Шахматная битва человека с компьютером закончилась, победителей нет

Шахматная битва окончена, проигравших нет, и Крамник не выглядит расстроенным.

Шахматный поединок между Владимиром Крамником и программой Deep Fritz завершился. Прошлое состязание такого рода — между тогдашним чемпионом мира Гарри Каспаровым и суперкомпьютером Deep Blue закончился поражением Каспарова. В этот раз случилась ничья. Так кто же становится умнее?

4:4 — таков итог восьми партий, сыгранных между чемпионом мира Владимиром Крамником и программой Deep Fritz немецкого производства, установленной на восьмипроцессорную компьютерную систему.

Первая игра была сыграна вничью. Во второй Крамник заставил компьютер сдаться через 57 ходов.

Команда разработчиков Deep Fritz с большим неудовольствием наблюдала, как на 12-м ходу их детище вернуло слона на исходную позицию, — такого хода не сделал бы и самый посредственный игрок.

Ну а на 27-м ходу компьютер взялся играть, как сообщает Reuters, совершенно по-компьютерному, чем привёл Владимира Крамника в изрядное изумление. Чемпион мира заявил, что не мог ожидать ничего подобного, и что только машина могла так играть.

В третьей игре Крамник тоже расправился со своим электронным противником, да и в четвёртой подобный исход был вполне вероятен.

Однако всё изменилось в пятой и в шестой играх: оба раза Крамник проигрывал. Характерно, что по окончании шестой партии, чемпион мира заявил, что это была одна из лучших игр в его жизни, поэтому он не расстраивается. Дескать, Deep Fritz построил настолько хорошую защиту, что Крамник не смог с ней справиться.

Команда Deep Fritz, похоже, весьма довольна результатами.

На следующий день после шестой игры, 16 октября 2002 года в эфире радиостанции «Эхо Москвы» прозвучало высказывание о том, что, дескать, машина умнела на ходу, и если сначала она даже повторяла собственные ошибки, чего изо всех сил пытались избежать разработчики, то в дальнейшем Deep Fritz играл всё лучше и лучше.

Впрочем, седьмую партию Deep Fritz играл неважно и лишь на 24 ходу оживился, что и помешало чемпиону мира одержать победу. Ничья была объявлена на 28 ходу.

В самом начале последней игры казалось, что победа должна достаться Владимиру Крамнику, однако гроссмейстер допустил несколько ошибок, что и привело к ничьей.

В начале финальной партии Крамник попытался втянуть Deep Fritz в полуоткрытый дебют Ботвинника, однако Deep Fritz предпочёл пуститься в спокойные воды отклонённого ферзёвого гамбита.

Просмотреть всю партию можно здесь.

Последняя игра была самой короткой и окончилась вничью.

В дальнейшем Крамник, как сообщается на официальном сайте турнира, потерял две фигуры, разменял ещё две, и в итоге сам предложил ничью.

Нельзя сказать, чтобы чемпион мира был доволен таким исходом.

В интервью по окончанию матча, чемпион мира заявил, что начинал всю игру, испытывая большое уважение к Deep Fritz и его создателям, и теперь оно лишь возросло.

Когда же его спросили, насколько велико это уважение, Крамник ответил, что последним его оппонентом, с которым они заключили ничью на 21 ходу, был... Гарри Каспаров.

Характерно, что игра между Каспаровым и Deep Blue тоже закончилась на 21 ходу, правда, в тот раз Каспаров, как известно, проиграл...

Что же, честь человечества в борьбе с компьютером Крамник, в отличие от Каспарова, «отстоял». Теперь чемпион мира получит приз в размере $800 тысяч.

Ещё $200 тысяч к этой сумме решила добавить Европейская юношеская шахматная организация, так что Крамник получит-таки миллион долларов (согласно первоначальным условиям столько он должен был получить в случае своей победы над машиной).

Задолго до начала матча, мир был преисполнен всяческих сомнений. Говорили, что-де программа Deep Fritz, установленная на восьмипроцессорную систему, по вычислительным возможностям Deeb Blue не ровня: 6 миллионов рассматриваемых позиций в секунду, против миллиарда — пусть даже и теоретического.

Кстати сказать, вся система Deep Blue весит около 1,4 тонны, её «рост» составляет 1,82 м, а в команду обслуживания входит 20 человек. А Deep Fritz — это одна-единственная программа, которую можно запускать на чём угодно, вплоть до обычного ноутбука.

И эта программа благополучно разделала под орех и Deep Blue, и Каспарова, и чемпиона Международной шахматной федерации (World Chess Federation) Вишванатана Ананда (Vishwanathan Anand).

Крамник тоже много кого обыграл, включая и раннюю версию Deep Fritz (Deep Junior). Однако злые языки припоминали и тот факт, что 11-летний английский школьник Дэвид Хауэлл (David Howell) умудрился сыграть с Крамником вничью...

В такой позиции закончилась последняя из восьми партий матча между Крамником и Deep Fritz. Компьютер играл чёрными.

Что же касается Deep Fritz, то за пару месяцев до судьбоносного сражения человека с компьютером, на веб-странице немецкого журнала C’t происходило довольно забавное состязание между двумя компьютерными системами — машиной с двумя процессорами AMD Athlon 2 ГГц и системой на базе двух чипов Intel Xeon 2,4 ГГц.

На обе машины были установлены по две шахматные программы — Deep Fritz и Deep Shredder, которые поочерёдно вступали в бой.

Партии проводились в бешеном темпе, даже блиц-игры у людей протекают куда медленнее.

Но в то же время отчётливо просматривался золотой принцип: поспешишь — людей насмешишь. Даже не самые сильные игроки укатывались со смеху, глядя на то, какие глупые «ляпы» совершали и Deep Fritz и Deep Shredder.

Кстати, машина с двумя процессорами Xeon благополучно выиграла компьютер на Athlon’ах.

Факт ничьей отраден, хотя победа Крамника принесла бы значительно больше радости. Впрочем, и в проигрыше не было бы ничего страшного.

Да роботы могут эволюционировать на глазах, грозить человечеству разгромным футбольным матчем — через полстолетия, поддерживать светский разговор в течение целых пяти минут и даже раскидывать щупальца веером.

Но их разум всё равно не может сравниться с человеческим, а что касается вычислительных возможностей, то здесь уместно снова вспомнить слова британского гроссмейстера Найджела Шорта (Nigel Short): «Ведь мы не заставляем спринтеров бежать 100 метров наперегонки с автомобилем, а тяжелоатлетов соревноваться с подъёмным краном».

Тем более приятно думать, что матч «Крамник — Deep Fritz» закончился ничьёй. Почти что товарищеской.



В борьбе с машиной Крамник отстоял честь человечества

19 октября 2002

У Крамника и компьютера шансы на победу по-прежнему равны

17 октября 2002

В битве Крамника с компьютером счёт сравнялся — 3:3

15 октября 2002

Разрыв между Deep Fritz и Владимиром Крамником сократился

14 октября 2002

В поединке с компьютером Крамник ведёт 3:1

11 октября 2002