Стремление портить воздух. Часть первая: кино с запахом

Изобретатели давно хотят, чтоб публика активнее работала носом там, где до сих пор пользуется преимущественно глазами и ушами.

Передача запахов на расстояния, например, через Интернет, или же просмотр кинофильма со звуком и запахом — идея, согласитесь, захватывающая, но вызывающая нехорошие подозрения. Запах, всё-таки, очень тонкая, если не сказать интимная вещь. Даже опасная.

Если разобраться, то с запахами, судя по всему, на высокотехнологическом уровне наблюдается определённый застой. Вояки, правда, работают над вонючими бомбами, но это только подтверждает особый статус обоняния среди пять чувств, что есть у нас, человеков.

Между тем, запахи — как раз недостающая вещь для всё той же виртуальной реальности, движители которой так стремятся к полному погружению. Так и где же?

Фотография — и та уже в каком-то смысле трёхмерная, 3D-телевидение на подходе, звук — чем дальше, тем Dolby, а запахи до сих пор обретаются где-то в баллончиках дезодорантов. Почему?

На снимке одна из главных причин, по которым кино с запахом не получило широкого распространения.

Притом, что о непосредственной передаче, если хотите, телепортации запахов речи, конечно же, быть не может, пути воздействия на обоняние известны. Как правило, это картридж, содержащий около сотни синтезированных образцов запахов, которые активируются внешними импульсами, выстраиваясь в необходимую комбинацию.

Вроде бы всё ясно и довольно просто, но идея не получает распространения. И на вопрос «почему?», ответ, похоже известен.

Во-первых, запахи, как уже говорилось, весьма и весьма индивидуальная штуковина: играть с ними надо крайне осторожно, в то время как у «пользователя» вторжение в данную сферу вызывает и будет вызывать недоверие.

Во-вторых, это уже мы сами домыслили, проблема в том, что запахи, в отличие от звуков и изображений, не так-то легко сменяют друг друга, если сменяют вообще.

А накладка даже двух приятных запахов может в итоге сложиться в преотвратную комбинацию. Что тут поделать?

Афиша, завлекающая публику на первый фильм с душком.

В-третьих, проблема в том, что даже вышеописанный процесс с картриджами пока ещё довольно трудоёмкий.

Несомненно, найдётся и в-четвёртых, и в-шестых, но мы попробуем окинуть мысленным взором историю вопроса от, значит, истоков, до наших дней.

В сегодняшней, так сказать, развлекательной сфере работают трое: зрение, слух и, если, скажем, вибрирует кресло или там мышь, осязание.

Но были и есть люди, готовые принести запахи в компьютерный, киношный и музыкальный мир.

Чтобы в статье хоть как-то и чем-то запахло, приведём несколько «обонятельных» определений из собрания Владимира Даля: чуять, слышать носом, обоняньем, чутьем; быть одарену чутьем; вдыхать, впивать запах, воню, дух; слышать, чуть, что пахнет, нюхать... Ни у кого нос не чешется?

А начнём не с компьютеров и Интернета, а с кино, которое появилось пораньше.

На самом деле, идея о передаче запахов в тех же кинотеатрах витает в воздухе уже очень давно: после того, как в кинематограф пришёл звук, о «третьем измерении» задумывались многие.

Логотип «запаховидения», опубликованный в сентябре 1999 года в журнале Nickelodeon.

Что характерно, показу любого фильма, сопровождавшемуся запахами, неизменно сопутствовали крики «Впервые в мире!», «Сенсация!» и так далее.

Но История преспокойненько отбрасывает нас в 50-е годы ХХ века, когда швейцарский профессор Ханс Лаубе (Hans Laube) решил, что нашёл способ воспроизведения ароматов в кинотеатре.

Своё изобретение Лаубе нарёк Smell-O-Vision! (вроде как «запаховидение») и продемонстрировал его в 1960 году во время показа фильма «Scent of Mystery» (можно перевести как «Таинственный аромат», «Аромат тайны», а можно как-нибудь ещё).

Как работало Smell-O-Vision, догадаться нетрудно: кинотеатр был несколько переоборудован, небольшие пластмассовые трубки шли под сиденья зрителей и передавали запахи из «мозга» («smell brain»), где наверняка сидел специально обученный дядечка и жал в нужные моменты на рычаги.

