VMT: игрушечный автобус следует со всеми остановками

60-сантиметровым автобусом управляет стажёр, который находится в другом помещении в изолированной кабине. Тем временем, инструкторы ждут автобус на конечной остановке.

Водитель игрушечного школьного автобуса не справляется с управлением, сталкивается с игрушечным такси, сбивает несколько стоящих на остановке игрушечных людей и врезается в игрушечный дом. Так обучают вождению автобуса как минимум в девяти штатах Америки.

Да, конечно, это не самый сложный, не самый приближенный к реальности и не самый крутой автомобильный симулятор в мире. Одним словом, это не NADS, о котором мы уже писали. Этот тренажёр называется VMT (Vehicle Maneuvering Trainer), а разработан он, понятное дело, не вчера и не сегодня корпорацией Doron Precision Systems.

Может быть, это странно, но вот так взять и отнести VMT в категорию «виртуальная реальность» рука не поднимается: и водитель, и автобус, и пешеходы, пусть обездвиженные, и прочее — всё реально: можно руками потрогать. Разве что, меньше всё это в 16 раз. Кроме водителя, конечно.

Тренажёр VMT располагается в двух помещениях: в одном — маленький город, а в другом — тот, кто с детства мечтает стать водителем автобуса сидит в кабине, которую как раз виртуальной назвать можно и нужно. Находящийся в кабине полностью отрезан от реального мира, зато и в виртуальный погружён на всю катушку. Или почти на всю.

Кабина водителя, из которой уменьшенный в 16 раз город видится в натуральную величину.

Кабина эта, естественно, в натуральную величину. Покачивается ли она во время езды? Судя по всему, нет. Внутри: кресло водителя, руль, приборная панель, рычаги, педали, зеркала заднего вида и даже коробка для сбора платы за проезд.

Все действия водителя сопровождаются соответствующими звуковыми эффектами: скрип тормозов, неравномерное гудение мотора, шипение открывающихся дверей и так далее. В кабине будущий водитель находится пусть и не в гордом, но одиночестве. Инструкторы наблюдают за его действиями в другой комнате — там, где маленький город.

Водителя и его маленький автобус связывает толстый кабель, укреплённый над «городом» на «электронной руке», которая двигается по укреплённым в «небе» рельсам. Автобус длиной 60 сантиметров оснащён миниатюрными телекамерами, изображение с которых проходит через компьютер и поступает к водителю, как говорится, в полный рост.

Дома в игрушечном городе уж больно плоские, но разве это главное? Не задеть бы вон ту фиолетовую машину, да не сбить бы того пешехода, что стоит на остановке...

Глядя на то, как неряшливо сделан игрушечный город, невольно испытываешь сожаление — и красивее всё можно было сделать и натуралистичнее. Но потом понимаешь, что всё это от экономии, чтобы те, кому нужно, могли себе это позволить. Хотя и в таком виде VMT стоит недёшево.

Например, агентству Тома Окейна (Tom O’Kane agency), которое обучает около 500 водителей в год для компании New Jersey Transit, установка VMT в комплекте с тренажёрами попроще обошлась в $480 тысяч. В сравнении всё с тем же NADS, это немного. Тот стоит $50 миллионов. А в Нью-Джерси довольны приобретением VMT и говорят, что тренажёры не только себя окупили, но и дают возможность экономить по $350 тысяч в год. Кроме того, более чем на 10% снизилось количество несчастных случаев.

Том Окейн в кабине виртуального автобуса.

Инструкторы говорят, что водители, прошедшие курс обучения на компьютерных тренажёрах, когда садятся за руль настоящего автобуса, всегда знают, что нужно делать и совсем перестают бояться.

Из всех, кто прошёл испытание на тренажёрах VMT, в конечном счёте, на реальные маршруты выезжают почти все — 95%.

Причём, даже опытные водители, поводив 60-сантиметровый автобус, становятся увереннее и, как они говорят, безопаснее.

Остаётся добавить, что New Jersey Transit в 1994 году стала первой в США компанией, обучающей водителей автобусов с помощью компьютерных тренажёров, а агентство Тома Окейна в 1995 году за новации с тренажёрами было представлена к награде Management Innovation Award, которую вручает Американская ассоциация общественного транспорта (American Public Transit Association).



NADS — самый реальный из виртуальных автосимуляторов

4 апреля 2002

Пожарный изобрёл «умные» фары

3 апреля 2002

Автомобили ловят пьянь

11 марта 2002

Англичане изобрели новый дорожный каток

29 января 2002

Немцы пугают зверей своим запахом

23 января 2002