Движущиеся тротуары — это фантастика, потому что дорого?

Moving Sidewalks – движущиеся, но не тротуары в King Khaled International Airport (Саудовская Аравия).

Из научной фантастики и прогнозов футуристов мы знаем, что движущиеся тротуары — неизменный атрибут будущего. Они добавляют скорости энергичным пешеходам, а также везут уставших, больных и просто ленивых. Будущее вроде бы наступает, а движущиеся тротуары? Где они?

А движущиеся тротуары, по большей части, всё там же, где и были — в книгах фантастов и прогнозах исследователей. В научной (и не только) фантастике такие тротуары неизменно соседствуют с другими видами транспорта будущего и нереальными, на сегодняшний день, объектами. Именно фантасты продемонстрировали всю привлекательность тротуарной транспортировки.

Позволим себе несколько цитат, чтобы напомнить, что в этих движущихся тротуарах хорошего, и вообще, насколько это заманчивая идея. А она такая хотя бы потому, что движущиеся тротуары призваны не много ни мало, а вытеснить другие виды транспорта, в том числе и автомобиль.

Вот, к примеру, Гарри Гаррисон: «Больше часа они мотались по бегущим дорожкам и эскалаторам, тряслись в пневмокарах по монорельсовым дорогам и движущимся тротуарам, скользили с этажа на этаж в антигравитационных лифтах, пока, наконец, не добрались до комнаты № 62».

Опять же движущиеся, но не тротуары в центре зала международного аэропорта Гонконга

А это — братья Стругацкие: «Оглядевшись, я понял, что стою с машиной на ленте движущегося тротуара. Народ вокруг так и кишел — самый разнообразный народ. В большинстве своём, правда, эти люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные, почти бесшумные механизмы».

Лари Нивен: «По другую сторону живой изгороди (действительно живой, зеленеющей сочными побегами) движущийся тротуар нёс в одну сторону непрерывный поток покупателей. Ещё дальше другая лента несла точно такой же поток в противоположном направлении. Мне казалось, будто движемся мы, а не они. Робот-официант с корпусом, напоминающим шахматную пешку, извлёк из своего торса ещё дымящиеся тарелки с перчёным мясом, аккуратно поставил их перед нами и скользнул прочь на воздушной подушке».

Но одно из самых подробных описаний движущегося тротуара мы встречаем у Герберта Уэллса в книге "Когда спящий проснётся", а это написано, извините, в 1899 году. Пятая глава так и называется — «Движущиеся улицы»: «Эта улица была около трёхсот футов ширины и двигалась сама, кроме средней своей части. В первое мгновение он недоумевал. Потом понял.

Международный аэропорт в Филадельфии

Под самым балконом эта необыкновенная улица быстро неслась направо, со скоростью курьерского поезда девятнадцатого столетия, — бесконечная платформа с небольшими интервалами, что позволяло ей делать повороты и изгибы.

На ней мелькали сиденья и небольшие киоски, но они проносились с такой быстротой, что не было возможности их рассмотреть.

За ближайшей, самой быстрой платформой виднелся ряд других, двигавшихся также вправо. Каждая двигалась несколько медленнее предыдущей, что позволяло переходить с платформы на платформу, добираясь до неподвижного центра, через который люди шли на другую сторону. Там виднелась вторая серия подобных же платформ, у них тоже была различная скорость, но двигались они в обратном направлении».

Положим, со скоростью Уэллс явно перебрал, ну а двигаться улицы, по его мнению, начнут где-то в 2099 — герой книги проспал летаргическим сном 200 лет. Кстати, описания движущихся тротуаров можно встретить и у Айзека Азимова, и Роберта Хайнлайна. А именно на эту книгу Уэллса ссылался академик Андрей Сахаров в своей книге «Мир через полвека», написанной в 1974 году. Фрагменты из неё можно найти здесь. В этой книге автор излагает «некоторые футурологические гипотезы, в основном научно-технического характера». Нетрудно догадаться, что речь идёт о 2024 годе или около того.

