Водитель игрушечного школьного автобуса не справляется с управлением, сталкивается с игрушечным такси, сбивает несколько стоящих на остановке игрушечных людей и врезается в игрушечный дом. Так обучают вождению автобуса как минимум в девяти штатах Америки.
Да, конечно, это не самый сложный, не самый приближенный к реальности и не самый крутой автомобильный симулятор в мире. Одним словом, это не NADS, о котором мы уже писали. Этот тренажёр называется VMT (Vehicle Maneuvering Trainer), а разработан он, понятное дело, не вчера и не сегодня корпорацией Doron Precision Systems.
Может быть, это странно, но вот так взять и отнести VMT в категорию «виртуальная реальность» рука не поднимается: и водитель, и автобус, и пешеходы, пусть обездвиженные, и прочее — всё реально: можно руками потрогать. Разве что, меньше всё это в 16 раз. Кроме водителя, конечно.
Тренажёр VMT располагается в двух помещениях: в одном — маленький город, а в другом — тот, кто с детства мечтает стать водителем автобуса сидит в кабине, которую как раз виртуальной назвать можно и нужно. Находящийся в кабине полностью отрезан от реального мира, зато и в виртуальный погружён на всю катушку. Или почти на всю.
Кабина эта, естественно, в натуральную величину. Покачивается ли она во время езды? Судя по всему, нет. Внутри: кресло водителя, руль, приборная панель, рычаги, педали, зеркала заднего вида и даже коробка для сбора платы за проезд.
Все действия водителя сопровождаются соответствующими звуковыми эффектами: скрип тормозов, неравномерное гудение мотора, шипение открывающихся дверей и так далее. В кабине будущий водитель находится пусть и не в гордом, но одиночестве. Инструкторы наблюдают за его действиями в другой комнате — там, где маленький город.
Водителя и его маленький автобус связывает толстый кабель, укреплённый над «городом» на «электронной руке», которая двигается по укреплённым в «небе» рельсам. Автобус длиной 60 сантиметров оснащён миниатюрными телекамерами, изображение с которых проходит через компьютер и поступает к водителю, как говорится, в полный рост.
Глядя на то, как неряшливо сделан игрушечный город, невольно испытываешь сожаление — и красивее всё можно было сделать и натуралистичнее. Но потом понимаешь, что всё это от экономии, чтобы те, кому нужно, могли себе это позволить. Хотя и в таком виде VMT стоит недёшево.
Например, агентству Тома Окейна (Tom OKane agency), которое обучает около 500 водителей в год для компании New Jersey Transit, установка VMT в комплекте с тренажёрами попроще обошлась в $480 тысяч. В сравнении всё с тем же NADS, это немного. Тот стоит $50 миллионов. А в Нью-Джерси довольны приобретением VMT и говорят, что тренажёры не только себя окупили, но и дают возможность экономить по $350 тысяч в год. Кроме того, более чем на 10% снизилось количество несчастных случаев.
Инструкторы говорят, что водители, прошедшие курс обучения на компьютерных тренажёрах, когда садятся за руль настоящего автобуса, всегда знают, что нужно делать и совсем перестают бояться.
Из всех, кто прошёл испытание на тренажёрах VMT, в конечном счёте, на реальные маршруты выезжают почти все — 95%.
Причём, даже опытные водители, поводив 60-сантиметровый автобус, становятся увереннее и, как они говорят, безопаснее.
Остаётся добавить, что New Jersey Transit в 1994 году стала первой в США компанией, обучающей водителей автобусов с помощью компьютерных тренажёров, а агентство Тома Окейна в 1995 году за новации с тренажёрами было представлена к награде Management Innovation Award, которую вручает Американская ассоциация общественного транспорта (American Public Transit Association).