Отзовитесь, горнисты: Пентагон занялся цифровыми духовыми инструментами

Горнист исполняет мелодию «Taps» на Национальном Арлингтонском кладбище. Вскоре здесь будет звучать оцифрованный горн, не требующий от исполнителя ничего, кроме умения в нужный момент нажать кнопку.

Американское Минобороны решает весьма деликатную проблему: чтобы отдать воинские почести на похоронах, по традиции надо, чтоб трубили горнисты, но правильно трубить уже почти никто не умеет. И теперь на помощь привлекаются новые технологии.

Вначале, собственно, о традиции. Заметим, что есть специальный сайт, посвящённый американским воинским почестям — Military Funeral Honors.

По информации данного сайта, в США исполнение сигналов на горне особое значение получило ещё в ХIХ веке: во время гражданской войны у французов была позаимствована мелодия, получившая название «Lights Out». По сути, это был сигнал к отбою «Гасите свет», но использовался он и при отдавании воинских почестей.

Почему горн? Его звук сделал возможным передачу команд на большое расстояние, его было слышно в рёве битвы.

1863 год. Горнист-кавалерист играет на горне сигнал «По коням» («To Horse»).

В июле 1862 года по окончании кровавых сражений Семидневной войны, в результате которых погибло около 600 человек, генерал Дэниел Адамс Баттерфилд (Daniel Adams Butterfield) подозвал горниста к своей палатке.

Он сообщил ему, что «Lights Out» — слишком формальный сигнал и уже не годится для того, чтобы почтить память погибших.

Горнист Оливер Вилкокс Нортон (Oliver Wilcox Norton) в своих воспоминаниях написал: «Генерал показал мне несколько нот, написанных карандашом на конверте, и попросил, чтобы я сыграл их на горне (по другим данным генерал не знал нот, поэтому мелодию он горнисту насвистывал, — примечание редактора).

Я несколько раз играл по написанному, а генерал вносил изменения, удлиняя и сокращая звучание нот, но сохраняя мотив.

Мелодия получилась красивая, в эту летнюю ночь её слышали многие и за пределами дислокации нашей бригады. На следующий день ко мне пришли несколько горнистов из других бригад и попросили ноты, которыми я с ними с удовольствием поделился».

2000 год. Горнист играет «Taps» в День памяти по прошествии 138 лет со дня написания мелодии (фото CNN).

Постепенно новая мелодия была принята всей Армией Потомака, а в 1874 году официально признана армией США, которая в 1891 году сделала её стандартом при проведении церемоний военных похорон. С тех и до сих пор эта мелодия носит название «Taps».

Да, кстати, «Taps» можно ведь и послушать (Wave-файл, 1.4 MB, 35 сек).

Нужно отметить, что наряду с похоронами военнослужащих, «Taps» исполняется ежегодно, когда в США отмечается День памяти — Memorial Day: в последний понедельник мая народ чтит память всех погибших военных.

Теперь мы подходим непосредственно к теме статьи. Почётный караул — это, мягко говоря, не музыканты, поэтому было постепенно принято решение использовать на церемониях стереоаппаратуру, а горны солдаты подносили к губам исключительно для создания визуального эффекта.

Само собой, если музыканты под рукой есть, то стерео не применяется, однако в США всего-то около 500 профессиональных горнистов, а военных похорон проходит около 100 тысяч в год. Сами понимаете, какие уж тут «Отзовитесь, горнисты»...

Так выглядят ноты сочинения генерала Баттерфилда.

Но, казалось бы, что тут такого — пусть и играла бы аудиосистема компакт-диски, но Пентагон решил не останавливаться на достигнутом.

24 октября 2002 года представитель Минобороны США (United States Department of Defense — DoD) Джон Молино (John M. Molino) на встрече с ветеранами, что называется, обнародовал ноу-хау — «цифровой» горн («digital» bugle), о чём и сообщил официальный «рупор» DoD’а в Интернете — агентство Defenselink.

Опубликован и официальный пресс-релиз Пентагона по этому поводу.

Сержант ВВС Яри Вилланува (Jari Villanueva) в форме солдата времён Гражданской войны. Ему удалось воссоздать всю историю горнов в США (фото Rudi Williams).

Ненадолго отвлечёмся, чтобы выяснить, как обстоят дела с, так сказать, музыкальным оформлением воинских почестей у нас в России. В соответствие с девятой главой Устава гарнизонной и караульной служб вооружённых сил РФ "Отдание воинских почестей при погребении", оркестр исполняет траурный марш.

При возложении венков к могилам павших воинов оркестр исполняет траурно-торжественные мелодии, а после минуты молчания — Государственный гимн. Всё. По поводу аудиосистем ничего не сказано — только оркестр.

Вернёмся к «цифровому» горну. По сообщению сайта Ananova, его разработчиком является британец Саймон Бриттон (Simon Britton) перебравшийся в США 13 лет назад. Бриттон работает консультантом и инженером в университете Ньюкасла (University of Newcastle upon Tyne).

Небольшое устройство на двух 9-вольтовых батарейках помещается в раструб горна, точно так же, как сурдинка. Таким образом, звук, как и положено, исходит прямо из горна.

Цифровая запись «Taps», которую и выдаёт устройство через встроенный в горн же 45-ваттный цифровой усилитель, была сделана на Национальном Арлингтонском кладбище (Arlington National Cemetery — официальный сайт кладбища, между прочим).

Горн и высокотехнологичная вставка в него. Интересно, где у него кнопка? (Фото Gerry J. Gilmore).

Дуть в горн, разумеется, не надо: «горнист» должен только поднести инструмент к губам и нажать на кнопку.

Пентагон объявил, что 7 ноября 2002 года начнутся шестимесячные испытания нового церемониального горна в Миссури. Для начала среди соответствующих военных организаций будут распределены 50 горнов опытного образца.

Когда пионерская организация сходила на "нет, вместо горнистов играла грампластинка. На снимке: 19 мая 2001 года, юные молдавские горнисты Максим и Володя. Им «цифровой» горн, похоже, совсем не помешает.

Во время этих испытаний планируется изучить реакцию родственников и впечатления самого почётного караула. По результатам будет решено, внедрять ли ноу-хау повсеместно или нет.

Насколько единодушны будут родственники в отношении «оцифровки» воинских почестей, предсказать сложно — кому-то может показаться, что «синтетика» в такого рода церемониях неуместна.

Что же касается караула, то им, по идее, должно понравиться: делать-то особо ничего не надо — только кнопки бы синхронно всем нажать, чтоб какофонии не случилось, да следить, как бы батарейки не сели в самый ответственный момент.

В целом же, занятно, что у Пентагона находится время и имеется желание заниматься нововведениями именно в этой, с позволения сказать, сфере. Вот такие дела.



Музыка и электричество. Часть четвёртая: Лев Термен и его терменвокс

28 октября 2002

Музыка и электричество. Часть третья: Как орган Хаммонда остался органом

25 октября 2002

Музыка и электричество. Часть вторая: Лоренс Хаммонд

24 октября 2002

Музыка и электричество. Часть первая: Телармониум

23 октября 2002

Англичане устраивают инфразвуковой концерт

25 сентября 2002