Если вас не устраивают существующие виды общественного транспорта, то что вы скажете о таком длинном-предлинном автобусе с десятью вагонами, в общей сложности человек эдак на 350? Придумщики такого автопоезда говорят, что их идея хороша во всех отношениях. Посмотрим?
Концепция нового вида общественного транспорта под названием RoadRUNNER — это результат полётов англо-американских научно-технических мыслей. На почве RoadRUNNERа в 2001 году возникло сотрудничество таких компаний, как HILTech Developments, Model Fiberglass company (MFG) и Intermountain Design Inc (IDI). Впрочем, упоминания RoadRUNNERа на сайтах этих компаний вы не встретите.
Никаких особенных событий, например, создания опытного образца, в жизни проекта RoadRUNNER с момента рождения так и не произошло. Таким образом, описание концепции лежит себе «на полке», то есть на сайте с предлинным доменным именем Aadvancedpassengervehicles.com. Других упоминаний проекта в Сети практически не встречается, притом, что «Roadrunnerом» называется не одна сотня устройств.
Итак, RoadRUNNER состоит из тягача (tractor unit) и вагонов. Сама по себе концепция, по признанию авторов, мало чем отличается от поезда. Разве что вместо рельсов — дорожное полотно — собственно, Road. «Рельсовую версию» разработчики обещали обмозговать, но как-нибудь попозже. Самое время выложить о RoadRUNNERе всю правду. Сделаем это в том же порядке, что и авторы. Это ведь полноценное коммерческое предложение, не так ли?
«У RoadRUNNERа много уникальных особенностей, — пишут авторы проекта, — но наиболее важных из них — три вещи. Во-первых, он использует меньшее количество энергии (на 60%) и загрязняет окружающую среду меньше, чем обычный дизельный автобус.
Во-вторых, в RoadRUNNERе используются современные информационные технологии, что позволяет сократить время простоя — транспортное средство будет использоваться на 99%. В-третьих, это технически и коммерчески жизнеспособный вид общественного транспорта, для внедрения которого нужно очень немного денег».
На последней уникальной особенности авторы делают акцент. Тут и эксплуатационные расходы ниже на 40-50%, по сравнению с обычным автобусом, и количество вагонов, да и сами тягачи можно выбирать в зависимости от места назначения — в университетском городке хватит, скажем, четырёх вагонов и среднего тягача, а для транспортировки дачников нужны все десять вагонов и соответствующий «tractor unit».
Конечно же, «концепция RoadRUNNERа обеспечивает исключительный пассажирский комфорт, удобство и безопасность», и «информационные услуги для пассажиров предоставляет в реальном времени, что есть краеугольный камень ультрасовременного общественного транспорта ХХI-го столетия», и «качество будет соответствовать, а то и стремиться превышать самые высокие международные стандарты», и далее так. Интернет они в этот автобус проведут, что ли?
Далее. «Ультранизкая посадка (26 см) даст доступ пассажирам на инвалидных креслах», «двойной стеклопакет для тонированных окон», «эксплуатационная гибкость», жизнеспособная альтернатива обычным автобусам и поездам", «высокая скорость»… Ага, вот: «Технические особенности».
Авторы пишут, что RoadRUNNER будет собран их лёгких материалов и конструкций, чтобы минимизировать использование энергии, соответственно, уменьшить выбросы в атмосферу. Для этого будет использоваться и альтернативное топливо — становится интереснее.
Так, у тягача будет микротурбина (micro turbine / fuel cell with CNG / LPG / Hydrogen fuel), водородное топливо, рассматривается и троллейбусный вариант с электроэнергией. Неплохо. Мы уж подумали, дизтопливо с бензином.
По поводу тракторов-тягачей разработчики говорят, что на сегодняшний день доступны три: Omega и Zeta на альтернативном топливе, а также Kappa — версия троллейбуса. Все три тягача имеют идентичные системы управления и могут работать в существующих транспортных системах. Стало быть, дело в вагонах.
Чтобы RoadRUNNER мог развивать приличную скорость, а пассажиры при этом добрались до места назначения, машина будет оборудована противоаварийным радаром (Radar anti-collision). «Водитель для своей же безопасности не будет собирать плату за проезд»: ещё бы, трудно представить себе, как он постоянно «обилечивает» весь свой поезд — в общем, расплачиваться за проезд придётся кредитками.
В вагонах будут установлены телевизоры, чтобы информировать пассажиров о маршруте и крутить им рекламу. Кроме того, вагоны будут оборудованы кондиционерами, звукоизоляцией и ремнями безопасности — как мило. Вандалоустойчивость? Внутри будут висеть видеокамеры, а оплата, как уже говорилось, по кредиткам, причём через турникеты на станциях, так что отследить хулиганов будет возможно.
Само собой, авторы не могли не подумать об автопоездах с двумя тракторами с двух концов, о сцеплении-расцеплении вагонов с последующим присоединением к другому поезду — в общем, как в обычных поездах, только с элементами грузоперевозок дальнобойщиками. Проектировщики дают понять, что в будущем возможен и автоматический контроль, то есть RoadRUNNER без водителя.
По поводу Интернета ответ положительный: «Internet and RoadRUNNER integration». Под информационными технологиями ещё понимаются электронный контроль, включающий автоматическую систему сбора платы за проезд (automatic fare collection system — AFC), автоматическую систему контроля над местоположением транспортного средства (automatic vehicle location system — AVLS), систему безопасности и так далее.
В заключение, хочется сказать, что RoadRUNNER, по нашему мнению, вполне жизнеспособен.
Разумеется, не в городах, где проезд 10-вагонного поезда через перекрёсток будет каждый раз неприятным для автолюбителей событием, а на каких-либо трассах, может быть, даже специально построенных для него.
По крайней мере, разработчики правы в том, что RoadRUNNER обойдётся дешевле, чем какой-нибудь монорельс. А стоимость проекта скромно умалчивают.