Ломать, крушить и рвать на части: что делают со звуком эффект-процессоры. Окончание

Без эффект-процессоров уже не обходится никакая звуковая аппаратура.

Продолжаем рассказ о тех издевательствах, которые производят над исходным («Dry») сигналом всевозможные эффект-процессоры, без которых теперь уже не обходится практически никакое музыкальное направление.

Заголовок предыдущей статьи вызвал у некоторых наших читателей достаточно противоречивую реакцию, но, однако же, по меньшей мере, к «дисторшну» оно вполне подходит: как уже было сказано, от нюансов первоначального звучания инструмента при высокой степени «зафузованности» не остаётся почти ничего.

Однако же существует целый ряд прочих эффектов, активно применяемых для обработки звучания различных инструментов, в том числе голоса.

Помимо уже упомянутого ревербератора и chorus (использовать расхожий варваризм «хорус» мы в данном случае не будем), необходимым и обязательным является использование эквалайзера (equalizer).

Equalizer — модуль для регуляции громкости определённых частот. Он необходим для того, чтобы компенсировать несовершенство звучания техники или музыкальных инструментов при записи. Для того, чтобы после сведения нескольких звуковых дорожек все инструменты звучали чётко, также необходима обработка частот, поэтому эквалайзеры всегда найдутся в студии звукозаписи.

Как правило есть они и на звуковоспроизводящей технике, вплоть до виртуальных проигрывателей, вроде Winamp.

Профессиональные эквалайзеры являются «многополосными», то есть позволяют регулировать довольно узкие диапазоны частот независимо друг от друга. А самые примитивные, однополосные регуляторы тембра, найдутся и на какой-нибудь «мыльнице» Panasonic.

Влево повернёшь, верхних частот станет меньше, звук будет глухим; повернёшь вправо — «верхи», наоборот, вылезут.

Даже на компьютерных колонках это реализовано более убедительно — «басы» и «верхи» регулируются отдельно друг от друга.

Ну а 28-30 полосные эквалайзеры — это уже удел профессионалов и самых тонких ценителей хорошего звука (у которых формат MP3, например, вызывает брезгливое презрение).

Каждая из ручек «графического» эквалайзера регулирует свой диапазон частот, а точнее — управляет специальным фильтром, пропускающим только определённые частоты. Фильтр может усиливать пропущенный через него сигнал, или наоборот, глушить его.

Нижеприведённая схема показывает, как должен быть устроен эквалайзер, чтобы действительно эффективно управлять всем спектром.

Схема многополосного графического эквалайзера.

Фильтры центральных частот в графических эквалайзерах обычно размещаются по «октавам». Целая октава соответствует степени двойки, соответственно, если первая срединная частота соответствует 100Гц, то следующая будет соответствовать 200Гц, далее 400Гц, 800Гц и так далее.

Треть октавы означает, двойку в степени 1/3, что приблизительно соответствует 1,26. Так, если первая срединная частота у нас всё те же 100Гц, то следующие окажутся на 126Гц, 159Гц, 200Гц и так далее.

На сами частоты и их расположение, кстати, имеется свой стандарт ISO.

Существуют также так называемые параметрические эквалайзеры. Они значительно более гибки и регулируемы, по сравнению с графическими, но требуют большей осторожности и опыта в использовании. С помощью параметрического эквалайзера можно устанавливать не только степень урезания или наоборот, усиления каких-то частот, но даже выбирать центровые частоты, а также контролировать обратные наводки (feedback).

Кстати, подробнее об этом рассказывается (причём, на русском языке) — здесь.

Ещё одним часто используемым эффектом является фазовое смещение сигнала (Phase shifter, или, как его обычно называют, Phaser).

В общем и целом, Flanger оказывается частным случаем Phaser.

Phaser сдвигает фазу определённых, специально «помеченных» частот в общем сигнале, и уже отфильтрованный сигнал смешивается с исходным («сухим» — dry). Фаза может сдвигаться как вперёд и назад, так и инвертироваться.

Что получается в итоге можно послушать здесь, в этом .WAV-файле. По размерам он невелик, всего 183 килобайта. Сначала идёт необработанный звук, затем — с наложенным Phaser’ом.

Джимми Хендрикс прославил Wah-Wah, а может быть, они прославили друг друга взаимно.

Что касается досточтимого Ring Modulator — то с ним всё очень просто. Как и в случае и интермодуляционным искажением, RM выделяет два сигнала и добавляет к ним их частотную сумму и разность. Звук получается... как бы это сказать... довольно странным, так что эффект не слишком часто используют — что и не удивительно. Достаточно его послушать.

Ну и последний эффект, о котором есть смысл рассказать, это, наверное, Wah-Wah. Он же «квакушка», он же «вау-вау». Собственно говоря, этим изделием впервые воспользовался Джимми Хендрикс, и непонятно, кто кого прославил. Скорее всего, они прославили друг-друга.

«Квакушка», если она, конечно, не автоматизированная, представляет собой педальный модуль, который, при нажатии педали носком, выводит верхние частоты. При нажатии каблуком, соответственно, звучат сплошные басы.

Переменное нажатие, соответственно, выдаёт «квакающий» звук, который так любят блюзмены и рокеры.

На этом, пожалуй, и остановимся.



Ломать, крушить и рвать на части: что делают со звуком эффект-процессоры

18 февраля 2003

«Сковородка» и «брусок»: немелодичные имена великого инструмента

13 февраля 2003

Компакт-диск с песнями птиц попал в хит-парад

12 февраля 2003

Karappo Okesutura — эпидемия любительского пения

29 января 2003

Учёные записали на компакт-диск музыку ДНК

21 января 2003