Музыка и электричество. Часть пятая: Бессмертный Moog

Minimoog Voyager. Аналоговый синтезатор 2002 года выпуска. Этот инструмент, похоже, бессмертен.

Произведение Роберта Мога (Robert Moog) стало первым музыкальным инструментом, получившим громкое имя «синтезатор». А точнее, коммерческий синтезатор.

«Мог?!» — именно «Мог», а не «Муг». Вообще, по всем правилам английского языка фамилия эта должна бы читаться и писаться через «у», но проблема в том, что фамилия голландская.

Что же касается первого коммерческого синтезатора, то это, в общем, тоже не вполне справедливо: орган Хаммонда тоже ведь был по сути синтезатором, хотя и работал по иным, нежели Moog принципам.

А по поводу коммерческого успеха, так его «Хаммонды» приобрели ещё тогда, когда фамилию «Мог» никто не слышал, и не утратили даже после того, как оригинальные органы перестали выпускать вовсе.

Лев Орлов писал в журнале «Звукорежиссёр», что Роберт Мог многое почерпнул из опыта талантливого инженера Харальда Бодэ, создателя нескольких музыкальных инструментов, во многом предвосхитивших дальнейшее развитие электронной музыки.

Например, в его Warbo Formant Orgel, созданном в 1937 году, появился электронный «формирователь» огибающей — envelope shaper, то, что теперь называется генератором огибающей — envelope generator.

Тому же Бодэ принадлежит инструмент, именуемый Melodium (1938), обладавший клавиатурой, чувствительной к касанию. Напомним, что и Телармониум тоже мог похвастаться такой особенностью, однако до 1970-х, примерно, годов «активная» клавиатура оставалась довольно редким явлением.

Роберт Мог, доктор физических наук, изобретатель синтезатора Moog. Кстати, за это он получил в 2002 году премию Grammy.

Самым главным событием, повлиявшим на развитии электронных музыкальных инструментов второй половины ХХ века, — это изобретение в начале 1960-х годов транзистора и интегральной микросхемы.

«В 1961-м Харальд Бодэ опубликовал в журнале AES научную статью, в которой описывались схемотехника и метод работы синтезатора модульного типа», — пишет Лев Орлов.

«Электрические схемы всех узлов, по расчётам Бодэ, следовало изготавливать по транзисторной технологии, что позволило бы значительно уменьшить размеры аппарата.

А принципиальная схема этого устройства на долгие годы послужила эталоном для создания синтезаторов».

Кроме того, именно Боде предложил называть источник колебаний звуковых частот не генератором, а осциллятором, чтобы избежать путаницы в терминах: ведь были ещё и генератор огибающей, и генератор низкочастотных колебаний (LFO — low frequencey generator).

А вот авторство термина VCO (voltage controlled oscillator — осциллятор, управляемый напряжением), равно как и самого аппарата, носящего это имя, принадлежит как раз Роберту Могу.

Ну а теперь некоторые подробности.

Родившийся в 1934 году Роберт Мог с 19 лет занимался — просто для развлечения — конструированием терменвоксов (читайте об этих инструментах здесь). «Это было хобби, с которого я, кроме того, мог получать кое-какие деньги», — говорил сам Мог.

Герберт Дойч возится с одним из прототипов первого Moog’а. Фотография сделана самим Робертом Могом.

В 1963 году над ним нависла докторская степень по физике в Корнельском университете (Cornell University) — со всем вытекающими последствиями, вроде диссертации.

Диссертацию он писал, конечно, но, судя по всему, его больше интересовали транзисторные терменвоксы (впрочем, позднее свою докторскую степень он благополучно получил).

Одним из клиентов Мога стал композитор Герберт Дойч (Herbert Deutsch), с которым они повстречались на какой-то конференции.

Пообщавшись, они пришли к выводу о необходимости создания новых электронных музыкальных инструментов, и уже в 1964 году появился первый прототип.

В последующие три года создаётся несколько моделей синтезаторов, которые даже ещё не носили имени Moog. В основном они назывались «Модульные системы» (Modular Systems). Их изображения можно найти в фотогалерее на «Мембране» или по этому адресу.

Немало поспособствовал продвижению «модульных систем» Мога и Дойча музыкант и инженер Уолтер Карлос (Walter Carlos).

Самый первый синтезатор, созданный Могом и Дойчем.

Сам Мог говорит, что Уолтер (он же, а вернее, она же — Уэнди Карлос: сменивший пол музыкант теперь известен именно под этим именем), довольно сильно помогал им с Дойчем в разработках — в техническом плане.

А потом свет увидела грамзапись «Switched on Bach» — «Подключённый Бах», где произведения великого немецкого композитора игрались как раз на ранних образцах того, что в последствии будет называться «могами» (или, опять-таки, «мугами» — Moogs).

Это принесло немалую славу и Уэнди Карлос, и Могу c Дойчем.

