Рекорд водной скорости убьёт того, кто его побьёт

New Boat — новый катер австралийца Кена Уорби, с помощью которого он намерен удержать мировой рекорд водной скорости (фото hydrostream.org).

Притом, что мировой рекорд скорости передвижения по земле нынче составляет 1227,6 км/час (763 mph), его водный эквивалент — всего 511 км/час (317,6 mph). World Water Speed Record был установлен в 1978 году. Хотя это почти 100-процентная смерть, и сейчас находятся люди, собирающиеся этот рекорд побить.

История мировых рекордов скорости на воде берёт своё начало с апреля 1874 года, когда британец Феликс Хэйг (Felix Thackery Haig) на лодке Sir Arthur Cotton разогнался до 38,6 км/час (24,61 mph). Как после этого росли скорости, можно увидеть в этой таблице.

И, надо сказать, история это кровавая. В 1930 году опять-таки англичанин Генри Сигрейв (Henry O’Neill de Hane Segrave) решил стать лучшим, выжав из своей лодки Miss England II 100 миль в час (160,9 км/час). Он влетел в затопленное бревно и умер.

Одиннадцатью годами позже другой англичанин, Джон Кобб (John Cobb), посчитал, что и 200 миль в час (321,8 км/час) — не предел. Погиб он не сразу — во время второй попытки. Такие случаи в летописи World Water Speed Record (WWSR) сплошь и рядом.

1958 год. Дональд Кэмпбелл и его лодка Bluebird K-7.

4 января 1967 года. Место Coniston Water, Великобритания. Время 8:40 утра. После кофе с бренди сэр Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell) садится в кабину лодки Bluebird K-7 и заводит реактивный двигатель.

Начиная с 1955 года, он и его Bluebird («Синяя птица») удачно обманывали смерть, устанавливая 7 рекордов водной скорости. Казалось, всё пройдёт благополучно и в этот раз.

Не было и намёка на ветер, озеро казалось гладким зеркалом. Кэмпбелл без проблем за несколько секунд пролетел заданный километр со скоростью 297 миль в час (477,8 км/час).

Кэмпбелл и «Синяя Птица» в очередной раз пытаются обмануть смерть (фото BBC News).

Но чтобы установить мировой рекорд, по правилам Международного союза мотонавтики (Union Internationale Motonautique — UIM) требуется, чтобы катер преодолел заданный отрезок в противоположных направлениях в пределах часа.

Кэмпбелл начал совершать второй проход, но на 200 милях в час практически ослеп, поскольку пошёл поперёк ряби, оставленной его собственным следом. Его последними словами было: «I’ve gone... oh...»

Bluebird взлетела над водой и воткнулась в неё носом, превратившись в ураган воды и металла. Обезглавленное тело Кэмпбелла так и не нашли.

Ну а нынешний мировой рекорд водной скорости установил австралиец Кен Уорби (Ken Warby — The Worlds Fastest Man on Water).

4 января 1967 года. На этот раз обмануть не вышло... (фото BBC News).

8 октября 1978 года он на своём катере Spirit of Australia («Дух Австралии») с реактивным двигателем Westinghouse J34 мощностью 6 тысяч «лошадей» сделал 511,11 км/час (317,6 mph).

Другое достижение Уорби — он остался в живых. С тех пор только американцы Ли Тэйлор (Lee Taylor) и Крэйг Эрфонс (Craig Arfons) пытались побить WWSR. Тэйлор погиб на озере Tahoe в 1980 году, Эрфонс умер девятью годами позже.

Кстати, почему водные рекорды — причина стольких смертей? Дело в том, что вода, как динамическая среда, в 800 раз плотнее воздуха, поэтому скоростные лодки должны быть, по сути, гидропланами. Это означает, что на высоких скоростях они должны подниматься над водой, едва её касаясь.

Кен Уорби — нынешний рекордсмен (фото kenwarby.com).

Каждый раз, когда скорость удваивается, подъём увеличивается вчетверо — стабильность требует тонкого аэродинамического и гидродинамического баланса.

Если лодка тяжела и слишком погружена, вода накрывает её сверху, если слишком лёгкая, лодка взлетает.

В любом из этих случаев вы мертвы.

И вот, осенью 2003 года скоростному рекорду Уорби исполнится 25 лет.

Мало того, что у самого 62-летнего австралийского рекордсмена остался порох в пороховницах, у него имеется двое соперников.

Лодка «Дух Австралии» ныне хранится в музее (фото kenwarby.com).

Это британцы, которые хотят вернуть WWSR на родину, и американцы, что хотят того же самого и, как обычно, желают быть лучше всех. Таким образом, есть три команды, готовые в недалёком будущем померяться силами, а может и погибнуть.

Начнём с Уорби, поскольку мы и так с него начали. Рекорд он задумал побить ещё в 13-летнем возрасте, а в 16-ть уже построил свой первый катер.

Кен презрительно относится к вере своих соперников в продвинутые космические технологии: «Эти парни рассчитывают на связку из аэропланов и компьютерных вывертов, но это чертовски опасно (fucking dangerous).

Так выглядит мировой рекорд 25-летней давности (фото kenwarby.com).

Как они не поймут, что это — лодка, а не самолёт? Их шансы побить мой рекорд — абсолютный ноль, я им заказываю двое похорон».

С таким настроением и сознательным низкотехнологическим подходом Кен вручную строит в своём гараже новую лодку, которая так и называется — New Boat. Она почти полностью сделана из дерева, обошлась в $30 тысяч и уже практически готова. Правда, испытаний на воде пока не было.

