Терагерцевый луч позволит прочесть закрытую книгу

Смотришь в закрытую книгу — видишь... всё!

Йоркширские учёные разработали технологию, которая позволит прочесть книгу от корки до корки, не открывая её.

Группа инженеров-электриков из Университета в Лиде (Leeds University) утверждает, что использование терагерцевых волн — длина которых колеблется между длиной микроволн и длиной инфракрасных волн в электромагнитном спектре — позволяет «просматривать» закрытые страницы.

По замыслу экспериментаторов, волны будут вступать в различные реакции с химикатами, которые входят в состав типографской краски, дифференцируя напечатанные буквы и межбуквенные пространства. В итоге терагерцевый «слепок» будет выстраивать «образ», «аватару» каждой страницы, которую человек и будет считывать.

По мнению электриков, терагерцевые сканнеры востребованы, прежде всего, в археологии — известно, что ветхие старинные рукописи рассыпаются, стоит лишь к ним прикоснуться.

Исследователь Роберт Майлз (Robert Miles — не путать с музыкантом) говорит, что, инженеры рассматривают в качестве сферы применения терагерцевого луча медицину, ведь, в отличие от рентгеновских лучей, терагерцевые абсолютно безвредны.

Тем не менее, их слабое воздействие на организм человека не мешает их чувствительности к химическому составу объекта, который лучи исследуют. Под воздействием терагерцевого луча молекулы начинают вибрировать, и частота вибрации является индикатором химического состава исследуемого вещества. Аналогичный механизм используется в обычных микроволновках, но там вибрируют молекулы воды, содержащиеся в пище, а в результате трения продукты нагреваются.

Сейчас группа Майлза сотрудничает с Йоркширским Археологическим Обществом (York Archeological Trust) — они совместно разрабатывают портативный сканер, который позволит видеть скрытые под коррозией и краской слои на старинных предметах.

Кроме того, инженеры сотрудничают с учёным Эриком Дикинсоном (Eric Dickinson) — специалистом в области пищевой химии — они разрабатывают прибор для анализа состава продуктов. Параллельно совместно с исследователем структуры тканей Стивеном Расселом (Stephen Russell) создаётся устройство для «сканирования» волокон ткани для определения их особенностей.

В настоящее время для этого используется электронный микроскоп, который даёт картину с высокой долей погрешностей, так как, по словам Майлза, экземпляры должны находится в вакууме.

На разработку этого проекта группа инженеров выиграла грант в 3 миллиона фунтов, а технология будет изучаться совместно со специалистами Кембриджского Университета (Cambridge University).

Цвет света влияет на пластмассовый магнит