С 8 по 24 февраля в Солт Лейк Сити пройдут Олимпийские игры 2002 года. Олимпиада — это соревнование не только спортивное: компании-производители спортивной экипировки в течение двух недель демонстрируют свои последние достижения и технологические новинки.
Олимпийское соревнование для фирм — это, скорее, многоборье, ведь роль играет как внешний вид экипировки, так и её расширенная функциональность для спортсменов. Считается, что внедрение новых технологий в производство спортивной экипировки, которая с каждым годом становится все более специализированной и усложнённой, может и повлиять на результаты соревнований.
Так, сенсацией Олимпийских игр в Сиднее стал австралийский пловец Ян Торп (Ian Thorpe), выступавший в облегающем закрытом костюме «акулья шкура» и «взявший» три золотых медали. Костюм Торпа был изготовлен персонально для него в соответствии с гидродинамическими требованиями.
Естественно, секреты олимпийской кухни раскрываются уже за столом, но, как иронично пишет Wired, хоккеистам американской хоккейной лиги, видимо, вновь понадобится виртуальный поводок, чтобы они не напивались и не вели себя развязно, как это было в Нагано (Nagano, Japan) четыре года назад.
На сегодняшний день незыблемыми лидерами, выясняющими отношения на каждой Олимпиаде, остаются Adidas, Nike и Reebok.
Nike в этом году делает ставку на спецкостюмы, в которых будут выступать спортсмены из США, Нидерландов и Австралии. Хваленые Swift Skin, созданные для атлетов и конькобежцев, должны принести успех спортсменам этих стран. Хотя Рик Макдональд (Rick MacDonald), возглавляющий отдел инноваций Nike, скромно заявляет, что побеждают не костюмы, а люди, которые их носят, очевидно, что удачные выступления под маркой фирмы означают рост и без того высоких продаж.
Nike, являясь производителем элитных спортивных костюмов, владеет патентом на технологию Zoned Aerodynamic (Аэродинамическое Зонирование) — в костюмах применяется до шести различных материалов, сочетание которых призвано оптимизировать аэродинамические свойства одежды. Каждая спортивная форма проходит тестирование в аэродинамической трубе, причём каждый материал приспособлен специально для того, чтобы «прикрывать» определённую часть тела. Швы также обработаны таким образом, чтобы минимизировать сопротивление воздуха.
Мы уже писали об использовании новых технологий в одежде. В спорте эти тенденции представлены в ещё более гипертрофированном виде, так как борьба ведётся не ради экзотичного дизайна, а ради решения реальных проблем.
Во-первых, пот. Спортивные ткани не должны пропитываться потом. В современных футбольных рубашках применяется так называемая «спортивная шерсть», которая представляет собой смесь натуральной шерсти и полиэстера. Натуральные волокна расположены ближе к телу, а искусственные — снаружи.
В своё время, проблемой пота заинтересовались специалисты Adidas. В 2001 году учёные Университета Массачусетса разработали «самоочищающуюся» ткань. В новую биоактивную ткань были имплантированы бактерии, которые «переваривали» грязь, пот и запахи. Когда ткань становилась чистой, бактерии замирали от голода, а от новых загрязнений вновь оживлялись. Помимо Adidas, к новой ткани проявили интерес медики, так как подобный живой антисептик может также использоваться для производства бандажей.
Проблема влаги приобретает принципиально иной характер для пловцов — здесь борются с намоканием и промоканием. Британская компания Speedo изобрела водоотталкивающий костюм, подобный костюму Торпа, которые позволяет пловцу скользить по воде и каким-то образом воздействовать на её вибрации. Водоотталкивающее действие костюма не доказано, но и не опровергнуто, хотя неверующие говорят, что тут играет роль психологический эффект. Ну а пловцы в этих костюмах, действительно, плавают быстрее.
Конкурентом Speedo выступает Adidas, костюм которой как раз и одевал Ян-Торпеда (так прозвали Торпа).
Вторая проблема — сырость и влага. Большинство производителей спортивной одежды использует влагорегулирующие, водонепроницаемые, терморегулирующие и мелковолокнистые ткани.
Третью проблему можно назвать аэродинамической. В своё время настоящий прорыв в спортивном дизайне произвело появление эластичных материалов, в частности — лайкры. Ценность лайкры заключается том, что она действует как своего рода бандаж, препятствуя растяжениям и придавая облегающую и обтекаемую форму телу.
Эксперименты с полимерами дают возможность создавать костюмы, позволяющие спортсмену ощущать корпус тела как единый монолит — независимо от температуры, давления и направления воздуха и подводных течений.
Помимо тканей имеет значение и, собственно, структура одежды спортсмена. Здесь мода определяется видом спорта. Так горнолыжная одежда и одежда для сноубордеров должна быть многослойной: нижний слой прилегает к телу, верхний — свободный. Считается, что комбинезоны ушли в прошлое, а актуальными сейчас являются штаны и куртки по отдельности.
В спортивной одежде всё должно быть функционально: молния сбоку по всей длине брюк (чтобы снимать брюки, не снимая ботинок), должны существовать два уровня подмышечной вентиляции, капюшон должен трансформироваться в трёх направлениях при помощи фиксаторов (вокруг лица, шеи и по высоте).
Несмотря на все эти технологические ухищрения, спортивные результаты немногим превосходят достигнутые, например, в начале века — не говоря уж о древних греках, которые облегчали себе достижение спортивных рекордов лишь полным отсутствием какой бы то ни было одежды.
На Олимпийских играх 1912 года дистанция в 100 метров была преодолена за 10,6 секунд. Этот результат всего лишь на 7% хуже, чем нынешний рекорд, поставленный канадцем Донованом Бэйли (Donovan Bailey), причём в 1912 году не имели представления о том, что такое шипованные ботинки для спринтеров, дорожки не были покрыты пружинящим полиуретаном, а спортивная диета не подчинялась никакой логике.