Создатели аппарата SoloTrek: птицы летают, и мы тоже!

Это уже больше похоже на полёт. С такой высоты уже и упасть больно можно.

После того, как персональный летательный аппарат SoloTrek на 19 секунд взлетел-таки на полметра, на него перестали обращать внимание. А между тем, у SoloTrek’а — новые рекорды, летом 2002 года аппарат впервые покажут публике, и уже разрабатывается SoloTrek-2.

В январе 2001 года, когда мир облетела радостная весть о первом полёте SoloTrek’а, мы, признаться, обругали аппарат последними словами. В самом деле, тратить годы и миллионы на то, чтобы махина весом в полторы сотни кг взлетела на привязи на 60 см. Разве что вентилятором не обозвали...

С тех пор прошло три месяца, и вот на несколько обновлённом к весне сайте производителя аппарата — корпорации Millennium Jet — появился весьма оптимистичный весенний же пресс-релиз за авторством главы компании Майкла Мошье (Michael W. Moshier): «Весна пришла! Пчёлы гудят... Птицы летают... И мы тоже!» Почитали мы этот релиз — так и есть: гудят и летают.

По словам Мошье, всё путём, испытания идут по графику, а полёты стали обыденностью. Притом, что испытания обошлись без происшествий, установлены новые рекорды: вместо декабрьских 19 секунд SoloTrek теперь держится в воздухе все 33, новый рекорд высоты полёта уже 1,5 метра, а 15 марта 2002 года аппарат даже решились запустить без привязи.

Рассказывая об установленных SoloTrek’ом рекордах, Мошье подчёркивает, что и высота и продолжительность полёта были специально ограничены, то есть, надо понимать, уже сегодня SoloTrek может «быстрее, выше, сильнее».

Вынужденная пересадка с самолёта на SoloTrek

Всё идёт к тому, что уже летом состоится полномасштабная публичная демонстрация SoloTrek’а. Как в анекдоте про заснеженного укутанного милиционера, у которого мальчик спрашивает «который час»: летом приходи, мальчик, летом.

Мошье также отмечает, что новостной раздел на сайте — NewsLetter, который раньше обновлялся раз в квартал, теперь будет выдавать свежие новости почаще, то есть по мере поступления, так как «вскоре будет достаточно достижений, заслуживающих освещения в печати».

Судя по весеннему сообщению Мошье, после первого «полёта» с SoloTrek’ом пришлось изрядно повозиться — усовершенствованию и замене подверглось большинство систем, узлов и деталей — «все эти усовершенствования сделали аппарат управляемым и устойчивым».

Модернизации подверглась и одна из самых главных систем — система увеличения стабильности (Stability Augmentation System — SAS). Бортовой компьютер SAS обрабатывает данные, полученные с обоих джойстиков пилота, систем гироскопов и датчиков.

Грубо говоря, пилот посредством джойстиков сообщает компьютеру, что он хочет от SoloTrek’а, в то время как гироскопы и датчики передают данные о том, что с аппаратом происходит на самом деле.

У SoloTrek’а с номером 002 тренога будет прикреплена наоборот: обе ноги на одну подножку спереди

Компьютер следит за тем, чтобы одно соответствовало другому, координирует, и вся эта система вступает в «диалог» каждые 70 миллисекунд.

Предполагается, что во время летней демонстрации пилот сможет на некоторое время убрать руки с джойстиков — система будет сама контролировать стабильный полёт.

Модернизируя и совершенствуя, разработчики пришли к выводу, что пришло время заняться и SoloTrek’ом с серийным номером 002. Самым значимым отличием второго аппарата будет конструкция каркаса — произошёл разворот треноги: пилот будет стоять обеими ногами на одной передней распорке, в то время как сзади их будет две.

Другое существенное отличие SoloTrek 002 — новая силовая установка с водяным охлаждением мощностью 120 «лошадей». Прежняя, проблематичная, была с воздушным охлаждением. Другие отличия — по мелочам. Когда второй SoloTrek увидит свет — глава Millennium Jet не сообщает. И правильно, тут бы с первым разобраться. К тому же на базе первого заявлен ещё один «концепт».

MULE – тот же SoloTrek, но только для вещей

Если взять двигатель с винтами от SoloTrek’а и приделать к маленькому вертолёту — что-нибудь да получится. Так, по всей видимости, решили в Millennium Jet, и получился беспилотный MULE (Mobile Unmanned Lift Enabler). Что такое UAV’ы и для чего они нужны — мы уже рассказывали, а тут всё то же самое. Сделанный на базе SoloTrek’а UAV разрабатывается в дух видах: MINI-MULE и MAXI-MULE — последний больше первого на 15%.

На развитие, как всегда, нужны деньги. Их недостаток — по-прежнему главная проблема Millennium Jet.

Как пишет Мошье, компания разрастается, нужно больше людей, места и, соответственно, средств. Уже куплено новое здание площадью 6 тысяч квадратных метров — это хорошо. А то, что инвесторы пошли уже не те — плохо: всё норовят 5-10 тысяч долларов вложить, тогда как минимальный взнос $25 тысяч.

В то же время, договор с военным агентством DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) на финансовый год 2002-2003 в порядке, деньги идут, и на следующий год Millennium Jet также ждёт помощи от DARPA.

Перелетевший на ту сторону пехотинец снял с себя SoloTrek – бензин кончился?

Напомним, что от DARPA Мошье и компания уже получили более $5 миллионов, так что финансирование будет продолжаться — не бросать же на полпути?

Тем более, что SoloTrek — это уже потом для тех, у кого полмиллиона завалялось, а, прежде всего — для военных.

Ведь SoloTrek — он же ещё XFV (Exo-Skeletor Flying Vehicle), а что значит для американской «военщины» Exoskeletons — мы, если помните, писали.

Что ж, выходит, можно и SoloTrek научить летать. Конечно же, делать выводы теперь уже преждевременно — раньше-то рубить с плеча не стеснялись — нам казалось, что ерунда всё это.

Остаётся дождаться лета, а там, может быть, и возьмём свои слова обратно.



UAV: беспилотные аппараты хотят летать рядом с нами

21 марта 2002

Опознанные летающие объекты. Часть третья: круглые дирижабли незрячего инженера

7 марта 2002

Летающие автомобили готовят к испытаниям

26 февраля 2002

AirBike: кому нужен летающий мотоцикл?

25 февраля 2002

Солдат будущего должен быть немножко киборгом

13 февраля 2002