Тогдашние инструменты Мога, кстати, имели совершенно исполинские размеры, и годились только для студии — на сцену их было не выволочь.

Эта проблема решилась в течение двух лет: в 1970 году на свет появился миниатюризированный переносной вариант синтезатора, получивший название Minimoog.

Самый первый Minimoog.

Неполных четыре октавы, деревянный ящик, и никаких коммутационных проводов (Patch cords) — фирменной, так сказать, особенности больших Moog’ов.

Patch cords у студийных синтезаторов предназначались для соединения модулей, выполнявших различные функции, — осцилляторов, низкочастотных генераторов, и так далее. Это было необходимо для получения сложных звуков.

В «миниатюрной» — концертной — версии Moog, как уже сказано, проводов не осталось, только ручки.

В 1971 году компания в первый раз продана. Выпуск Minimoog’ов прекращён.

Меняется владелец, меняется месторасположение штаб-квартиры, даже название — и то меняется. Роберт Мог сосредотачивается на разработках, а маркетинг и прочие «глупости» берут на себя другие люди.

Новый формальный владелец, впрочем, продержался недолго: его «ушли» подальше, поскольку качество его управления оставляло желать лучшего. Владелец снова сменился.

В это же время в компанию, получившую название Moog Musonics, а затем — Moog Music Inc., приходит Дэйв Льюс (Dave Luce) и начинает разработку полифонического синтезатора. Все прежние Moog’и были монофоническими.

Разработка получила название Apollo, а её усовершенствованный вариант стал называться Polymoog.

Дейв Льюс представляет первый Polymoog — полифоническую версию синтезатора Moog.

В 1975 году компания вновь меняет владельца, а через два года, по истечении сроков своего контракта, Боб Мог покинул своё детище.

В том же году возобновляется выпуск Minimoog’ов, а кроме того, компания начинает производить массу новых инструментов, в том числе Vocoder, Taurus II (первый Taurus появился почти одновременно с Polymoog’ом) и так далее.

В 1983 году компания «завязывает» с музыкальными инструментами, и переключается на бытовую электронику, меняя название на Moog Electronics. В этом состоянии она протянула ещё десять лет, после чего прекратила своё существование.

А что же сам Роберт Мог? Жив и здоров, работает на другого производителя музыкального оборудования — Kurzweil, а заодно управляет собственной фирмой — Big Briar.

На начало 1980-х годов пришёлся цифровой бум, и аналоговая аппаратура стала казаться чем-то устарелым.

Кроме того, цифровое оборудование позволило снизить уровень шума, от которого аналоговые аппараты избавиться оказались не в состоянии.

Однако в последние несколько лет, несмотря на совершенствование «цифры», всё больше музыкантов стало проявлять неподдельный интерес к «аналогу».

А рынок такие тенденции всегда очень хорошо чувствует. И хотя многие довольствуются (вынуждены довольствоваться) цифровыми имитаторами или даже программными эмуляторами аналоговых музыкальных инструментов (а таковых становится всё больше, и качество их растёт), спрос на аутентичную аппаратуру тоже имеется. И немалый.

В 1995 году некий Майк Баки (Mike Bucki) возрождает компанию Moog Music, правда, теперь она носит название Moog Music Custom Engineering.

Баки выкупил многое из того, что относилось к интеллектуальной и материальной собственности ликвидированной за два года до этого Moog Music Inc. (или Moog Electronics), в том числе техническую документацию, оборудование, инструменты и так далее. А главное, выкупил марку.

Moog Music Custom Engineering занималась техническим обслуживанием многочисленных Moog’ов, находившихся во владении музыкантов, а также производством запчастей и поставкой пользовательской документации.

Но вот в 2002 году знаменитый на весь мир доктор Роберт Муг обнаружил, у него накопилось порядочное количество денег.

И тогда он выкупил права на торговую марку Moog Music и теперь его компания Big Briar стала действовать под наименованием Moog Music.

Выпуская терменвоксы, Minimoog’и (пока, правда, существует только одна модель в двух вариациях), а также всякие процессоры и аксессуары к ним.

Вот такие вот Voyager’ы.

Нынешний Minimoog Voyager выглядит, конечно, куда более современно, чем аппараты 1960-х и 1970-х годов, однако деревянный короб и ручки остались, по счастью, на месте.

Одно огорчает: стоит этот аппарат слишком уж приличных денег: $3495...

Продолжение следует.



Музыка и электричество. Часть четвёртая: Лев Термен и его терменвокс

28 октября 2002

Музыка и электричество. Часть третья: Как орган Хаммонда остался органом

25 октября 2002

Музыка и электричество. Часть вторая: Лоренс Хаммонд

24 октября 2002

Музыка и электричество. Часть первая: Телармониум

23 октября 2002

Англичане устраивают инфразвуковой концерт

25 сентября 2002