Лифт через дорогу: немцы изобрели пешеходный перевоз

Это не нарисованная картинка, а самая настоящая фотография: лифт через дорогу в день открытия — 7 декабря 2001 года (фото с сайта schmid-peoplemover.de).

В пятницу 7 декабря 2001 года, то есть практически год назад, в Германии на федеральной трассе номер 132 заработал лифт через дорогу. Он переносит пешеходов над крышами движущегося транспорта. Выясняется, что затея не такая дурная, как может показаться.

Германский пешеходный лифт отчего-то сочетает в названии немецкую фамилию и английский термин — Schmid Peoplemover (человековоз Шмида).

Разработчик — спецподразделение Schmid Gruppe под названием Schmid Maschinenbau.

В общем, Шмид на Шмиде и Шмидом погоняет.

Как это работает? Лучше один раз увидеть — вот видео (Quicktime). Для тех, кто не может посмотреть, объясним своими словами:

Schmid Peoplemover — это две башни и мост между ними. Вызывают кабину точно так же, как лифт — нажатием кнопки. Двери открываются автоматически, но исключительно в момент полного «приземления» кабины — ещё бы, безопасность прежде всего.

Разве для организации перехода через эту улицу не хватило бы «зебры»?

Восемь человек (или 600 кг) заходят и жмут кнопку «поехали». При движении по вертикали кабина сбалансирована противовесами. Движется Schmid Peoplemover плавно без дёрганий, толчков и без сокращения скорости. Равномерно так идёт.

Кабина взмывает, по дуге выходит на горизонталь, так же по дуге возвращается в вертикаль, восемь человек выходят. Четырёхполосную трассу лифт преодолевает примерно за пол минуты. Скорость: метр в секунду по вертикали, 1,5 метра по горизонтали.

Говорят, что ждать зелёного сигнала светофора придётся дольше. То есть преждевременный вывод сделаем такой: лифт может стать чуть ли не единственно возможным переходом скоростного шоссе.

А у человековоза пропускная способность — 720 человек в час в обоих направлениях. Значит, около 100 рейсов за 60 минут. Всего часов 24.

Монтаж всей системы лифта занимает 3 дня максимум.

Теперь задаём каверзные вопросы. Зачем такие чудеса, если можно нарисовать «зебру» на асфальте? Нужен ли лифт, когда изобретены подземный и надземный переходы? А ну как застрять в этом Peoplemover’е да под Новый год? Как быть, если трос оборвётся, а грузовика с матрацами поблизости не будет?

А это кабина. Как видим, в ней есть иллюминатор.

Что ж, осмотрим преимущества. Во-первых, безопасность, безопасность, и ещё раз безопасность. Абсолютно бе-зо-пас-но. Это Schmid говорит, который пять лет свой лифт разрабатывал.

Например, если прерывается подача электроэнергии, лифт автоматически переключается на батареи.

Другой пример: пешеходам не угрожают собственная неосторожность и невнимание автолюбителей — они не встречают никаких препятствий.

Про лифтёра ничего не сказано. Вероятно, справляется программное обеспечение.

Во-вторых, среди нас, говоря политкорректно, люди с ограниченными возможностями — на инвалидных колясках, к примеру.

Первый пассажир лифта радуется, что остался жив. Для демонстрации рекламных возможностей конструкции Schmid повесила свой баннер.

А ещё мамы с детскими колясками.

Для тех и других трасса в несколько рядов нередко является непреодолимым препятствием.

Короче говоря, во-вторых, это удобство и комфорт для всех.

А ещё можно наладить доставку людей через дорогу сразу в какое-нибудь здание. Магазин, ресторан.

Во-вторых, построить Schmid Peoplemover, по словам, конечно же, разработчиков, быстрее (за 2-3 дня) и намного дешевле, чем подземный переход или пешеходный мост.

К тому же, лифт занимает меньше чем мост места. А через железнодорожные пути или, скажем, судоходный канал «зебру» никак не нарисуешь.

Нарисовано. Это, надо думать, доказательство гибкости дизайна.

По поводу дешевизны-дороговизны судить трудно. Сколько стоит вырыть подземный переход? Бог его знает. А лифт стоит что-то около 300 тысяч марок. Кто-нибудь помнит, что такое немецкая марка? 80 центов?

В-третьих, лифт через дорогу можно при желании идеально вписать в окружающую среду и архитектурный облик. Гибкий дизайн.

В-последних: хотя в Schmid Peoplemover’е как в подземном переходе коммерческих палаток не понаставишь, на его «перекладине» можно размещать баннеры. И дорожные знаки.

В общем, в полдень пятницы 7 декабря 2001 года секретарь министерства окружающей среды Стефан Маппус (Stefan Mappus) перерезал красную ленточку и открыл лифт через федеральную трассу номер 132.

Тоже нарисовано. Непонятно только, почему для демонстрации проекта выбрали переулок с односторонним движением? С таким же успехом можно было лифт в прихожей изобразить.

Мы можем сколько угодно рассуждать о том, нужен Schmid Peoplemover или нет.

Тем временем, германские товарищи ездят себе в кабине над транспортными потоками, на мировое «лифтовое» господство не претендуют и сайт свой с немецкого на английский переводить не торопятся.

И вполне возможно, не узнали бы мы об этой реализованной инновации, если б лифт в августе 2002-го не заметили создатели ресурса Innovative Transportation Technologies, за что им спасибо. Большое человеческое. Интересный, кстати, ресурс. Взгляните.