По сравнению с «Духом Австралии» Уорби увеличил мощность на 50%, оснастив New Boat реактивным двигателем Westinghouse в 9 тысяч лошадиных сил. Длина катера — 8,5 метров. Никаких бортовых датчиков или компьютеров.

Новая лодка Уорби. Фото сделано в гараже австралийского рекордсмена в 1999 году (фото kenwarby.com).

То, что Кен отвергает всякий хай-тек, его конкуренты называют «невежественным безумием» и также заказывают ему похороны. Пора нам с ними познакомиться.

Здесь пропустим вперёд британцев — последователей сэра Дональда Кэмпбелла, чьё обезглавленное тело, как вы, может быть, помните, так и не нашли. Команда называется Quicksilver (буквально переводится, как «ртуть», а в переносном смысле означает «подвижность» и «быстроту»).

Уорби убеждён, что лодка — это не самолёт и наоборот. Но на фото можно уловить некоторое сходство (фото kenwarby.com).

Команда Quicksilver планирует вернуть мировой рекорд в том же месте, где так и не нашли обезгл... в Coniston Water, короче говоря. Если не затянется получение всяческих разрешений, «заплыв» состоится в январе 2005 года.

Quicksilver гордится своим главным конструктором Кеном Норрисом (Ken Norris), которого называет единственным человеком в Истории, участвовавшим в разработке и самого быстрого автомобиля, и самой скоростной лодки.

Британская «Ртуть» пока существует вот в таких картинках (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk).

Вместе со своим братом Льюисом в 1950-1960-е Норрис создал ту самую «Синюю Птицу» Дональда Кэмпбелла. Сейчас Норрис — 81-летний дедушка, но для него «проект Quicksilver — кульминация блестящей карьеры».

Ясное дело, заправляет предприятием не гениальный дедуля, а долговязый Найджел Макнайт (Nigel Macknight), прежде занимавшийся журналистикой: он писал статьи и книги научно-популярной тематики: космос, авиация, автогонки и всё такое.

48-летний Макнайт возглавляет компанию Quicksilver Ltd из 100 специалистов и собирается сам сесть за штурвал суперкатера Quicksilver: «Дональд Кэмпбелл погиб, потому что не мог высчитать момент, когда лодка собиралась взлететь».

Найджел Макнайт поведёт Quicksilver в январе 2005 года (фото quicksilver-wsr.co.uk).

Команда «Ртути» рассчитывает разогнаться до 400 миль в час (643 км/час) при помощи турбодвигателя Rolls-Royce Spey 101, которым обычно оснащают современные самолёты.

Во время «битья» рекорда у Макнайта будет 8-километровая трасса, ещё 3 км ему отведено под торможение. Он допускает возможность как летательного, так и летального исхода, но больше беспокоится о том, чтобы лодка повела себя, как следует.

Ещё бы — в постройку Quicksilver уже вложено более $8 миллионов, у компании 25 спонсоров. Полноразмерный катер пока не готов, но уменьшенная копия успешно прошла туннельные испытания. Такие дела.

Над катером Quicksilver работают люди, которым не впервой делать самый быстрый в мире транспорт (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk).

И наконец третий претендент на завоевание WWSR — это американец Расс Уикс (Russ Wicks), собственно, уже являющийся рекордсменом в области водной скорости — в июне 2000 года свою лодку с пропеллером под названием Miss Freei Unlimited Hydroplane он разогнал до 329,8 км/час (205,494 mph), за что и был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.

Вдобавок ко всему, Уикс участвует в мотокроссе, гонках Формулы-1, а также почитывает лекции об Интернете и бизнесе. Пропеллеры-пропеллерами, а вот побить WWSR американец считает логическим продолжением своей карьеры.

400 миль в час, говорите? (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk).

«Что касается это парня из Сиэтла, Расса Уикса, так он хочет, чтобы лодка касалась воды в трёх точках. Это же трёхколесный велосипед, все, кто попробовал это — мертвы, — рассказывает рекордсмен Кен Уорби.

Расс Уикс что-то интересное рассказывает телекомпании Fox (фото russwicks.com).

— У таких лодок слабая аэродинамика. Они хорошо показывают себя в туннельных испытаниях, но на воде имеют проблемы с балансом. Встречный поток перевернёт вас, как трёхколесный велосипед. Я говорил Эрфонсу, что с такой лодкой он умрёт — так он и сделал».

Цель Расса Уикса та же, что и у британцев — 400 миль в час. Только вот с лодкой до конца непонятно: есть она, нет её, строится ли.

Известно, что на Miami International Boat Show в феврале 2002-го публике показали дизайн в виде 3-D картинок и анимации.

Как идут дела, и когда именно Уикс намерен бить WWSR — не ясно. С учётом конкуренции можно ожидать, что тоже в 2005-м.

Так может выглядеть лодка Уикса, на которой он будет бить рекорд (иллюстрация americanchallengewsr.com).

В общем, или нас ждут новые рекорды водной скорости, или претендентов ожидают похороны. Впрочем, как показывает история, одно другому не мешает.



Автомобильные фанатики узнают машины так же, как и лица

11 марта 2003

Летающая лодка OutRider 27 — дочь болида и самолёта

21 февраля 2003

Для Segway придумали страховку

20 февраля 2003

Toyota Idea Expo: скутеры из ботинок, ремня, палки и циркуля

5 февраля 2003

Начинается изучение жизни владельцев Segway

30 января 2003