Робот Spinner: там, где пехота не пройдёт и пуля не пролетит

Spinner пока существует лишь в виде трёхмерной графики.

Очередная перспективная разработка, финансируемая Пентагоном, может практически всё: ездить по сильно пересечённой местности, подвозить боеприпасы, вести разведку, уничтожать супостата и даже ездить к верху брюхом.

При всех своих недостатках, демократия имеет одно очень важное достоинство: жизнь человека ценится в ней настолько высоко, что в случае войны иногда проще рискнуть многомиллионным роботом, чем последним рядовым, не вылезающим с гауптвахты по причинам дисциплинарного характера.

Американцы, демонстрирующие трепетное отношение к жизням своих солдат, уже давно ведут разработки в области беспилотных боевых машин. И вот в наши дни сумма накопленных технологических решений грозит перерасти в новое качество.

Полигоном для демонстрации возможностей этих технологий стал Афганистан: именно там мы увидели беспилотных разведчиков-бомбардировщиков типа Predator и боевых разведывательно-дозорных роботов типа Hermes. Но всё это — только цветочки, потому что в самые ближайшие годы нам предстоит увидеть первую «полноразмерную» боевую машину не отягощённую человеческими существами.

Робот Spinner, разработка которого ведётся специалистами National Robotics Engineering Consortium (NREC), будет иметь около пяти метров в длину, 2,7 метра в ширину и всего полтора метра в высоту, что сделает его не самой приятной мишенью для гранатомётчиков.

Упал, отжался, перевернулся и дальше поехал.

Пневматические шины диаметром почти 120 сантиметров (47 дюймов) позволят аппарату без особых проблем взбираться на естественные и искусственные преграды такой же высоты. Кроме того, в случае нужды, Spinner должен быть в состоянии форсировать водную преграду глубиной до 1,20 метра, перебраться через трёхметровый ров и взобраться на склон с углом в 35°.

Для того, чтобы сообщить всему этому хозяйству надлежащую скорость, конструкторы собираются воспользоваться гибридной силовой установкой, похожей на привод, используемый в тяжёлых карьерных самосвалах типа «БелАЗа», но вкупе с дополнительными литий-ионными аккумуляторами.

Специально разработанный для этих целей газотурбинный двигатель будет вырабатывать электрический ток, который затем будет направляться на встроенные в колёса электродвигатели.

Такая схема обеспечит машине очень хорошее соотношение крутящего момента и общей массы. Если же выяснится, что турбина производит слишком много шума и грозит демаскировать машину, систему можно будет переключить на питание от аккумуляторов.

Однако не вышеприведённые характеристики являются настоящей изюминкой Spinner’a.

Дело в том, что эта машина станет первой беспилотной боевой машиной, созданной, что называется «с нуля». То есть, в отличие от прежних экспериментов с роботизированной техникой, конструкторы не пытались взять за основу уже существующие образцы, чтобы выдрать из них сиденья и поставить на их места телекамеры.

Внутреннее убранство робота-вездехода.

Spinner изначально создавался для того, чтобы сполна воспользоваться всеми преимуществами, которые даёт отсутствие в кузове машины экипажа, состоящего из хрупких и весьма охочих до комфорта человеческих существ.

Главным достоинством вездехода станет его способность переживать опрокидывания. Если обычная машина, «сделав крышу», становится абсолютно беспомощной, то для пятитонного робота такая неприятность не станет критической проблемой.

В случае если аппарат перевернётся, его специально разработанная подвеска сможет изменить положение колёс и вновь поднять Spinner над землёй. Только завершить поездку придётся вверх брюхом. Грузовой отсек машины так же развернётся вдоль продольной оси, чтобы ящики с разбитым и покорёженным от удара оборудованием вновь приняли соответствующее уставу положение.

Разумеется, опрокидывание всё же считается «нештатной ситуацией» и конструкторы пока не рекомендуют будущим владельцам злоупотреблять этой опцией. В самом лучшем случае, Spinner сможет выдержать не более трёх таких инцидентов в месяц.

Тем не менее, отметим, что всё вышеизложенное пока всего лишь предположения конструкторов. Опытный образец Spinner’a будет собран не ранее декабря 2002 года и пока сложно сказать, как поведёт себя реальный, а не смоделированный на компьютере образец.

Хотя, присутствие в числе субподрядчиков проекта таких компаний, как Boeing и Timoney Technology, финансируемых могущественной и богатой DARPA (Defense Advanced Research Project Agency), выделившей на эту разработку пять с половиной миллионов долларов, даёт основания считать, что заказчики настроены весьма серьёзно.



Robotic Cockroach: чего нам ждать от роботов-тараканов?

15 августа 2002

Американцы собираются испытывать в Ираке несмертельное оружие

8 августа 2002

Shadow Hand: пока ещё безмозглый робот-руководитель

8 августа 2002

Американские военные в Афганистане: с нами Бог и роботы

1 августа 2002

Младший брат R2-D2 хорошо ориентируется в пространстве и таскает банки с пивом

1 августа 2002