Human Race Machine — никакого нацизма, хотя это машина человеческих рас. Она превращает европейца в афроамериканца, азиата в индейца и наоборот. Кроме того, машина может омолодить и состарить, создать лицо универсальной святости и собирательный образ всего человечества. Интересно?
Human Race Machine — это часть экспозиции «Видеть и верить: искусство Нэнси Барсон» (Seeing and Believing: The Art of Nancy Burson), которая, начиная с июня 2002 года, будет на постоянной основе демонстрироваться в нью-йоркском Зале Науки (New York Hall of Science).
Собственно, экспозиция — это сама машина, а также более ста фотографий и изображений, полученных с её помощью.
Данной выставкой, которая уже успела попутешествовать по галереям США, художник и фотограф Нэнси Барсон хочет продемонстрировать не много ни мало, а единство всего человечества. Точнее, представить свои аргументы в споре об этом единстве: «Когда я проводила предпроектные исследования, изучала и генетику. С удивлением я обнаружила, что „гена расы“ не существует, и поняла, что это одно их самых важных понятий о генетике, которое необходимо усвоить. Ведь ДНК любых двух людей на 99,97% идентична. Мы все связаны, мы все схожи».
Иными словами, посмотрит, скажем, расист на себя в чернокожем виде и подумает, что Бог ты мой, ведь это же я, такой же я, только чёрный. Подумает так и расистом быть перестанет. О том, как это делается, если и догадались, то всё равно — читайте ниже. А насколько эффективен такой способ очеловечивания? А мы не знаем.
Но о Барсон говорят, что она в своих работах объединяет науку и искусство, технологии и общество. Это как бы в ответ тем, кто недоумевает, почему мы взялись о художнице рассказывать.
Да, ещё её называют пионером цифрового фото, а разработанную ею компьютерную программу, которая и легла в основу Human Race Machine, считают не иначе, как революционной.
Как эта машина работает. Посетитель заходит в кабинку — такую же, как в автоматах для моментальной фотографии.
Машина делает цифровой снимок его лица, а затем он, нажимая кнопки, может делать со своим фото всё, что угодно. Да-да, само собой, изображения моделирует компьютер.
Путём нехитрых манипуляций, наверняка схожих с работой всё того же Photoshopа, можно замешать фото своего лица с фотографиями-заготовками, то есть привнести в свой драгоценный образ признаки другой этнической группы, состарить его лет на 20 или добавить уродства по вкусу. Ничего сверхъестественного, но так ведь и придумана машина была не вчера, а году так в 1980-м.
Во всяком случае, известно, что в 1981 году разработанной Барсон программой заинтересовались ФБР (FBI) и Национальный центр по розыску пропавших детей (National Center for Missing and Exploited Children). В то время, правда, никакой Human Race Machine не было, зато были Anomaly, Couples и Age-машины. Последнюю — машину, которая может состарить фото — фэбээровцы с искателями детей и купили: одни, чтобы искать состарившихся преступников, а другие — повзрослевших мальчишек и девчонок. Детей в первый же год использования машины нашли четверых.
Машина-автомат для объединения очеловеченных — это, конечно, хорошо и здорово, но ведь и фотохудожнице надо чем-то заняться. Тут Нэнси Барсон не мелочится и делает глобальные вещи. К примеру, вот изображение знакомого лица образца 1982 года под названием «Warhead».
Перевести название можно и как «боеголовка» — в изображении зашифровано общее количество боеголовок во всех национальных арсеналах, так и как «голова войны», лицо войны, «военоначальник» — изображённое лицо — это совокупность лиц Рональда Рейгана, Леонида Брежнева, Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттерана и Дэн Сяопина.
Другой проект, названный «Человечество» («Mankind») был завершён в 1985 году. Изображённое лицо имеет чётко выраженные азиатские черты, а всё потому, что Барсон смешала образы всех этнических групп Земли в пропорции, равной их реальной численности в мире в 85-м году.
Также среди работ Барсон вы встретите безмятежное умиротворённое лицо, созданное таким же, как и описанный выше, способом «если бы парни всей Земли». Это — попытка создать образ универсальной святости (universal holiness), объединив лица Иисуса, Будды и пророка Мухаммеда.
Несколько по-другому художница создала проект, который назван «Парни, которые выглядят, как Иисус» («Guys Who Look Like Jesus»). Барсон дала объявление в газету Village Voice, пригласив на фотосессию всех, кто думает, что похож на Иисуса Христа.
К ней в студию пришли парни самых разных национальностей, а компилировать ничего не пришлось — оказалось, достаточно повесить эти портреты в один ряд, чтобы посетители выставки, глядя на это разнообразие, почувствовали, насколько разнится представление об облике Христа в мыслях людей.
Барсон не могла пройти мимо и проблемы пола человека.
Её серия, которая названа «Он/Она» (HE/SHE) представляет собой портреты людей, пол которых по этому изображению определить невозможно.
Таким образом, получается своеобразная игра предположений, причём без ответа. В итоге — ирония над общепринятыми представлениями о том, что характеризует пол человека.
Ещё художница много экспериментировала с образами целителей и даже изображением здоровья, воссоздавала детские фото Элвиса Пресли и Мэрилин Монро, а также не забывала поработать над собой, превращаясь в азиатку и негритянку.
Возвращаясь к Human Race Machine, остаётся добавить, что после терактов 11 сентября Барсон сразу же добавила в базу образов араба, а затем, под впечатлением событий на Ближнем Востоке, — еврея.
Выходит, что «до того как» этих образов в машине не было. Интересно, почему?