Рукоголовый мистер Рипли умеет учиться жить

Я — Рипли. Правда, хорош? (фото с сайта media.mit.edu).

Наверное, несложно смастерить робота, который сумеет подняться по лестнице. А постройте-ка совсем глупое создание, которое изначально не знает и не умеет вообще ничего, но постигает окружающий мир под руководством человека.

Понятно: робот, запрограммированный на решение раз и навсегда очерченного круга задач — именно что «робот», лишённый всяких зачатков искусственного интеллекта.

Чтобы достичь определённых успехов на жизненном пути, эта машина должна уметь самообучаться и делать соответствующие выводы.

Среди прочих, созданием такого устройства занимаются в Массачусетском Технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology — MIT), одной из главнейших мировых кузниц научных кадров.

Руководит трудами 34-летний профессор знаменитой институтской медиа-лаборатории Дэб Рой (Deb Roy), с самого детства одержимый проблемами робототехники.

Робота зовут Рипли (Ripley). Как ни странно, такое название он получил вовсе не из-за фильма, обыгрываемого в заголовке, а по имени героини другой кинокартины — лейтенанта Эллен Рипли (Ellen Ripley) из блокбастера «Чужие» (Aliens).

А это — «чужой». Не нахожу никакого сходства (фото с сайта fantascienza.com).

Такие ассоциации могут натолкнуть вас на мысль, что в секретной массачусетской лаборатории ваяют какого-то злобного монстра. Ничуть.

Рипли, хоть и наделён некоторыми способностями, представляет собой существо совершенно безобидное. Хотя, определённое внешнее сходство с инопланетными врагами лейтенанта всё же имеется.

Да и устроен наш робот довольно примитивно, в отличие от носителей внеземного разума. Напоминает робота-руку, только недоделанную — имеет всего семь степеней свободы.

Очень тонких манипуляций от робота и не ждут. Движениями Рипли руководит микроконтроллер PC104, связанный с компьютером, работающим под Linuх.

Система наблюдения робота за окружающей действительностью включает в себя стерео-микрофон и цветную видеокамеру, а также всякие контактные сенсоры.

Кроме этого, Рипли оснащён датчиками усилия, позволяющими не просто фиксировать его положение в пространстве, но и измерять «тяжесть» тех или иных предметов.

Моя творческая лаборатория (фото с сайта media.mit.edu).

Ещё одна составляющая Рипли — языковая. Предполагается, что робот будет понимать человеческий язык, постоянно анализируя новые слова, сопоставляя их с услышанными ранее, и с увиденным через свои телеобъективы.

Более того, создатели надеются, что Рипли окажется способным учеником и сможет осваивать новые языки, не обладая никакими предварительными познаниями, путём самостоятельного анализа их словаря и грамматики на конкретных примерах из личной жизни.

Вдобавок, робот, разумеется, оснащён речевым синтезатором, надо же как-то с ним общаться.

Вся аудиовизуальная информация, получаемая роботом, попадает в главную ассоциативную систему. На этом уровне происходит анализ внешнего мира и установление связей между его различными составляющими.

Понятно, что без исчерпывающих наставлений инструктора, сам робот ничего не узнает. Поэтому, для его обучения используется инструментарий лингвистов, педагогов и специалистов по детской психологии.

Вот так я себя вижу со стороны (фото с сайта media.mit.edu).

Ведь первоначально в «голову» Рипли заложили только алгоритмы обработки информации — и никаких конкретных знаний. В этом отношении он подобен новорожденному.

Не будем притворяться и делать вид, что в точности понимаем, как всё это работает. Ну, не доводилось применять в практике повседневного распознавания речи скрытые марковские модели (Hidden Markov Models — НММ), и что такого?

Тем более, что и конструкторы робота, за своими алгоритмами решения конкретных задач и системным подходом к проблеме, пока не видят путей достижения конечного результата. Хотя, «правильная» математика многое может сделать на уровне чистых абстракций.

