Автомобили на водороде: скоро в продаже?

Схема расположения топливных элементов внутри автомобиля.

Французский автомобильный концерн Renault совместно с компанией Nuvera Fuel Cells планирует разработать серийный автомобиль, использующий в качестве топлива водород, уже к 2010 г.

Nuvera — небольшая американская компания, с 1991 года занимающаяся разработкой двигателей, альтернативных доминирующим сейчас бензиновым и дизельным. В основе разработок Nuvera лежит так называемый «топливный элемент» (Fuel Cell).

Топливный элемент — устройство, не имеющее движущихся частей, в котором происходит химическая реакция водорода и кислорода, в результате которой вырабатывается электричество. Побочными продуктами реакции является выделяемое тепло и некоторое количество воды.

Принцип «топливного элемента» в корне отличается от обычного процесса электролиза, применяемого сейчас в батареях и аккумуляторах. Разработчики утверждают, что их продукция — это по сути дела «вечная батарейка», имеющая весьма значительный срок службы. Кроме того, в отличие от обычной батареи, «топливный элемент» не нуждается в подзарядке.

Схема работы «топливного элемента» компании Nuvera.

Подписав соглашение о партнёрстве с Renault, специалисты Nuvera планируют уже к 2004 году полностью завершить разработку системы, производящей из водорода специальное «топливо» для новых двигателей в промышенных масштабах. Renault, в свою очередь, сразу же возьмёт на вооружение новые технологии и будет использовать их в производстве своих автомобилей.

Вообще-то усилия Nuvera направлены на создание водородного двигателя, который бы был полноценной альтернативой традиционным бензиновым и дизельным моторам. А автомобили с такими двигателями по своим техническим характеристикам ни в чём не уступали обычным машинам. Но это — планы на будущее, хоть и не очень далёкое.

Пока же речь идёт только о гибридных двигателях, способных работать и на обычном топливе.

Toyota Highlander с гибридной силовой установкой FCHV-4.

Тем временем другой автогигант — японская Toyota — уже к концу 2002 года планирует выпустить в продажу небольшое количество внедорожников Highlander. Эти автомобили оборудованы гибридной силовой установкой FCHV-4, использующей в качестве топлива и бензин, и водород.

Впрочем, Toyota не ожидает бешеного спроса на экспериментальные модели. Отсутствие сегодня «водородных заправок» и сервисной инфраструктуры — основное препятствие для широкого распространения новинки.

Пока же специалисты сходятся во мнении, что массового «наступления» автомобилей на гибридных, а затем и чисто водородных двигателях, следует ожидать не раньше 2010 года.

В общем, поживём — увидим. Если к тому времени сквозь выхлопные газы хоть что-нибудь удастся разглядеть.



Электромобиль KAZ: три тонны на восьми колёсах со скоростью 300 км/час

1 июля 2002

Если из автобуса сделать поезд, получится RoadRUNNER

24 июня 2002

Zorb и зорбонавты: куда мы катимся?

20 июня 2002

Гонки на газонокосилках — самый дешёвый мотоспорт

18 июня 2002

PowerSki — электрический буксировщик для тех, кто на колёсах

15 июня 2002