CyberTran: автоматический скоростной кибер-рельсовоз без машиниста

CyberTran – новый городской транспорт для Нью-Йорка.

Транспорт нашего антиутопического будущего примерно так и должен выглядеть: стальной, устремлённый, хищный, но скромный и без излишеств – этакая соблаговолившая помочь человеку механическая рыбина. Причём, это реальный проект — такой транспорт будет вскоре возить американский народ.

В общем, эта остроносая машина называется CyberTran (Cybernetic Transportation), что есть сверхлёгкий высокоскоростной транспорт не иначе, как ХХI века. Деньги на него уже практически дадены, собираются ещё направить миллионы долларов, опытные ветки одобрило начальство – кто бы мог подумать, что именно такое воплотится?

Всё начиналось в 80-е годы прошлого столетия, когда инженер Джон Дириен (John Dearien) вместе со своими коллегами задумали CyberTran, как систему транспортирования для служащих американского Министерства энергетики (U. S. Department of Energy), на благо которого в то время они и трудились. После того, как энергетическое начальство отправило их вместе с затеей куда подальше, Дириен и его товарищи не пали духом, а стали дорабатывать свою концепцию.

«Мы поедем, мы помчимся…»

Развитие CyberTran’а продолжается в INEEL (Idaho National Engineering and Environmental Laboratory), что, как и следует из названия, располагается в штате Айдахо, где вдохновился концепцией и господин Ричард Артур (Richard Arthur). Теперь Артуру 50 лет, он президент компании CyberTran International и, в общем, должен нормально себя чувствовать – проект пошёл.

Вы, наверное, уже удивляетесь: когда же нам расскажут, что это такое? CyberTran – это полностью автоматизированная, то есть никаких водителей – управляет компьютер, система транспортировки народа по рельсам со скоростью до 240 км/час. Ну, 240 не 240, а на 90 км/час проверено – летит вперёд. Общий вес одного полностью загруженного CyberTran’а – 10 тысяч фунтов (примерно 4,5 тонны).

Тот же CyberTran, вид сбоку. Убиться веником. Даже НЛО, то что слева вверху, смотрится рядом с этим «утюгом» как нечто само собой разумеющееся.

Кстати, проверяли транспорт следующие конторы: упоминавшаяся выше INEL, Morrison Knudsen Rail Group, Transportation Test Center в Колорадо, корпорация Applied Engineering Services, корпорация Power Engineers и компания SAIC из Айдахо – всё нормально, говорят.

Лёгкие вагонетки на 20-30 пассажиров едут по сравнительно лёгким рельсам. Стальными колёсами по таким же стальным рельсам. Многое позаимствовано у старой доброй железной дороги: электропитание, например. Но, по американским меркам, в сравнении с ж/д получается катастрофически дешевле – в диапазоне от двух до пятнадцати миллионов долларов за милю у CyberTran, если верить текстам о проекте, конкурентов нет.

Как тут не припомнить достославную обложку пластинки группы MotorHead?

Если тексты на веру не брать, а посмотреть, например, на Струнный Транспорт Юницкого, то можно увидеть и $900-1200 тысяч за км. Но оставим это, идём дальше.

Создатели CyberTran’а сознательно не стали загружать проект технологическими новшествами, а взяли и сделали, просто и сердито, транспорт по схеме паровозика из луна-парка – именно это сравнение приходит в голову, когда знакомишься с документацией.

Кстати, вот презентационное выступление Ричарда Артура на конференции в мае 2001 года, вот коммерческое предложение для инвесторов, здесь – последняя свежая новость, а вот словенский промо-сайт. Спасибо? Не за что.

Разработчики утверждают, что и сам транспорт, и дорога достаточно лёгкие – может ездить и так.

По словам президента Артура, CyberTran и не должен решать транспортные проблемы крупных мегаполисов – никто не спорит, что с пассажиропотоком в часы пик он не справится. Подсчитано, что в пиковые часы общественный транспорт должен «переваривать» 10-20 тысяч пассажиров в час, в то время как CyberTran готов «принять на грудь» не больше тысячи. Однако и затраты меньше: миля дороги, готовой к 20 тысячам человек стоит порядка $60 миллионов.

А последние новости о CyberTran’е, датированные июнем 2002 года, таковы: лидер сенатского большинства (Senate Majority Leader) Джозеф Бруно (Joseph Bruno), который в своё время уже подкинул проектировщикам $350 тысяч, активно лоббирует проект строительства ветки скоростного кибертранспорта в Нью-Йорке.

Бруно так и сказал: если будущее транспортирования – это CyberTran, то это будущее наступит в Нью-Йорке: «Я думаю, что это дорога будущего. Теперь мы убедились, что построить её вполне реально». Губернатор одноимённого штата Джордж Патаки (George Pataki) – того же мнения. Есть лобби и в Конгрессе США.

Строительство обойдётся в сумму никак не меньше $30 миллионов. Половина этих денег уже просматривается: недавно созданный на благо экономического развития государственный фонд (Empire Opportunity Fund) вполне возможно расстанется с $15 миллионами.

А выглядеть всё это будет примерно так.

В таком случае ветка CyberTran’а пройдёт по мосту (Dunn Memorial Bridge) через Гудзон и соединит вокзал (Rensselaer train station) с площадью (Empire State Plaza). В свою очередь, Ричард Артур прямо-таки мечтает построить линию CyberTran’а именно в Нью-Йорке, потому продаст свои испытательные ветки на Мальте и в Сан-Франциско. Одну из них, кстати, покупает корпорация Saratoga Economic Development и построит там high-tech-парк.

Конкретные сроки начала и окончания строительства нью-йоркской ветки CyberTran’а не называются, но почему-то почти без труда верится в эту затею. Отчего-то вовсе не удивительно, что не автомобили на рельсах, не движущиеся тротуары, не вакуумный трубопровод, а острый стальной «паровозик из Ромашково» вот-вот из транспорта будущего, превратится в автоматический кибер-рельсовоз настоящего.



Двухколёсные монстры. Часть вторая: Торпеда инженера Суинни

8 августа 2002

Двухколёсные монстры. Часть первая: Гирокар Шиловского

7 августа 2002

Новый сплав сделает машины экономичнее и экологичнее

5 августа 2002

Dymaxion Car: таких автомобилей не бывает

2 августа 2002

Дин Кеймен и Segway вступают в гонку вооружений

31 июля 2002