Но вот что интересно. Этот публикация, возможно, и не появилась бы, если б не объёмистая статья Майкла Вэлпи (Michael Valpy), обозревателя по духовным вопросам авторитетной канадской газеты The Globe and Mail .

Упомянутый журналист посетил научную лабораторию, в которой обучали Рипли, и пришёл в совершеннейший восторг. А после погрузился в тяжкие раздумья.

Сначала — о восторге, потом — о раздумьях.

Что же произвело такое впечатление на не искушённого в робототехнике зрителя?

То, например, что Рипли может по просьбе оператора взять лежащую перед ним большую синюю подушку. Да ещё и задать человеку уточняющий вопрос: какую именно? — не видишь, что ли — здесь полно больших синих подушек.

Уже сыт по горло вашим Lego (фото с сайта media.mit.edu).

Дело в том, что никто не внедрял в программное обеспечение робота знание о больших синих подушках, как собственно и само значение этих слов. Уверяем, если б Рипли в десять ходов выиграл у журналиста в шахматы — это не имело бы такого эффекта. Да и не выиграет, поскольку ещё не научился.

Что робот умеет, можно увидеть своими глазами: на этой странице три видеоролика, посмотрите по возможности.

А ещё впечатлило то, что Рипли понимает слово «тяжело» и может оценивать насколько, несколько раз подняв-опустив металлический брусок. Так ведь, если функцию какую-нибудь запрограммировать, он и боль будет чувствовать?

Будет, конечно, но совсем не так как человек. Но человека и не волнует — как: не может он себе этого представить.

Зато учёные надеются со временем обучить Рипли абстрактным понятиям. Например, слово «правосудие» можно связать со словами «обман» и «причинять боль».

Часто сама структура языка помогает роботу усвоить новый термин. По мнению разработчиков, все нелингвистические аспекты человеческого восприятия, так или иначе, привязаны к тому, как мы говорим. Геном человека — это его язык.

Все эти материи естественным образом подталкивают обозревателя к философическим раздумьям о совершенном «метафизическом» Рипли и вопросам о том, что есть сознание и эмоции, применительно к роботам.

Пустое это занятие. Лучше уж сами роботы, когда подрастут, решат свои проблемы.

Лабиринты моего подсознания (фото с сайта media.mit.edu).

И тут, наконец, после пространных рассуждений об искусственном интеллекте, всплывает дежурный в подобных случаях сборник рассказов Айзека Азимова (Isaac Asimov) «Я — робот», а конкретно небезызвестные Три Закона Робототехники. Ещё конкретнее — Второй, накладывающий на роботов обязательство не причинять вреда человеку.

Вот это действительно важно, а остальное — не наше дело. В конце концов, если робот как-то про себя понимает слово «мой» — он и есть искусственный интеллект, на чём вполне можно остановиться.

Вспомнить же лучше другое произведение Азимова — «Академия». Сюжет, вкратце, таков:

В будущем, путём несложных тестов, за пару минут можно будет определить предрасположенность человека к определённой профессии, и ещё за пару минут, под гипнозом, «закачать» в него всю требуемую сумму профессиональных знаний и навыков (типичный пример примитивного программирования).

Но, герой романа, по результатам тестирования, признаётся умственно отсталым, ни на что не годным, не способным получить хоть какую-то специальность.

Его отправляют в приют для придурков, а в качестве последней надежды предлагают учиться по-старинке, самостоятельно, путём чтения книг. Только времени на это нужно потратить несравнимо больше, чем на гипноз — почти всю жизнь.

Ну а в конце, натурально, выясняется, что только такое обучение и делает человека человеком, позволяет ему не только познать существующее, но и открыть новое.

И наш герой, в итоге, оказывается Элитой, а остальные люди — роботами.

Куда более уместное сочинение в свете описываемых проблем.



Робот-лосось спасёт живую рыбу

24 марта 2003

Овчарка атаковала робота-собаку Aibo

24 марта 2003

Британские чайки победили механических птиц

13 марта 2003

Робот-доярка обслуживает коров хоботом

11 марта 2003

Робот-палец чувствует вес

5 марта 2003