Ханс Лаубе провёл в СМИ массированную рекламную кампанию, в ходе которой значимость «запаховидения» для мирового кинематографа была выражена подчёркнуто нескромно.

Вот, что писала газета The Jazz Singer: «First They Moved (1895)! Then They Talked (1927)! Now They Smell!» (В 1895-м кино начало двигаться, в 1927-м заговорило, теперь оно пахнет!)

Одна из карточек с десятью запахами, которые раздавал зрителям Джон Уотерс.

Как это обычно бывает, восторг разделили не все. Обозреватель New York Times Босли Кроутер (Bosley Crowther), к примеру, назвал новацию ахинеей.

А журнал Time написал следующее: «Скорее всего, зрители согласятся, что запахом, понравившимся им больше всего, был тот, до которого они добрались во время перерыва — это свежий воздух».

Зрители, постоянно зажимавшие во время сеанса носы, согласились с Time, и Smell-O-Vision заглохло всерьёз и надолго, пока о нём не вспомнили в 1980-е.

Известный своими шоковыми выходками кинорежиссёр Джон Уотерс вдруг вспомнил о Smell-O-Vision. Россиянам он, вероятно, известен по фильму «Мамочка маньяк-убийца» («Serial Mom»), который неоднократно показывали по телевидению.

Итак, в 1981 году Уотерс на премьере своей картины «Полиэфир» («Polyester») раздал зрителям карточки под названием «Odorama».

На этих карточках было 10 образцов запахов, «открыть» которые можно было, расцарапав выделенный кружочек, как на некоторых лотерейных билетах.

Устройство «Sniffman» работы Стефана Рёйтца.

Зрители были чётко проинструктированы, когда и какой номер запаха нужно выпускать. Пришедшие, знакомые с коварными выходками Уотерса, с некоторым недоверием выполнили задание. К счастью, самым неприятным ароматом был запах грязных носков.

Вполне возможно, эксперименты с «запаховидением» проводились по кинотеатрам и в последующее за премьерой Уотерса десятилетие, но нам доподлинно известно лишь об опыте, устроенном в Германии в мае 2001 года.

Тогда-то в Мюнхене и прошла, как бы это, всенемецкая премьера фильма «Один день диеты» («One Day Diet»). Во время этого действа инженер Стефан Рёйтц (Stefan Ruetz) продемонстрировал своё изобретение под название «Sniffman».

Это 127-граммовая коробочка размером с аудиоплеер вешается на шею зрителя и источает. Образцы запахов внутри «Sniffman» активируются радиосигналом, а каждый аромат каким-то образом длится 20-40 секунд.

Кадр из фильма «One Day Diet». Можно завидовать зрителям или нет?

В фильме рассказывается о человеке, который принимает участие в соревновании по поеданию 50 тортов с шоколадным кремом, так что зрителям были предложены запахи, в основном, кондитерского характера.

Тем не менее, вдохновлённый тогдашним успехом Стефан Рёйтц поделился своими дерзкими творческими планами с британской Mirror: «Представьте себе использование моей технологии при просмотре, скажем, „Парка Юрского периода“. Экскременты динозавра действительно позволили бы развернуться. Я держу пари, они пахли бы трясиной и тропическим лесом».

Были у Рёйца задумки поромантичнее: «Когда в любовной сцене герой наклоняется, чтобы поцеловать героиню, вы сможете унюхать духи, которыми она пользуется». «Запах женщины», не так ли?

В этой сцене из «Парка Юрского периода», должно быть, запахнет жареным.

Таким образом, 2000 год стал своего рода рубежом для внедрения в кино третьего пахучего измерения. В данной статье мы, само собой разумеется, рассказали не обо всех экспериментах с запахами — есть как минимум одна-две фирмы, которые грезят ароматами в кинотеатрах, а так же в компьютерных играх и Интернете. Но об этом — в следующий раз.

Продолжение последует обязательно.



12-колёсный броневик-амфибия Landmaster сошёл с экрана на свалку

4 ноября 2002

«Призраки» передают ощущения в виртуальном пространстве

30 октября 2002

Человек-паук произошёл от ящерицы, или отчего люди на стену лезут

25 октября 2002

Rolex наградит изобретателей часами и деньгами

22 октября 2002

В Израиле создана микроволновая дрель

18 октября 2002