Академик Сахаров пишет: «В области семейно-индивидуального транспорта на смену автомобилю, по моим предположениям, придёт аккумуляторная повозка на шагающих „ногах“, не нарушающих травяного покрова и не требующих асфальтовых дорог.

Moving Sidewalks в аэропорте Детройта (Under Construction)

Для основных грузовых и пассажирских перевозок — гелиевые дирижабли с атомным двигателем и, главным образом, быстроходные поезда с атомным двигателем на эстакадах и в туннелях.

В ряде случаев, в особенности в городском транспорте, получит распространение погрузка и выгрузка на ходу с использованием специальных подвижных „промежуточных“ устройств (движущиеся тротуары, подобные описанным в романе Герберта Уэллса „Когда спящий проснётся“, разгрузочные вагоны на параллельных путях и т. п.)».

Кстати, с прогнозом относительно того, что произойдёт в предстоящие 30 лет в экономике, науке и технике в 70-х годах прошлого столетия выступили Х. Байнхауэр и Э. Шмакке в книге «Мир в 2000 году». И здесь — движущиеся тротуары: «В городах будущего появятся целые районы, где никакого уличного движения не будет.

Для удобства жителей предполагается создать в подобных местах движущиеся тротуары, которые будут в состоянии за один час перевозить до 30 тысяч пешеходов со скоростью 15 километров в час. Широкое применение движущихся тротуаров вынудит городских жителей отказаться от использования индивидуальных автомобилей в черте города».

«И что же, — спросят одни, — движущихся тротуаров нам ждать 20-100 лет?» «Да ладно, — скажут другие, — такие тротуары уже есть, в том числе и в Москве». Давайте посмотрим, где они есть. Если строго придерживаться значения слова «тротуар» — пешеходная дорожка, расположенная по обеим сторонам улицы и приподнятая над её проезжей частью — то, скорее всего, мы приходим к выводу, что движущихся тротуаров нет нигде.

Trav-O-lator от компании OTIS

Давайте договоримся, что под движущимися тротуарами мы понимаем некие конвейерные ленты, может быть, движущиеся с разной скоростью, но по обычным улицам, а не в аэропортах или переходных мостах. В зарубежных аэропортах такое есть — это может называться и движущимися тротуарами (Moving Sidewalks), трэволаторами (Travolator или же Trav-O-lator), но всё это, по сути, те же самые эскалаторы, только горизонтальные. Согласитесь, всё-таки не то. Нас же интересуют, скорее, «пешеходные хайвеи» (Walking Highways).

Может быть, может быть, мы плохо искали, и где-нибудь в солнечном городе (в Лас-Вегасе, например) тротуары и впрямь движутся, но где? Да, если возьмётесь искать самостоятельно, будьте готовы к неоднократным встречам с рок-группами «Движущиеся тротуары» и «Moving Sidewalks» соответственно.

Кстати, движущиеся тротуары попали в составленный Scientific American список «13 видов транспорта, которые не пошли никуда». В этом списке с тротуарами соседствуют летающий и атомный автомобили, ракетный ранец и тому подобное. Причина всего одна: движущиеся тротуары — это очень и очень дорого.

Зато удалось найти один интересный проект образца 1920 года. Компания Beeler Organization предложила своё решение транспортно-пешеходной проблемы в Атланте.

Проект подземных движущихся тротуаров компании Beeler Organization

Движущиеся тротуары предлагалось сделать под землёй, построив два участка по 600 метров. Три конвейерные ленты двигались бы параллельно с разными скоростями: 3, 6 и 9 километров в час. Самая быстрая лента была бы оснащена сиденьями. Разработчики даже подсчитали, что строительство обойдётся в $7,5 миллионов. Над проектом посмеялись и продолжили строить метро.



AUTOnomy от GM: автомобиль пришлось изобретать заново

11 апреля 2002

Segway был продан на аукционе за $160 тысяч

1 апреля 2002

Segway выставляется на всеобщее обозрение в Диснейленде

26 марта 2002

Скрестите велосипед, самокат, скейтборд и катитесь!

22 марта 2002

Segway не въезжает в российскую действительность

19 марта 2002