Дом двигателя» (Engine House). Там когда-то располагалась паровая машина, откачивающая из туннеля воду.

И тут же, фактически над станцией Rotherhithe, сохранилась другая достопримечательность – старая шахта, откуда Марк Брюнель начал возведение своего туннеля.

Музей Брунеля — дом для паровой машины и верхушка шахты, откуда рабочие начали прокладку туннеля под рекой. Внизу: внутренности шахты. На врезке: расположение музея (красный домик), туннеля под Темзой и современных входов на станции, которые он соединяет (фотографии и иллюстрация Brunel Museum).

С этой вертикальной шахтой связан один из интересных моментов стройки. Сначала рабочие возвели высокую кирпичную башню, а потом понемногу выбрали грунт из-под её стен, изнутри сооружения. Так вся башня постепенно погрузилась под землю. Когда она достигла нужной глубины, с её дна и начали прокладку туннеля.

Современные инженеры отмечают высочайший стандарт и качество викторианской кладки. Кроме небольшого ремонта, не затронувшего собственно кирпичную кладку туннеля, здесь ничего не делали вот уже свыше полутора столетий.

Но 23 декабря этого года всю линию, идущую через знаменитый туннель, закроют, чтобы открыть вновь перед Олимпиадой-2012, уже в обновлённом и существенно удлинённом виде. Туннель же останется органичной частью этой современной транспортной артерии.

Между путями сдвоенного туннеля идут 60 арок. Слева показана арка в оригинальном состоянии, сохранившемся с XIX века, справа — после реставрации 1990-х, когда (смотрите также внизу) на большей части туннеля было нанесено свежее бетонное покрытие. Правда, ради истории, вблизи одного из концов была оставлена непокрытой даже старая кирпичная кладка, что хорошо видно на кадре «вид со станции Wapping» показанном в начале материала (фотографии Brunel Museum).

Интересно, что похвала современных инженеров и строителей относится не только к туннелю, но и к ещё одному памятнику той же эпохи, находящемуся неподалёку — кирпичному виадуку в Кингсленде (Kingsland), построенному в 1862 году и перестроенному в 1872-м.

Виадук Кингсленд (фото с сайта bbc.co.uk).

С 1986 года этот виадук не используется, но обновлённая линия (выходящая и на поверхность) по плану должна пройти через него.

Инженеры, обследовавшие это сооружение, удивились: во многих местах лишь самый верхний слой кирпичей, подвергавшийся в течение 135 лет воздействию городского смога, имеет некие повреждения. Под этим слоем идёт очень прочная и целая кладка, будто положенная вчера.

Впрочем, в рамках расширения линии заброшенный ныне виадук всё же реконструируют и подновят. Так что гостям Лондона в 2012-м будет на что посмотреть.

А пустую кирпичную шахту над станцией Rotherhithe, ту, с которой всё началось, музей намерен отреставрировать и использовать как смотровую площадку. Если всё пойдёт по плану, с неё можно будет увидеть, как современные поезда ныряют в жерло удивительно прочного туннеля, сработанного Брюнелем в XIX веке.



Придумана сверхкомпактная альтернатива Segway

19 сентября 2007

Burj Dubai стал самым высоким самостоятельным сооружением планеты

18 сентября 2007

В чистое сердце машины зальют жуткую отраву

17 сентября 2007

Построена первая безвредная антарктическая станция

13 сентября 2007

Зелёный дом извлекает пользу из серого бетона

12 сентября 2007