Робот Pyramid Rover раскроет тайну фараонов?

Пирамида Хеопса, которую предстоит облазить роботу Pyramid Rover.

Исследовательскому роботу, созданному по образу и подобию механизмов, применённых для поиска людей под развалинами Всемирного торгового центра, предстоит разрешить загадку пирамиды Хеопса в Гизе.

Великая пирамида Хеопса — единственное из дошедших до нас Семи чудес света Древнего мира. Её высота составляет 143 метра, а для создания гробницы было использовано тринадцать миллионов камней весом от 2,5 до 15 тонн.

После того, как в конце восемнадцатого века археологи взялись за исследование египетских пирамид, ими было собрано огромное количество информации, проливавшей свет на историю древнего Египетского царства.

Тем не менее, всё ещё остаётся неразгаданной одна из главных тайн пирамиды: один из двух узких тщательно запечатанных туннелей, обнаруженных исследователями ещё в 1872 году.

Туннели, идущие вверх по диагонали от северной и южной стен так называемой «усыпальницы королевы», лежащей под главной усыпальницей, принято считать либо вентиляционными шахтами, либо священными путями, предназначенными для того, чтобы бессмертная душа фараона могла без особых проблем покинуть своё бренное тело. Непонятно только, зачем их тогда было запечатывать.

Статуэтка, изображающая великого царя Хуфу, более известного под именем Хеопс.

Отметим также в скобках, что существуют ещё три, менее распространённые, гипотезы:1. Туннели должны были создавать проекцию на звёздное небо, указывая на Сириус и созвездие Ориона2. Шахты были построены из нумерологических соображений.3. Эти шахты — дело рук пришельцев с мифической «двенадцатой планеты» Солнечной системы, которые, по всей видимости, были достаточно малы, чтобы перемешаться по коридорам с сечением 20х20 сантиметров.

Существует и более интересная для археологов мысль: один из туннелей может вести в третью, пока не открытую усыпальницу. Дело в том, что южная шахта заканчивается приблизительно в пятнадцати метрах от стен пирамиды и, как полагают некоторые археологи, оставшегося пространства вполне достаточно для того, чтобы разместить там ещё одно большое помещение. Именно для того, чтобы проверить эту гипотезу, исследователи намерены использовать Pyramid Rover.

Робот Upuaut 2, с помощью которого в начале 1990-х годов пытались изучить строение секретных помещений пирамиды.

В начале девяностых годов такая попытка уже предпринималась. В тот раз немцу Рудольфу Гантенбринку удалось подвести сконструированного им робота Upuaut 2 к самому концу 70-метрового туннеля и рассмотреть «пломбу», закрывающую выход из него.

Однако на этом всё исследование и закончилось: миниатюрной видеокамеры, установлённой на борту робота, оказалось явно недостаточно для того, чтобы узнать, что скрывается за известняковой кладкой.

На этот раз исследователи подошли к делу гораздо серьёзней. Pyramid Rover оснащён не только видеокамерами с фиброоптикой, но и специальным радаром, способным «видеть» сквозь метровый слой железобетона, а сквозь относительно рыхлые блоки из известняка — и ещё дальше. Кроме того, теперь робот оснащён и ультразвуковым сканером, предназначенным для измерения толщины стен.

После того, как Pyramid Rover доберётся до заглушки, в ход пойдут инструменты, с помощью которых можно будет найти проломы в кладке (если они вообще есть) и просунуть сквозь них гибкие провода фиброоптической камеры, чтобы заснять на видео внутренности гипотетической третьей усыпальницы.

Схема внутреннего строения пирамиды Хеопса.

Вообще, как утверждает Кейт Спенс (Kate Spence) из Института археологических исследований имени Макдональда при Кембриджском университете (McDonald Institute for Archaeological Research at Cambridge University), по большому счёту не важно, будет ли за этой заглушкой третья усыпальница, доверху наполненная сокровищами, место хранения скафандров и прочего инвентаря пришельцев из космоса или же просто тупик, оставшийся на месте «незавершённого строительства» древних египтян.

Здесь важен сам факт разрешения загадки туннеля, который вот уже сто тридцать лет ставит в тупик археологов.

С роботом-партнёром в 2005 году поговорим на языке жестов

26 августа 2002

Робот Spinner: там, где пехота не пройдёт и пуля не пролетит

23 августа 2002

Robotic Cockroach: чего нам ждать от роботов-тараканов?

15 августа 2002